Вопрос 3. Административно – правовые отношения: понятие, виды, структура
Административно - правовые отношения традиционно рассматриваются как урегулированные нормами административного права общественные отношения в сфере государственного управления.
Характерными признаками административно-правовых отношений являются:
1. одной из сторон, как правило, являются органы исполнительной власти или другой компетентный уполномоченный субъект;
2. могут возникать как по инициативе любой стороны (чаще по инициативе исполнительной власти), третьего лица, так и против воли одной из сторон.
Суть административных правоотношений – обеспечить важные жизненные потребности, различные интересы субъектов административного права и стабильность правоотношений.
Орган управления всегда реализует свои властные полномочия от имени государства в интересах граждан и государства соответственно.
Административные правоотношения достаточно разнообразны. Подразделение их на виды совпадает с классификацией правовых норм, т.к. правовые отношения являются продолжением, проекцией норм на общественные отношения.
Основанием возникновения, изменения и прекращения административно- правовых отношений являются юридические факты – установленные нормой обстоятельства, при которых между сторонами должны (или могут) возникнуть конкретные правоотношения. Юридическими фактами признаются действия и события.
Действие – это акт волеизъявления субъекта. По соответствию требованиям юридических норм выделяют правомерные и неправомерные действия. Примером правомерных действий является подача жалобы гражданином в соответствующий орган. Неправомерные действия, нарушающие требования административно – правовых норм, влекут за собой возникновение административных юрисдикционных правоотношений. Например, невыполнение гражданином конституционной обязанности платить налоги служит основанием для привлечения его к административной или уголовной ответственности.
События в отличие от действия не зависят от воли субъекта. К событиям относятся факты рождения, смерти, достижения определенного возраста. Для нормы административного права время рождения и смерти – это юридические факты, способствующие возникновению и соответственно прекращению административной правоспособности граждан.
Под административной правоспособностью понимается признаваемая государством и определяемая законом фактическая возможность быть субъектом административного права. Объем и содержание правоспособности могут быть изменены законом.
С фактом достижения гражданином определенного возраста закон связывает возникновение его административной дееспособности - способность своими личными действиями приобретать, осуществлять права и обязанности, предусмотренные административным законодательством.
Начало административной дееспособности жестко не установлено законодательством. В полном объеме она возникает по достижении гражданином 18-летнего возраста. Но фактически субъектом административного права гражданин становится по достижении 16-летнего возраста.
Административно-правовые отношения имеют свою четко определенную структуру.
Состав административного правоотношения образуют следующие элементы:
| |||||||
| |||||||
Вопросы для самоконтроля:
Понятие административно – правовых норм.
Что является характерным признаком административно-правовых отношений?
Назовите суть административных правоотношений?
Виды административно – правовых норм.
Административно – правовые отношения: понятие, виды, структура
Тема №4