Вопрос 1. Граждане как субъекты административного права

Административно-правовой статус гражданина –это сложная юридическая система прав и обязанностей гражданина, закрепленных нормами административного права, а также гарантии реализации прав и обязанностей (охрана законами, подзаконными нормативными актами и механизм защиты органами государства и местного самоуправления).

Административно-правовой статус граждан включает в себя:

 
 
Правоспособность(административная) признаваемая за гражданином фактическая возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера

       
  Вопрос 1. Граждане как субъекты административного права - student2.ru
 
   
Ответственность

Центральным элементом административно-правового статуса граждан в сфере государственного управления являются права и обязанности.

Условно, основные права и обязанности граждан в сфере государственного управления можно подразделить на общие и специальные.

К общим правам можно отнести следующие:

право на жизнь, на личную свободу, на неприкосновенность достоинства человека, на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства.

Общие права граждан изложены в ст.ст.10-33 Конституции РК.

К специальным правам относятся:

1. Социально-экономические:

· Право частной собственности

· Право на не запрещенную законом предпринимательскую деятельность и др.

2. Социальные права:

· Право на социальное обеспечение

· Право на образование

· Право на охрану здоровья и др.

3. Социально-культурные:

· Право на свободу художественного и литературного творчества

· Право на участие в культурной жизни и др.

4. Политические:

· Право на создание общественных объединений

· Право на свободу слова

· Право на проведение митингов, собраний

· Право на участие в управлении делами государства непосредственно или через своих представителей и т.п.

Что же касается обязанностей граждан, то здесь существует аналогичная градация на общие и специальные.

Итак, к общим обязанностям граждан в сфере государственного управления относятся следующие:

каждый обязан соблюдать Конституцию РК и законодательство РК, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц, уважать государственные символы РК.

Общие обязанности граждан в сфере государственного управления изложены в ст.ст. 34-39 Конституции РК.

К специальным обязанностям относятся:

1. Социально-экономические: граждане РК обязаны сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам;

2. Социальные: уплата законно установленных налогов, сборов и платежей;

3. Социально-культурные: обязаны заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры;

4. Политические: защита РК является священным долгом и обязанностью каждого ее гражданина и другие обязанности.

Элементами административно-правового статуса являются организационные, правовые и иные (социальные и др.) гарантии прав и свобод граждан.

В административном праве существует классификация прав гарантий прав граждан в сфере государственного управления. Итак, административным правом рассматриваются следующие виды гарантий:

1. Экономические

2. Юридические

3. Политические

4. Организационные

5. Идеологические

Рассмотрим лишь те, которые непосредственно касаются изучаемого нами вопроса, т.е. юридические гарантии.

К юридическим гарантиям относятся:

· Закрепление в правовых нормах, адекватно экономической и политической ситуации в стране, прав и свобод граждан в сфере государственного управления;

· Судебная и внесудебная защита прав и законных интересов граждан;

· Право граждан на обжалование незаконных действий должностных лиц органов государственного управления, а также возмещение этими лицами или органами материального или морального ущерба;

· Прокурорский надзор;

· Контрольно-надзорная деятельность в пределах своей компетенции всех ветвей государственной власти.

Одним из основных административно-правовых способов (механизмов) защиты гражданами своих прав, свобод и законных интересов в правоотношениях с государственными органами, а также организациями различных форм собственности и гражданами является право их обращения.

В административном праве РК выделяются следующие разновидности обращений:

· Заявление

· Запрос

· Предложение

· Отклик

· Жалоба (административная, судебная).

Жалоба –обращение по поводу: нарушений прав, свобод и законных интересов граждан; невыполнения решений, принятых по обращениям; неправомерных действий должностных лиц.

Заявление –официальное обращение граждан в органы или к их руководителям и иным должностным лицам, посредством которого реализуются субъективные права, не связанные с нарушением прав и законных интересов.

Запрос –обращение, выражающее потребность граждан в получении информации по интересующим вопросам личного или имущественного характера.

Предложение –вид обращения граждан, не связанный с нарушением их прав и законных интересов, направленный на улучшение деятельности государственных органов, общественных объединений в социально-культурной сфере, административно-политической, а также сферах народного хозяйства. Цель предложения – обратить внимание на дальнейшее совершенствование регулирования той или иной области общественных отношений.

Отклик –вид обращения, посредством которого граждане реализуют свое отношение к проводимой государством внутренней, внешней политике, а также явлениям и событиям общественной значимости.

Президент РК

Пост Президента был учрежден Законом КазССР «Об учреждении поста Президента КазССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию КазССР», постановлением Верховного Совета КазССР «О Президенте КазССР». Правовое положение главы государства в Казахстане определено Конституцией, Указом Президента, имеющим силу Конституционного закона «О Президенте РК» от 26 декабря 1995 г. и Конституционным Законом РК «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента РК, имеющий силу Конституционного закона, «О Президенте РК» от 6 мая 1999 г. В ряду перечисленных документов особое место занимает Конституционный Закон РК «О первом Президенте РК» от 20 июля 2000 г. №83, определяющий статус и гарантии первого Президента после прекращения им своих полномочий.

Сравнительный анализ законодательства государств СНГ свидетельствует о наличии общих и особенных аспектов статуса Президента в каждом их государств, где учрежден подобный государственный институт.

Административно-правовой статус Президента РК включает: Вопрос 1. Граждане как субъекты административного права - student2.ru

     
    Вопрос 1. Граждане как субъекты административного права - student2.ru
 
  Вопрос 1. Граждане как субъекты административного права - student2.ru
Вопрос 1. Граждане как субъекты административного права - student2.ru Вопрос 1. Граждане как субъекты административного права - student2.ru
Назначение и освобождение Президентом от должности членов Правительства и других государственных служащих
Ответственность
Порядок взаимоотношения Президента РК с органами государственного управления
Вопрос 1. Граждане как субъекты административного права - student2.ru
  Порядок избрания Президента РК, административно-правовые и иные требования к его кандидатуре
Президент Республики Казахстан

 
 
Вступление в должность, организация деятельности по управлению государством, прекращение его полномочий

Согласно действующему законодательству Президент является главой РК, его высшим должностным лицом.

Символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции РК, прав и свобод человека и гражданина, Президент обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом.

Законодательство устанавливает перечень определенных требований, предъявляемых к кандидату в Президенты РК.

Особенность статуса Президента заключается в том, что он избирается всенародным тайным голосованием путем всеобщих, равных, прямых выборов сроком на пять лет, а поправками к Конституции РК и к Указу Президента РК «О выборах в РК», принятыми Парламентом в октябре 1998г. Продление президентских полномочий до семи лет.Был снят также верхний предел возрастного ценза для кандидатов в Президенты.

Президент вступает в должность с момента принесения присяги в присутствии депутатов Парламента, членов Конституционного Совета, судей Верховного Суда, а также бывших Президентов РК, исполняет свои обязанности до момента вступления в должность вновь избранного Президента.

Президент имеет специальный аппарат, который обеспечивает деятельность главы государства, прежде всего, в целях выполнения им функций гаранта Конституции, прав и свобод граждан, взаимодействия всех ветвей государственной власти.

Ответственность как элемент административно-правового статуса Президента имеет свои особенности.

Президент РК несет ответственность в соответствии со ст.47 КРК за действия, совершенные при исполнении своих обязанностей, только в случае государственной измены и может быть за это отрешен от должности Парламентом. Установлена конституционная процедура отрешения от должности, согласно которой:

· решение о выдвижении обвинения и его расследовании принимается большинством голосов от общего числа депутатов нижней палаты Парламента – Мажилиса по инициативе не менее чем одной трети его депутатов;

· расследование обвинения организуется Сенатом, и его результаты, принятые большинством голосов от общего числа депутатов Сената, передаются на рассмотрение совместного заседания Палат Парламента;

· окончательное решение по данному вопросу принимается на совместном заседании Палат Парламента большинством не менее трех четвертей от общего числа голосов депутатов каждой их Палат при наличии заключения Конституционного Совета о соблюдении установленных конституционных процедур.

Вопрос 3. Правительство РК

Правительству и подведомственным ему органам в силу ряда причин постоянно приходится «меняться». Хотя именно исполнительным органам отводится титаническая роль по обеспечению устойчивого развития государства, также обязанность нести ответственность перед обществом и государством.

Чтобы определить, какое место занимает Правительство в государственном механизме, каковы модели его взаимоотношений с Президентом и Парламентом, следует учесть процедуру формирования Правительства, его роль в законодательном процессе и условия взаимодействия с другими органами государства.

Правительство осуществляет исполнительную власть в РК. В соответствии с Конституцией РК оно возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью. Правовой основой его деятельности являются Конституция РК, Указ Президента РК, имеющий силу Конституционного Закона «О Правительстве РК» от 18 декабря 1995 г. и другие акты.

Таким образом, основы правового положения Правительства РК закреплены в Конституции РК, а компетенция, порядок организации и деятельности определяются конституционным законом.

Правительство является коллегиальным органом и во всей своей деятельности ответственно перед Президентом РК, а в случаях, предусмотренных КРК, - перед Мажилисом Парламента и Парламентом (см.: ст.64 КРК).

Правительство является коллегиальным органом, в состав которого входят: Премьер-Министр, члены Правительства.

Постоянно действующим органом при Премьер – Министре является Президиум Правительства РК в составе Премьер - Министра РК, первого заместителя, заместителей Премьер - Министра. Оно создано для оперативного решении вопросов, связанных с обеспечением руководства народным хозяйством и входящих в компетенцию Правительства РК.

Премьер – Министр обеспечивает коллегиальность в работе Правительства и персональную ответственность его членов, по поручению Президента РК представляет Республику Казахстан в международных отношениях и подписывает межправительственные соглашения и договоры, принимает решения по вопросам государственного управления, не требующим рассмотрения на заседаниях Правительства.

Премьер – Министр РК издает распоряжения, имеющие общеобязательную силу на всей территории РК.

Заместители Премьер – Министра в соответствии с распределением обязанностей осуществляют координацию деятельности министерств и других подведомственных Правительству органов.

На основании и во исполнение законов и иных актов Парламента РК, указов и распоряжений Президента РК Правительство издает постановления, организует и проверяет их исполнение непосредственно или через подведомственные ему органы.

Законодательство ограничивает правомочность членов Правительства быть депутатами представительного органа, занимать иные оплачиваемые должности, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществлять предпринимательскую деятельность, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации (см.: п.2 ст.68 КРК).

Административно-правовой статус Правительства РК имеет ряд особенностей, обусловленных порядком формирования, компетенцией, институтом отставки и прекращения полномочий:

· Правительство образуется Президентом РК;

· Предложения о его структуре и составе вносятся Президенту Премьер – Министром в десятидневный срок после назначения главы Правительства;

· Члены Правительства приносят присягу народу и Президенту;

· Правительство во всей своей деятельности ответственно перед Президентом РК и подотчетно Парламенту случаях, предусмотренными КРК.

Подобное правовое положение Правительства РК объясняется президентской формой правления, в силу чего оно всю политическую ответственность несет перед Президентом РК.

Правительство наделено полномочиями для решения всех вопросов, отнесенных к исполнительной власти. Это: разработка основных направлений социально-экономической политики, безопасности; обеспечение общественного порядка, обороноспособности; руководство центральными и местными исполнительными органами по реализации казанных направлений.

Правительство РК – орган общей компетенции. Его деятельность направлена на обеспечение работы исполнительно – распорядительных органов во всех сферах государственного управления.

Для обеспечения эффективного функционирования исполнительной власти Правительство, помимо соответствующих полномочий, наделяется правовыми, организационными и социальными гарантиями.

Правовые гарантии Правительства РК:

· деятельность Правительства осуществляется на основании Конституции РК и законов с учетом принципа разделения власти на самостоятельные и независимые ее ветви с использованием механизма сдержек и противовесов;

· в пределах полномочий издает постановления, имеющие общеобязательную силу на всей территории РК;

· в пределах полномочий, распоряжается ресурсами власти (экономико – финансовыми, кадровыми, информационными).

Организационные гарантии:

· руководит деятельностью органов исполнительной власти;

· назначает на должность и освобождает от должности руководителей, не входящих в состав Правительства;

· образует Канцелярию, осуществляющую его информационно-аналитическое и организационно-правовое обеспечение.

Социальные гарантии:

· оплата труда и содержание за счет государственного бюджета;

· страхование, медицинское обслуживание и иные социальные выплаты.

Законодательством предусмотрены институты отставки и прекращения полномочий Правительства. Правительство вправе заявить Президенту о своей отставке, если считает невозможным дальнейшее осуществление своих полномочий и функций.

Президент РК должен в установленный десятидневный срок рассмотреть вопрос о принятии или отклонении отставки. В случае принятия отставки Правительства или его члена их (его) деятельность прекращается. Принятие отставки Премьер – Министра означает прекращение полномочий всего Правительства.

Если отставка Правительства или его члена отклоняется, Президент поручает им дальнейшее исполнение обязанностей.

Президент вправе по собственной инициативе принять решение о прекращении полномочий Правительства и освободить от должности любого его члена. Освобождение от должности Премьер – Министра означает прекращение полномочий всего Правительства.

4. Центральные исполнительные органы (министерства, агентства)

Структура центральные исполнительных органов, а также перечень этих органов настолько часто меняются, что за этими изменениями не всегда прослеживается логика, объясняющая смысл подобных преобразований.

Схематично, структуру центральных исполнительных органов можно отразить следующим образом:

       
  Вопрос 1. Граждане как субъекты административного права - student2.ru   Вопрос 1. Граждане как субъекты административного права - student2.ru
 

Агентства
Министерства РК

Вопрос 1. Граждане как субъекты административного права - student2.ru

Министерства входят в систему государственных органов исполнительной власти и осуществляют управление различными сферами (отраслями).

Министерство РК – центральный исполнительный орган, возглавляемый Министром, осуществляющим управление на основе единоначалия.

Министерство образуется, реорганизуется и упраздняется Президентом РК по предложению Премьер – Министра РК.

Статус министерства определяется законодательными актами, его правовое положение оформляется соответствующим положением, утверждаемым постановлением Правительства РК.

Министерство – наиболее устойчивая организационная форма среди государственных органов, со сложившимися отраслями (сферами) управления (оборона, финансы, юстиция, внутренние дела).

Министерство построено не только по линейному (иерархичному) принципу, но и включает в себя общность организаций (казенных и др.).

Министерства, как правило, являются правительственными органами и хотя управляют определенной отраслью, но могут иметь надведомственные полномочия.

Акты министерств издаются в форме приказов министров, которые могут иметь нормативный характер, а также способны разрешать индивидуальные распорядительные вопросы.

Организационная структура министерства может выглядеть следующим образом:

Вопрос 1. Граждане как субъекты административного права - student2.ru

Департамент, управление, отдел или комитет при Министерстве РК является функциональной структурной единицей Министерства. Одновременно они являются центральными органами исполнительной власти, автономно осуществляют специальные исполнительные функции в пределах полномочий Министерства или управляют подотраслью в составе отраслевого Министерства.

Центральные исполнительные органы можно подразделить на правительственные (министерства) и неправительственные.

Агентства – центральные исполнительные органы, не входящие в состав Правительства.

Агентство образуется, реорганизуется и упраздняется Президентом РК по предложению Премьер – Министра РК.

Агентство осуществляет руководство отраслью (сферой) управления. В случаях, предусмотренных законодательством, может осуществлять межотраслевую координацию и иные специальные исполнительные и разрешительные функции.

Структура агентства утверждается его руководителем и выглядит следующим образом:

 
  Вопрос 1. Граждане как субъекты административного права - student2.ru

При председателе агентства образуется коллегия, являющаяся консультативно-совещательным органом.

Актами агентства являются приказы председателя агентства.

Наряду с министерствами, агентствами используется и такая организационно-правовая форма, как комитет.

Наши рекомендации