Вопрос 1. Понятие источника административного права
Под термином «источник административного права» понимаются официально признаваемые государственной властью формы выражения и закрепления правил поведения субъектов управленческих отношений.
В юридической литературе различные авторы к источникам права относят следующие шесть форм:
· Правовой обычай – правило поведения, сложившееся в обществе независимо от государственной власти и в результате многократного повторения закрепленное в сознании граждан в качестве социального императива. Правовой обычай имел важное значение на ранних этапах развития государства и права и сегодня вновь он получает свое распространение.
· Нормативно-правовой акт– в соответствии с Законом РК «О нормативных правовых актах», рассматривается как письменный официальный документ установленной формы, принятый на референдуме, или уполномоченным органом или должностным лицом государства, устанавливающий правовые нормы, изменяющий, прекращающий или приостанавливающий их действие.
Статус нормативного акта как источника административного права бесспорен. Нормативно-правовой акт – это основное средство правового регулирования общественных отношений.
Согласно Закону РК «О нормативно-правовых актах» к их основным видам относятся:
1. Конституция, конституционные законы, кодексы, законы;
2. Указы Президента РК, имеющие силу конституционного закона; указы Президента РК, имеющие силу закона; иные нормативные правовые указы Президента РК;
3. Нормативные постановления Парламента РК и его Палат;
4. Нормативные постановления Правительства РК;
5. Нормативные постановления Конституционного Совета, Верховного Суда РК, Центральной избирательной комиссии РК;
6. Нормативные приказы министерств РК и иных руководителей центральных государственных органов;
7. Нормативные постановления государственных комитетов, нормативные постановления иных центральных государственных органов;
8. Нормативные правовые решения маслихатов и акимов.
К производным нормативным актам относятся:
1. Регламент;
2. Положение;
3. Правила;
4. Инструкции.
· Судебный прецедент– это решение, принятое судомпоконкретному делу и считающееся обязательным при рассмотрении всех последующих аналогичных дел. Судебный прецедент как источник административного права получил широкое распространение в странах англосаксонской правовой системы права. Данный правовой источник не свойственен правовой системе Казахстана.
· Договор– это соглашение двух или более субъектов, содержащее правила поведения, обязательные только для этих субъектов. При дальнейшем развитии горизонтальных правоотношений сфера применения договора будет расширяться и соответственно будет расти его значение как источника права.
Многие авторы указывают на то, что, несмотря на огромное значение административных актов (постановление, приказ, инструкции, решения) как правовых форм управленческих действий (решений), в публично-правовой сфере существуют договоры, которые способствуют реализации функций управления.
Характерной особенностью административного управления стало и то, что чаще формой деятельности становятся не императивы, предписания, а оказание управленческих услуг заинтересованным лицам (менеджмент (управление) проектов).
· Обобщения судебной практики– это правовые положения, сложившиеся при разрешении судами конкретных дел, выработанные в результате единообразного и многоразового применения норм к отношениям, не урегулированным исчерпывающим образом соответствующими нормативными правовыми актами.
О статусеобобщений судебной практики нельзя судить однозначно. Официально они признаются самостоятельным источником права, если оформляются нормативным постановлением Верховного Суда РК.
Например, нормативное постановление Верховного Суда РК от 21 июня 2001 г. «О применении судами законодательства о возмещении морального вреда» не только определяет то, то подлежит судебной защите, но и способы судебной защиты указанных прав.
Обобщения судебной практики играют большую роль в правоприменительной и правотворческой деятельности: без их учета и анализа невозможны ни деятельность судов, ни функционирование законодательства, ни развитие юридической науки в целом. Их значение велико при восполнении пробелов в праве, а также при конкретизации уже существующих правовых норм.
· Научная правовая доктрина –это система общепризнанных официальных взглядов, положений, принципов, сложившихся в той или иной отрасли правовой науки или в праве в целом. В соответствии и на основании положений правовой доктрины осуществляются:
ü Правотворческая деятельность;
ü Толкование статей закона;
ü Восполнение пробелов в праве.
Фактически научная доктрина выполняет функцию источника права. Однако ее нельзя отнести к числу источников административного права по ряду причин. Во-первых, очень сложно отыскать в доктрине указания на конкретные правила поведения, что усложняет ее применение в повседневной деятельности. Во-вторых, научная доктрина не признается государственной властью в качестве официального источника, поэтому решения, вынесенные на ее основании без ссылки на официальный источник, не имеют юридической силы.
Таким образом, в правовой системе РК в качестве источников административного права признаются нормативный правовой акт и договор.