Наука административного права.
Административно-правовая наука представляет собой систему теоретических взглядов, представлений и положений об отрасли административного права и предмете его регулирования. Ее задачами является выявление проблем административного права, толкование административно-правовых норм, определение и исследование предмета в современных условиях организации и деятельности органов исполнительной власти, направленных на совершенствование всей управленческой деятельности.
Предмет | |
Предметом изучения науки административного права являются общие закономерности развития и функционирования государственного управления, а также анализ состояния и перспектив развития административно-правового законодательства. | |
Задачи | |
· выявление проблем и сложностей в функционировании данной отрасли права, а также разработка оптимальных вариантов их решения; · проверка эффективности своих норм, изучение практики их применения, выявление норм, которые на практике могут вызвать нежелательные результаты, составление прогнозов и предложение рекомендаций по совершенствованию административного права. | |
Методы изучения предмета | |
Общенаучные методы | |
Диалектика | Метод познания явлений действительности в их взаимосвязи и развитии. |
Анализ | Расчленение объекта на составляющие его элементы. |
Синтез | Соединение элементов в единое целое. |
Аналогия | Правдоподобное вероятное заключение о сходстве двух предметов в каком-либо признаке на основании установленного их сходства в других признаках. |
Собственные, научные методы | |
Системный | Рассмотрение объекта как системы, выявление его связей как внутри, так и вне системы. |
Сравнительного правоведения | Изучение системы административного права путем его соотношения с аналогичными системами зарубежных стран. |
Формально-юридический | Метод исследования, при котором административное право изучается в «чистом» виде, в изоляции от других социально-правовых явлений, таких, как экономика, политика, экология и др. |
8Предмет и метод административного права. | |
Предмет административного права составляют: · управленческие отношения, в рамках которых реализуются задачи, функции и полномочия органов исполнительной власти и исполнительных органов местного самоуправления; · управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности органов законодательной и судебной власти, органов прокуратуры; · отдельные управленческие отношения внутриорганизационного характера в сфере негосударственных образований; · управленческие отношения в ходе осуществления судами и некоторыми общественными объединениями определенных административно-властных полномочий. | |
Воздействие административного права на общественные отношения | |
Административное право регулирует отношения во всех сферах общественных отношений — в экономике, в социально-культурной сфере и в сфере административно-политического строительства, определяя систему и структуру органов, задействованных в этих отношениях. Административное право устанавливает многие правила поведения граждан, должностных лиц, организаций (например, правила поведения в сфере дорожного движения, санитарно-эпидемиологического благополучия, торговли и т.д.). За нарушение указанных правил нормами административного права устанавливается ответственность, определяется порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, порядок обжалования принятых по этим делам решений и т.п. | |
Методы административного права | |
Метод административного права — это определенная совокупность правовых средств или способов регулирующего воздействия норм на поведение участников управленческих отношений. | |
Основные методы | |
Предписание | |
Понятие | Предписание — это возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой. |
Содержание | Непосредственное выражение предписания находят в определении нормами административного права задач и функций органа исполнительной власти, прав и обязанностей должностных лиц этого органа, в установлении определенного порядка действий в соответствующих условиях и надлежащим образом. Для механизма регулирования управленческих отношений наиболее типичны средства распорядительного характера, т.е. предписания. |
Запрет | |
Понятие | Запрет — это возложение юридической обязанности не совершать определенные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой. |
Применение | · направление жалоб на рассмотрение должностным лицам, чьи действия обжалуются; · применение административного ареста к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп; · применение лишения специального права в виде права охоты к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию и т.д. |
Дозволение1 | |
Понятие | Дозволение — юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению. |
Применение | Предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения характерно для регулирования поведения должностных лиц. |
Предоставление возможности действовать по своему усмотрению, т.е. совершать те или иные действия, предусмотренные административно-правовой нормой, или не совершать их, характерно для реализации субъективных прав. |
9.АП как отрасль права – целостная система правовых норм и институтов. Их объединяет предмет, цели, принципы, метод регулирования. Они должны быть согласованы друг с другом, опираться на единые определения, использовать единую терминологию. Внутри отрасли существует субординация норм разной юридической силы, общих и специальных. Система АП делится на общую и особенную части. Общая–нормы, охватывающие управление в целом, а особенная состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер деятельности исполнительной власти (образование, охрана общественного порядка и др.).В общую часть входят 5 групп институтов (подотраслей):1)регулирующих административно-правовые статусы граждан (индивидуальных субъектов права);2) регулирующих основы организации и деятельности исполнительной власти (аппарата государственного управления);3)регулирующих административно-правовой статус негосударственных организаций;4) обеспечивающих законность деятельности исполнительной власти;5) регулирующих принуждение по административному праву.В особенной части АП четыре подотрасли, объединяющие нормы:1)регулирующие обеспечение безопасности граждан, общества, государства, административно-политическую деятельность;2)регулирующие организационно-хозяйственную деятельность государственной администрации;3) регулирующие ее социально-культурную деятельность;4)регулирующие деятельность государственной администрации по организации и осуществлению политических, экономических и иных связей с другими странами (внешних связей).
10Источники административного права.
Источники АП - это формы выражения содержания норм АП. известны следующие формы-источники права: правовой обычай, административно-судебный прецедент, правовая доктрина, договор нормативного содержания, нормативно-правовой акт, акт референдума. Основным источником административного права является нормативный акт. Нормативный акт - это результат правотворческой деятельности органов государственной власти. В юридической энциклопедии нормативный акт определяется как «официальный письменный документ, принимаемый уполномоченным органом; устанавливает, изменяет или отменяет нормы права». Действующие источники административного права с учетом их юридической силы.1. Конституция Российской Федерации. Является нормативной базой для действующего законодательства, в том числе и для административного права. Многие нормы Конституции РФ имеют административно-правовую направленность. К конституционным источникам административного права относятся конституции республик в составе Российской Федерации и уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, округов.2. Федеральные конституционные и федеральные законы. Данные акты обладают высшей юридической силой и принимаются высшим органом представительной власти. Наибольшее значение имеют федеральные законы, которые действуют на территории всего государства. В качестве примеров можно назвать «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».; «Об общественных объединениях» 3. Нормативные указы Президента РФ. В соответствии со ст. 90 Конституции РФ Президент издает указы и распоряжения. Указы, которые содержат нормы административного права, относятся к его источникам. Примером может служить Указ Президента РФ «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы».4. Нормативные постановления Правительства РФ. В соответствии со статьей 115 Конституции РФ, во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство наделяется правом.