Наука административного права.

Административно-правовая наука представляет собой систему теоретических взглядов, представлений и положений об отрасли административного права и предмете его регулирования. Ее задачами является выявление проблем административного права, толкование административно-правовых норм, определение и исследование предмета в современных условиях организации и деятельности органов исполнительной власти, направленных на совершенствование всей управленческой деятельности.

Предмет
Предметом изучения науки административного права являются общие закономерности развития и функционирования государственного управления, а также анализ состояния и перспектив развития административно-правового законодательства.
Задачи
· выявление проблем и сложностей в функционировании данной отрасли права, а также разработка оптимальных вариантов их решения; · проверка эффективности своих норм, изучение практики их применения, выявление норм, которые на практике могут вызвать нежелательные результаты, составление прогнозов и предложение рекомендаций по совершенствованию административного права.
Методы изучения предмета
Общенаучные методы
Диалектика Метод познания явлений действительности в их взаимосвязи и развитии.
Анализ Расчленение объекта на составляющие его элементы.
Синтез Соединение элементов в единое целое.
Аналогия Правдоподобное вероятное заключение о сходстве двух предметов в каком-либо признаке на основании установленного их сходства в других признаках.
Собственные, научные методы
Системный Рассмотрение объекта как системы, выявление его связей как внутри, так и вне системы.
Сравнительного правоведения Изучение системы административного права путем его соотношения с аналогичными системами зарубежных стран.
Формально-юридический Метод исследования, при котором административное право изучается в «чистом» виде, в изоляции от других социально-правовых явлений, таких, как экономика, политика, экология и др.
8Предмет и метод административного права.
Предмет административного права составляют: · управленческие отношения, в рамках которых реализуются задачи, функции и полномочия органов исполнительной власти и исполнительных органов местного самоуправления; · управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности органов законодательной и судебной власти, органов прокуратуры; · отдельные управленческие отношения внутриорганизационного характера в сфере негосударственных образований; · управленческие отношения в ходе осуществления судами и некоторыми общественными объединениями определенных административно-властных полномочий.
Воздействие административного права на общественные отношения
Административное право регулирует отношения во всех сферах общественных отношений — в экономике, в социально-культурной сфере и в сфере административно-политического строительства, определяя систему и структуру органов, задействованных в этих отношениях. Административное право устанавливает многие правила поведения граждан, должностных лиц, организаций (например, правила поведения в сфере дорожного движения, санитарно-эпидемиологического благополучия, торговли и т.д.). За нарушение указанных правил нормами административного права устанавливается ответственность, определяется порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, порядок обжалования принятых по этим делам решений и т.п.
Методы административного права
Метод административного права — это определенная совокупность правовых средств или способов регулирующего воздействия норм на поведение участников управленческих отношений.
Основные методы
Предписание
Понятие Предписание — это возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.
Содержание Непосредственное выражение предписания находят в определении нормами административного права задач и функций органа исполнительной власти, прав и обязанностей должностных лиц этого органа, в установлении определенного порядка действий в соответствующих условиях и надлежащим образом. Для механизма регулирования управленческих отношений наиболее типичны средства распорядительного характера, т.е. предписания.
Запрет
Понятие Запрет — это возложение юридической обязанности не совершать определенные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.
Применение · направление жалоб на рассмотрение должностным лицам, чьи действия обжалуются; · применение административного ареста к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп; · применение лишения специального права в виде права охоты к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию и т.д.
Дозволение1
Понятие Дозволение — юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.
Применение Предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения характерно для регулирования поведения должностных лиц.
Предоставление возможности действовать по своему усмотрению, т.е. совершать те или иные действия, предусмотренные административно-правовой нормой, или не совершать их, характерно для реализации субъективных прав.




9.АП как отрасль права – целостная система правовых норм и институтов. Их объединяет предмет, цели, принципы, метод регулирования. Они должны быть согласованы друг с другом, опираться на единые определения, использовать единую терминологию. Внутри отрасли существует субординация норм разной юридической силы, общих и специальных. Система АП делится на общую и особенную части. Общая–нормы, охватывающие управление в целом, а особенная состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер деятельности исполнительной власти (образование, охрана общественного порядка и др.).В общую часть входят 5 групп институтов (подотраслей):1)регулирующих административно-правовые статусы граждан (индивидуальных субъектов права);2) регулирующих основы организации и деятельности исполнительной власти (аппарата государственного управления);3)регулирующих административно-правовой статус негосударственных организаций;4) обеспечивающих законность деятельности исполнительной власти;5) регулирующих принуждение по административному праву.В особенной части АП четыре подотрасли, объединяющие нормы:1)регулирующие обеспечение безопасности граждан, общества, государства, административно-политическую деятельность;2)регулирующие организационно-хозяйственную деятельность государственной администрации;3) регулирующие ее социально-культурную деятельность;4)регулирующие деятельность государственной администрации по организации и осуществлению политических, экономических и иных связей с другими странами (внешних связей).

10Источники административного права.

Источники АП - это формы выражения содержания норм АП. известны следующие формы-источники права: правовой обычай, административно-судебный прецедент, правовая доктрина, договор нормативного содержания, нормативно-правовой акт, акт референдума. Основным источником административного права является нормативный акт. Нормативный акт - это результат правотворческой деятельности органов государственной власти. В юридической энциклопедии нормативный акт определяется как «официальный письменный документ, принимаемый уполномоченным органом; устанавливает, изменяет или отменяет нормы права». Действующие источники административного права с учетом их юридической силы.1. Конституция Российской Федерации. Является нормативной базой для действующего законодательства, в том числе и для административного права. Многие нормы Конституции РФ имеют административно-правовую направленность. К конституционным источникам административного права относятся конституции республик в составе Российской Федерации и уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, округов.2. Федеральные конституционные и федеральные законы. Данные акты обладают высшей юридической силой и принимаются высшим органом представительной власти. Наибольшее значение имеют федеральные законы, которые действуют на территории всего государства. В качестве примеров можно назвать «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».; «Об общественных объединениях» 3. Нормативные указы Президента РФ. В соответствии со ст. 90 Конституции РФ Президент издает указы и распоряжения. Указы, которые содержат нормы административного права, относятся к его источникам. Примером может служить Указ Президента РФ «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы».4. Нормативные постановления Правительства РФ. В соответствии со статьей 115 Конституции РФ, во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство наделяется правом.

Наши рекомендации