Тема 2. Индивидуальные субъекты административного права

Вопросы семинара

  1. Административная правоспособность и дееспособность индивидуальных субъектов.
  2. Административно-правовой статус граждан РФ.
  3. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.
  4. Специальные административно-правовые статусы индивидуальных субъектов.
  5. Паспортный режим в РФ.
  6. Способы защиты прав граждан.
  7. Право граждан на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
  8. Право гражданина на административную жалобу.
  9. Право граждан на судебное обжалование незаконных решений ( действий) органов публичного управления и их должностных лиц.

Нормативные акты

1. Декларация прав и свобод человека и гражданина (принята постанов­лением Верховного Совета РСФСР 22 ноября 1991 г. 1920-1).

2. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (в ред. от 10 июня 2008 г.).

3. Федеральный закон РФ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. от 1 октября 2008 г.).

4. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (в ред. от 23 июля 2008 г.).

5. Федеральный закон от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной по­литике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (в ред. от 23 июля 2008 г.).

6. Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. от 2 октября 2008 г.).

7. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязан­ности и военной службе» (в ред. от 23 июля 2008 г.).

8. Закон РФ от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в ред. от 23 июля 2008 г.).

9. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 23 июля 2008 г.).

10. Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселен­цах» (О вынужденных переселенцах) (в ред. от 23 июля 2008 г.).

11. Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (в ред. от 18 июля 2006 г.).

12. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (в ред. от 30 октября 2007 г.).

13. Закон РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (в ред. от 22 августа 2004 г.).

14. Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах» (в ред.от 23 июля 2008 г.).

15. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» ( в ред. от 23 июля 2008 г.).

16. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (с изменениями от 14 декабря 1995 г.).

17. Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, ми­тингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

18. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

19. Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденное Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г.( в ред. от 27 июля 2007 г.).

20. Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. №1325 (и ред. от 15 июля 2008 г.).

21. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 (в ред. от 28 марта 2008 г.).

Задачи

Задача 1.

Изучите Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 «О вынужден­ных переселенцах» и дайте ответы на следующие вопросы:

1) чем отличается вынужденный переселенец от беженца?

2) что является основанием для признания гражданина вынужденным переселенцем или беженцем, какими документами оформляете и их статус, и кто выдает эти документы?

3) может ли быть признано вынужденным переселенцем или
беженцем лицо, покинувшее местожительство по экономическим
причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера?

Задача 2.

Кем и как осуществляется регистрационный учет граждан Россий­ской Федерации по месту пребывания и местожительства в пределах, России?

Какими нормативными правовыми актами регулируется этот вопрос?

Задача 3.

Какой порядок организации проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования установлен действующим (и каким именно) законодательством: уведомительный или разреши­тельный?

В чем отличие и сущность каждого из них?

Задача 4.

Назовите основания, а также охарактеризуйте условия и порядок госпитализации граждан в психиатрический стационар по Закону РФ) от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

Задача 5.

Может ли гражданин России быть ограничен в праве на выезд из Российской Федерации? Кто и в каком порядке оформляет и выдает гражданам документы на въезд и выезд из страны?

Ответ обоснуйте ссылками на соответствующие статьи Конституции РФ и Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

Задача 6.

В каких статьях Конституции РФ регламентируются вопросы предоставления российского гражданства и политического убежища?

Каковы конкретные основания, условия и порядок решения этих вопросов по действующему законодательству?

Задача 7.

К какому виду обращений по их правовой природе относятся следующие письма граждан в «Российскую газету».

1. «Выход из сложившейся ситуации в масштабе всей страны видится в принятии Федерального закона "О принципах взаимоотношений (партнерства) государственных и частных предпринимательских структур", а также разработке стандартов взаимоотношений государственных чиновников и предпринимателей на местном уровне. Это то, что может явиться барьером для коррупции и нецивилизованного
лоббирования предпринимателями своих интересов».

(Анатолий Мужецкий, экономист).

2. «Вся беда от бесконтрольности судей. Ведь когда судей избирали, то они чувствовали свою ответственность перед народом, их
избравшим. Сейчас судьи никому не подотчетны. К тому же прокуратуру лишили надзорной функции над судами.

В такой обстановке все же процветает практика закулисной дого­воренности некоторых судей с прокурорами, особенно на областном уровне. И этот сговор направлен против конкретного гражданина, на ущемление его конституционных прав и свобод. А ведь если прокурор займет жестокую государственную позицию, то ни один, даже высокопоставленный, чиновник против него не устоит. Тем более при поддержке Генеральной прокуратуры и суда».

(О. Вардаев, адвокат, журналист).

3. «До тех пор, пока государство наряду с конституционным правом на судебную защиту не создаст муниципальную правовую службу адвокатов (сегодня адвокаты настолько дороги, что это не для инвалидов, и настолько они любят "шаховых"), инвалиды к ним не пойдут. Только официальные народные адвокаты смогут помогать
обездоленным (даже целым коллективам)».

(Вера Поль, преподаватель права).

Задача 8.

По нотариально удостоверенному договору купли-продажи 1 ноября 1993 г. гражданка О. приобрела однокомнатную квартиру в Москве.

8 февраля 1995 г. паспортное управление Главного управления внутренних дел Москвы отказало ей в регистрации в этом помеще­нии, сославшись на то, что купленная О. жилая площадь не осво­бождена и ею не уплачен городской сбор, установленный Законом города Москвы от 14 сентября 1994 г. «О сборе на компенсацию затрат городского бюджета по развитию инфраструктуры города и обеспечению социально-бытовыми условиями граждан, прибывающих в Москву на жительство» (введен в действие постановлением Московской городской Думы).

О. обратилась в суд с жалобой на это решение паспортного управления, считая, что оно нарушает ее права.

Каким будет решение суда?

Каков порядок регистрации и снятия граждан Российской Фе­дерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации по действующему за­конодательству?

Задача 9.

Дайте сравнительную характеристику (назовите общие и отличи­тельные черты) административно-правового статуса граждан и:

1) конституционно-правового статуса граждан;

2) гражданско-правового статуса граждан.

Задача 10.

Выпишите по пять примеров норм, закрепляющих административно-правовой статус человека и гражданина из следую­щих нормативных правовых актов:

1) Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»;

2) Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»;

3) Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Свой выбор норм обоснуйте.

Задача 11.

Гражданка Ф. родилась в 1951 г. в городе Черемхово Иркутской области и проживала там до выезда в 1989 г. с семьей в Азербайд­жанскую ССР на постоянное местожительство. С 2001 г. проживает в Москве, имеет паспорт гражданина СССР образца 1974 г. со штампом о наличии гражданства Республики Азербайджан. Замоскворецкий районный суд города Москвы решением от 27 июля 2004 г., приня­тым по заявлению Ф., подтвердил факт ее постоянного проживания на территории Российской Федерации с 1 июня 2002 г.

Имеет ли гражданка Ф. в соответствии с Федеральным законом РФ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» основания для рассмотрения уполномоченными государственными органами заявления о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке?

Задача 12.

На занятии по административному праву студент Козин утверждал, что существуют следующие ограничения административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих НЯ территории РФ:

1) прибывающим на срок свыше 1 месяца виза на въезд выдается при условии предоставления ими сертификата об отсутствии у них ВИЧ-инфекции и сифилиса;

2) основаниями для въезда являются приглашение гражданина РФ и виза;

3) они не избираются в государственные органы и не назначаются на государственные должности государственной службы.

Проанализируйте ответ Козина.

Задача 13.

Гражданин Очев право на отсрочку от призыва на военную службу получил в 18 лет, когда учился в колледже. После окончания коллед­жа он поступил в вуз. Успешно получив высшее образование, он продолжил обучение в аспирантуре. Однако менее чем через год он получил повестку из военкомата. Очев от призыва уклонился, считая решение о призыве неправомерным, нарушающим его права.

Дайте разъяснение по сложившейся ситуации.

Задача 14.

Граждане Украины Колодезный, Луценко и Панич, проживающие на территории России, решили поступить на государственную службу в РФ. Колодезный прошел конкурс на замещение должности доцента Российской академии государственной службы при Президенте РФ и стал преподавателем английского языка. Луценко захотел стать во­енным и заключить контракт с Министерством обороны РФ. Панич предложил свои услуги Министерству экономического развития и торговли РФ и попросил назначить его представителем по экс­портным торговым операциям РФ на Украине, так как опыт работы на данной должности он уже имел ранее в Министерстве торговли Украины.

В результате Луценко и Паничу было отказано в приеме на госу­дарственную службу, хотя они и ссылались на ст. 19 Конституции РФ.

Каково ваше мнение о сложившейся ситуации?

Задача 15.

Депутат городского законодательного собрания города Исаев, возвращаясь вечером домой, зашел в кафе и выпил по случаю свое­го дня рождения 200 граммов водки. У самого дома его остановил наряд милиции для проверки документов. Депутат был доставлен в дежурную часть и помещен в медицинский вытрезвитель, где про­был до утра. Утром начальник ОВД принес свои извинения Исаеву за недоразумение и выпустил его. Посчитав действия должностных лиц противозаконными, Исаев направил жалобы начальнику УВД и прокурору города.

Какие права были нарушены в данной ситуации?

Правомерны ли действия должностных лиц ОВД?

Как должны поступить начальник УВД и прокурор?

Задача 16.

Каковы порядок, условия и правила осуществления миграцион­ного учета иностранных граждан на территории РФ?

В какие сроки со дня прибытия в местопребывание иностранный гражданин обязан встать на миграционный учет?

При ответе делайте ссылки на Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», а также используйте Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденные по­становлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. № 9.

Литература

1. Административное право России: Учебник / Под ред. Н.М Конина, Ю.Н. Старилова. — Саратов: Издательство ГОУВПО «Саратовская государственнаяи академия права», 2006.

2.Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право.-М.,2007.

3. Бахрах Д.Н. Субъекты административного права / Д. Н. Бахрах//, Административное право и административный процесс: Актуальные проблемы / отв. ред. Л.Л. Попов, М.С. Студеникина. — М.: Юристъ, 2004.

4. Куракин А. В. Иностранные граждане и лица без гражданства как субъекты административного права России // Государство и право. 2001. № 6.

5. Литвинова Г.И., Михалева НА. Правовая защита беженцев и вынуж­денных переселенцев в России // Государство и право. 1992. № 4.

6. Маликов М.К. Гражданство Российской Федерации и гражданство ее субъектов // Государство и право. 1998. № 8.

Наши рекомендации