ОПД.03 Административное право
Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине
Методические рекомендации
(на правах рукописи)
Абакан
1. Методические рекомендации разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины ГОС ОПД.03 Административное правопо специальности 030504.51 Право и организация социального обеспечения
2. Разработчик (и):
Федоров А.П., преподаватель
3. ПРИНЯТ на заседании ПЦК социально-экономических и юридических дисциплин
06.09.2010г. протокол № 10
Зав. ПЦК социально-экономических и юридических дисциплин Скоробогач О.М.
Введение
В настоящее время особую актуальность приобретает знание студентами-правоведами правовых основ управленческой деятельности публичной администрации. Знание этих основ приобретается в ходе изучения дисциплины «Административное право». «Административное право» опирается на ранее изученную дисциплину «Теория государства и права» и тесно связано с такими дисциплинами, как «Уголовное право», «Конституционное право» и др. отраслевыми юридическими дисциплинами.
Данное пособие составлено в целях содействия организации самостоятельной учебной деятельности студентов в процессе их подготовки к семинарским и практическим занятиям по административному праву.
Необходимость организации самостоятельной работы студентов обусловлена, во-первых, неразвитостью навыков по данному виду деятельности у большинства студентов, во-вторых, необходимостью самостоятельного изучения тем, связанной с ограниченным количеством часов лекционного курса; в- третьих, необходимостью углубления познаний студентов по изучаемой дисциплине.
В пособии по каждой теме семинарского занятия даётся перечень вопросов, перечень основных правовых актов, список рекомендуемой литературы, практические задания. В конце пособия имеется перечень тем рефератов и вопросы для подготовки к экзамену.
В процессе подготовки к семинарским занятиям студент должен изучить предлагаемые вопросы семинара, используя конспект лекций, рекомендуемые учебные пособия и научную литературу, соответствующие правовые акты.
Как показывает опыт, наиболее эффективным методом ведения занятий, приближающимся к условиям будущей деятельности студентов, является решение задач. Это способствует закреплению теоретических знаний и развивает умение применить данные знания на практике. Решение задач – важная составляющая часть семинарско-практических занятий. Готовясь к семинарско-практическому занятию, студент должен решить все предложенные в пособии по конкретной теме задачи.
Методика решения казусов рассматривается на вводном занятии. При самостоятельной подготовке студенты обязаны хорошо изучить фабулу задачи, ознакомиться с положениями закона и иными нормативными материалами, постановлениями высших судов РФ, а также положениями теории административного права (учебники, лекции, комментарии административного законодательства).
Решение задач должно быть письменным. Окончательное решение казуса должно быть не только правильным, но и обстоятельным и юридически аргументированным со ссылкой на соответствующую норму закона и иные используемые материалы.
При составлении пособия учитывались требования ГОС специальности 030503.51-Правоведение и специальности 030504.51- Право и организация социального обеспечения по данной дисциплине.
Тема 1 . Предмет, метод, система, источники административного права
Вопросы семинара
1. Предмет административного права.
2. Метод административно- правового регулирования.
3. Система административного права.
4. Нормы административного права.
5. Реализация и действие административно-правовых норм.
6. Административно-правовые отношения.
7. Источники административного права.
Нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации.
2. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (с изменениями от 14 декабря 1995 г.).
3. Федеральный закон от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О счетной палате Российской Федерации» (в редакции от 29 марта 2008 г.).
4. Положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе, утвержденное указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 (в ред. от 11 апреля 2008 г.).
5. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (в ред. от 10 июня 2008 г.).
6. Регламент Правительства Российской Федерации и Положение об Аппарате Правительства Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260 (и ред. от 19 мая 2008 г.).
7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
8. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. ОТ 23 июля 2008 г.).
9. Федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»
10.Указ Президента РФ от 2 мая 1996 г. № 638 «О порядке подготовки проектов указов, распоряжений Президента Российской Федерации, предусматривающих принятие постановлений, распоряжений Правительства Российской Федерации».
11.Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 28 июня 1995г.).
12. Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных пост. Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 (в ред. от 7 июля 2006 г.).
Задачи
Задача 1.
Статьей 10 Конституции РФ установлено: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную». Следует ли из этого, что три ветви государственной власти самостоятельны и независимы друг от друга?
Свой ответ обоснуйте ссылками на соответствующие статьи Конституции РФ.
Задача 2.
О каких видах социального управления говорится в ст. 32 и 71 Конституции РФ: общественном или государственном?
Найдите в Конституции РФ еще не менее пяти статей, где речь идет:
1) об общественном управлении;
2) о государственном управлении в широком социально-политическом смысле;
3) об управлении в узком, собственно организационном смысле, хотя сам термин «управление» при этом не используется.
Задача 3.
Приведите конкретные примеры, где субъектами государственного управления выступают органы исполнительной власти, их структурные подразделения и отдельные государственные служащие.
Задача 4.
Приведите конкретные примеры, где объектами государственного управления выступают:
1) физическое лицо;
2) юридическое лицо (организация), объединение юридических лиц (организаций);
3) отрасль, сфера, комплекс взаимосвязанных отраслей;
4) область жизнедеятельности общества и государства.
Дайте общую характеристику каждого из этих объектов.
Задача 5.
Дайте сравнительную характеристику (назовите общие и отличительные черты):
I) исполнительной и законодательной власти;
2) исполнительной и судебной власти.
Ответ аргументируйте ссылками на соответствующие статьи Конституции РФ.
Задача 6.
Ректор вуза утвердил ведомости на выплату стипендий и зарплаты и одновременно получил у кассира свою заработную плату, расписавшись в ведомости. Затем им были подписаны платежное поручение о перечислениях в Пенсионный фонд, договор аренды здания для размещения там филиала вуза и распоряжение о закреплении за бухгалтерией выделенного ей помещения. Затем вызвал проректора по административно-хозяйственной работе и дал ему задание в течение недели разработать план мероприятий по ужесточению пропускного режима в вузе.
Далее он подписал представленные проректором счета на предоплату ремонта автомобилей и оплату выполненных в общежитии ремонтных работ, а также проекты приказов о выдаче премии и о приеме на работу. Затем ректор принял юрисконсульта и подписал исковое заявление в суд, а также доверенность на ведение им (юрисконсультом) в суде этого дела.
Какие из названных актов (действий) ректора являются предметом административно-правового регулирования ?
Задача 7.
Министр образования и науки РФ в течение своего рабочего дня:
1) провел заседание коллегии Министерства;
дал указание своему референту подготовить сравнительные материалы по динамике обеспеченности вузов системы Министерства преподавательскими кадрами высшей квалификации (доктора наук, профессора) за последние 3 года;
3) утвердил порядок прохождения службы в аппарате Министерства, персональный состав научно-технического совета Министерства, правила внутреннего трудового распорядка работников;
4) подписал ряд приказов о направлении нескольких работников
в служебные командировки, в том числе приказ об утверждении Государственного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция»;
5) подписал приказы о распределении обязанностей по руководству Министерством между своими заместителями и членами коллегии, а также несколько приказов о назначении на должности в аппарате Министерства.
Какие из указанных действий министра порождают внутриорганизационные отношения, являющиеся объектом административно- правового регулирования ?
Задача 8.
Приведите не менее трех примеров отношений, урегулированных нормами административного права, с вашим участием, с участием наших знакомых либо прочитанных вами в периодической печати и т.д.
Свой ответ обоснуйте.
Задача 9.
На практическом занятии студент Семин, раскрывая сущность методов административного права, сказал, что административному праву присущ один ярко выраженный метод — метод властных предписаний, и только с помощью этого метода регулируются общественные отношения, присущие административному праву. Других методов в административном праве не существует.
Прав ли Семин?
Задача 10.
В контрольной работе по административному праву студент Краснов ответил положительно на следующие вопросы:
1) совпадают ли понятия «административное право» и «административное законодательство»?
2) совпадают ли понятия «предмет административного права» и «предмет науки административного права»?
3) методы административного права и методы регулирования административно-правовых отношений — это одно и то же?
Правильно ли ответил Краснов?
Задача 11.
Раскройте различия, взаимосвязь и соотношение понятий административного права:
1) как отрасли права;
2) как науки;
3) как специальной учебной дисциплины;
4) как науки управления.
Задача 12.
Президент РФ совершил следующие действия:
1) назначил с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;
2) по предложению Председателя Правительства РФ назначил на должность федеральных министров и заместителей Председателя Правительства РФ;
3) утвердил структуру федеральных органов исполнительной власти;
4) подписал международный договор об экономическом сотрудничестве с президентом Армении;
5) назначил полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах;
6) назначил дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.
Какие из указанных действий являются основанием для возникновения отношений, входящих в предмет административного права? Ответ обоснуйте.
Задача 13.
Какие методы правового регулирования характерны для административного права? Определите, схожи ли с административным правом по методу правового регулирования следующие отрасли права:
1) гражданское право;
2) конституционное право;
3) уголовное право? Ответ обоснуйте.
Задача 14.
В курсовой работе студентка Львова изложила суть методов административного права:
1) установление определенного порядка действий;
2) запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия;
3) предоставление выбора варианта должного поведения;
4) предоставление возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению.
При этом она не смогла привести практические примеры по каждому из направлений. Попробуйте это сделать вы.
Задача 15.
Проанализируйте содержание следующих статей закона одного из субъектов РФ о правительстве.
Статья 6. Состав, формирование и срок полномочий Правительства области.
1. Правительство области образуется в составе Губернатора
области, вице-губернатора — первого заместителя Председателя
Правительства области, первых заместителей Председателя Правительства области, заместителей Председателя Правительства области, министров области и руководителей других органов исполнительной власти области.
2. Губернатор области назначает на должность и освобождает от должности по согласованию с областной Думой вице-губернатора мерного заместителя Председателя Правительства области, первых заместителей Председателя Правительства области, заместителей Председателя Правительства области и министра финансов области.
Губернатор области назначает на должность и освобождает от
должности министров области, руководителей иных органов исполнительной власти области.
Губернатор области распределяет обязанности между лицами, входящим и в состав Правительства области.
В случае временного отсутствия Губернатора области его обязанности и полномочия, предусмотренные настоящим Законом, исполняет вице-губернатор- первый заместитель Председателя Правительства области.
3. Правительство области действует в пределах срока полномочий Губернатора области и слагает свои полномочия перед вновь избранным Губернатором области, продолжая выполнять свои обязанности до сформирования Правительства области нового состава.
4. Лица, входящие в состав Правительства области, вправе подать в отставку. Вопрос об их отставке решается Губернатором области.
Статья 26. Полномочия Губернатора области по организации работы Правительства области. Губернатор области:
1) возглавляет Правительство области;
2) организует работу Правительства области, ведет его заседания и заседания Президиума Правительства области;
3) распределяет обязанности между заместителями;
4) координирует функции отдельных лиц, входящих в состав Правительства области, не ограничивая их полномочия и прямую ответственность за свою деятельность;
5) осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.
Какие нормы этих статей вы отнесете к процессуальным административно-правовым нормам и по каким основаниям?
Задача 16.
Сформулируйте понятие и перечислите особенности норм административного права (административно-правовых норм).
Задача 17.
Чем административно-правовые нормы отличаются от норм конституционного, гражданского, уголовного права?
Задача 18.
Выберите из любого источника какую-либо норму административного права и определите все элементы ее структуры, т.е. сформулируйте гипотезу, назовите диспозицию и укажите санкцию этой правовой нормы.
Приведите примеры норм административного права, содержащих абсолютно-определенную, относительно-определенную и альтернативную санкции.
Задача 19.
Выберите из любых источников по две запрещающие, обязывающие и уполномочивающие административно-правовые нормы и покажите различия между ними.
Охватываются ли этой классификацией поощрительные и рекомендательные нормы, или же последние следует выделить в особые группы?
Задача 20.
Какие субъекты административно-правовых отношений вам известны?
Приведите примеры каждого из названных вами субъектов.
Какими полномочиями должен обладать хотя бы один из субъектов административно-правовых отношений? Могут ли возникнуть административно-правовые отношения между двумя и более гражданами, общественными объединениями?
Задача 21.
Назовите различные виды объектов административно-правовых отношений.
Данный вами перечень объектов проиллюстрируйте примерами.
Задача 22.
Назовите юридические факты, порождающие административно-правовые отношения.
Названные вами разновидности юридических фактов проиллюстрируйте конкретными примерами порождаемых ими административно-правовых отношений.
Задача 23.
Основываясь на изучении Конституции РФ, приведите два-три примера конституционно-правовых норм, которые одновременно являются и административно-правовыми нормами, поскольку составляют базу для последующего более полного и конкретно-предметного административно-правового регулирования соответствующих общественных отношений.
Задача 24.
Сформулируйте понятие административно-правовых отношений и назовите особенности, отличающие их от других видов правоотношений.
Какие способы защиты административно-правовых отношений предусмотрены действующим законодательством?
Задача 25.
На семинаре по административному праву на вопрос, каковы особенности административно-правовых отношений, студент Алферов перечислил следующее:
1) возникают в процессе деятельности исполнительной и других ветвей власти;
2) одной из сторон данных отношений всегда выступают государственный орган или его должностное лицо;
3) носят строго вертикальный характер;
4) могут возникать по инициативе любой из сторон;
5) стороны юридически равны;
6) права субъектов административно-правовых отношений защищаются только в административном порядке. Точен ли ответ Алферова?
Задача 26.
В какие административно-правовые отношения могут вступать студенты при реализации своего административно-правового статуса обучающихся? Приведите примеры.
Задача 27.
Назовите для примера по пять федеральных законов (в том числе конституционных), указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и нормативных правовых актов министерств и ведомств РФ, являющихся источниками административного права.
Докажите, что названные вами законы, указы, постановления являются источниками именно административного права, а не какой-либо другой отрасли права.
К каким административно-правовым институтам относятся избранные вами нормативные правовые акты?
Задача 28.
Приведите по два примера предметных и органических положений как источников административного права. Существуют ли различия между такими формами источников, как правила и инструкции?
Задача 29.
В системе административного права как отрасли права и учебно-научной дисциплине выделяют общую, особенную и специальную части.
Укажите, какие признаки (критерии) положены в основу такого деления?
Задача 30.
Приведите в качестве примера различные источники административного права (законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ).
Какие их них следует отнести к общей и особенной частям административного права? По каким признакам, критериям и основаниям?
Задача 31.
Могут ли органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимать нормативные правовые акты, являющиеся источниками административного права? На примере законодательства любого субъекта Российской Федерации назовите по два нормативные правовые акта, относящихся к источникам административного права, принятых:
1) высшим должностным лицом субъекта РФ;
2) высшим органом исполнительной власти субъекта РФ;
3) министерствами и ведомствами субъекта РФ.
Задача 32.
На семинаре по административному праву студент Грушин затруднился дать ответы на следующие вопросы преподавателя:
1) почему существует множество источников административного права;
2) в каких официальных изданиях публикуются источники административного права федерального уровня.
Дайте ответы на заданные вопросы.
Литература
1. Административное право России: Учебник / Под ред. Н.М Конина, Ю.Н. Старилова. — Саратов: Издательство ГОУВПО «Саратовская государственнаяи академия права», 2006.
2. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право.-М.,2007.
3. Бахрах Д.Н. Действие норм права во времени: Теория, законодателство, судебная практика / Д.Н. Бахрах. — М., 2004.
4. Бельский К. С. К вопросу о предмете административного права // Государство и право. 1997. №11.
5. Бельский К.С. О системе административного права//Государство и право.1998.№3.
6. Демин А.А. Административно-правовой метод: Соотношение с другими методами правового регулирования // Государство и право. 2005. № 6.
7. Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития / Под ред. Н. Ю. Хаманевой. — М.: Новая правовая культура, 2004.
8. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.А. Мирошникова. — М.: ЭКМОС, 1999.
9. Конституция Российской Федерации. Комментарий / Общ. ред. Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. — М.: Юридическая литература, 1994.