ОПД.03 Административное право

Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине

Методические рекомендации

(на правах рукописи)

Абакан

1. Методические рекомендации разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины ГОС ОПД.03 Административное правопо специальности 030504.51 Право и организация социального обеспечения

2. Разработчик (и):

Федоров А.П., преподаватель

3. ПРИНЯТ на заседании ПЦК социально-экономических и юридических дисциплин

06.09.2010г. протокол № 10

Зав. ПЦК социально-экономических и юридических дисциплин Скоробогач О.М.

Введение

В настоящее время особую актуальность приобретает знание студентами-правоведами правовых основ управленческой деятельности публичной администрации. Знание этих основ приобретается в ходе изучения дисциплины «Административное право». «Административное право» опирается на ранее изученную дисциплину «Теория государства и права» и тесно связано с такими дисциплинами, как «Уголовное право», «Конституционное право» и др. отраслевыми юридическими дисциплинами.

Данное пособие составлено в целях содействия организации самостоятельной учебной деятельности студентов в процессе их подготовки к семинарским и практическим занятиям по административному праву.

Необходимость организации самостоятельной работы студентов обусловлена, во-первых, неразвитостью навыков по данному виду деятельности у большинства студентов, во-вторых, необходимостью самостоятельного изучения тем, связанной с ограниченным количеством часов лекционного курса; в- третьих, необходимостью углубления познаний студентов по изучаемой дисциплине.

В пособии по каждой теме семинарского занятия даётся перечень вопросов, перечень основных правовых актов, список рекомендуемой литературы, практические задания. В конце пособия имеется перечень тем рефератов и вопросы для подготовки к экзамену.

В процессе подготовки к семинарским занятиям студент должен изучить предлагаемые вопросы семинара, используя конспект лекций, рекомендуемые учебные пособия и научную литературу, соответствующие правовые акты.

Как показывает опыт, наиболее эффективным методом ведения занятий, приближающимся к условиям будущей деятельности студентов, является решение задач. Это способствует закреплению теоретических знаний и развивает умение применить данные знания на практике. Решение задач – важная составляющая часть семинарско-практических занятий. Готовясь к семинарско-практическому занятию, студент должен решить все предложенные в пособии по конкретной теме задачи.

Методика решения казусов рассматривается на вводном занятии. При самостоятельной подготовке студенты обязаны хорошо изучить фабулу задачи, ознакомиться с положениями закона и иными нормативными материалами, постановлениями высших судов РФ, а также положениями теории административного права (учебники, лекции, комментарии административного законодательства).

Решение задач должно быть письменным. Окончательное решение казуса должно быть не только правильным, но и обстоятельным и юридически аргументированным со ссылкой на соответствующую норму закона и иные используемые материалы.

При составлении пособия учитывались требования ГОС специальности 030503.51-Правоведение и специальности 030504.51- Право и организация социального обеспечения по данной дисциплине.

Тема 1 . Предмет, метод, система, источники административного права

Вопросы семинара

1. Предмет административного права.

2. Метод административно- правового регулирования.

3. Система административного права.

4. Нормы административного права.

5. Реализация и действие административно-правовых норм.

6. Административно-правовые отношения.

7. Источники административного права.

Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации.

2. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд дей­ствий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (с изменениями от 14 декабря 1995 г.).

3. Федеральный закон от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О счетной палате Российской Федерации» (в редакции от 29 марта 2008 г.).

4. Положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе, утвержденное указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 (в ред. от 11 апреля 2008 г.).

5. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (в ред. от 10 июня 2008 г.).

6. Регламент Правительства Российской Федерации и Положение об Аппарате Правительства Российской Федерации, утвержденный поста­новлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260 (и ред. от 19 мая 2008 г.).

7. Кодекс Российской Федерации об административных правонару­шениях.

8. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. ОТ 23 июля 2008 г.).

9. Федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опу­бликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»

10.Указ Президента РФ от 2 мая 1996 г. № 638 «О порядке подготов­ки проектов указов, распоряжений Президента Российской Федерации, предусматривающих принятие постановлений, распоряжений Правитель­ства Российской Федерации».

11.Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубли­кования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 28 июня 1995г.).

12. Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных ор­ганов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных пост. Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 (в ред. от 7 июля 2006 г.).

Задачи

Задача 1.

Статьей 10 Конституции РФ установлено: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную». Следует ли из этого, что три ветви государственной власти самостоятельны и независимы друг от друга?

Свой ответ обоснуйте ссылками на соответствующие статьи Конституции РФ.

Задача 2.

О каких видах социального управления говорится в ст. 32 и 71 Конституции РФ: общественном или государственном?

Найдите в Конституции РФ еще не менее пяти статей, где речь идет:

1) об общественном управлении;

2) о государственном управлении в широком социально-полити­ческом смысле;

3) об управлении в узком, собственно организационном смысле, хотя сам термин «управление» при этом не используется.

Задача 3.

Приведите конкретные примеры, где субъектами государственного управления выступают органы исполнительной власти, их структур­ные подразделения и отдельные государственные служащие.

Задача 4.

Приведите конкретные примеры, где объектами государственного управления выступают:

1) физическое лицо;

2) юридическое лицо (организация), объединение юридических лиц (организаций);

3) отрасль, сфера, комплекс взаимосвязанных отраслей;

4) область жизнедеятельности общества и государства.

Дайте общую характеристику каждого из этих объектов.

Задача 5.

Дайте сравнительную характеристику (назовите общие и отличительные черты):

I) исполнительной и законодательной власти;

2) исполнительной и судебной власти.

Ответ аргументируйте ссылками на соответствующие статьи Конституции РФ.

Задача 6.

Ректор вуза утвердил ведомости на выплату стипендий и зарплаты и одновременно получил у кассира свою заработную плату, расписав­шись в ведомости. Затем им были подписаны платежное поручение о перечислениях в Пенсионный фонд, договор аренды здания для размещения там филиала вуза и распоряжение о закреплении за бухгалтерией выделенного ей помещения. Затем вызвал проректора по административно-хозяйственной работе и дал ему задание в течение недели разработать план мероприятий по ужесточению пропускного режима в вузе.

Далее он подписал представленные проректором счета на предоплату ремонта автомобилей и оплату выполненных в общежитии ремонтных работ, а также проекты приказов о выдаче премии и о приеме на работу. Затем ректор принял юрисконсульта и подписал исковое заявление в суд, а также доверенность на ведение им (юрис­консультом) в суде этого дела.

Какие из названных актов (действий) ректора являются предметом административно-правового регулирования ?

Задача 7.

Министр образования и науки РФ в течение своего рабочего дня:

1) провел заседание коллегии Министерства;

дал указание своему референту подготовить сравнительные ма­териалы по динамике обеспеченности вузов системы Министерства преподавательскими кадрами высшей квалификации (доктора наук, профессора) за последние 3 года;

3) утвердил порядок прохождения службы в аппарате Министер­ства, персональный состав научно-технического совета Министерства, правила внутреннего трудового распорядка работников;

4) подписал ряд приказов о направлении нескольких работников

в служебные командировки, в том числе приказ об утверждении Государственного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция»;

5) подписал приказы о распределении обязанностей по руководству Министерством между своими заместителями и членами коллегии, а также несколько приказов о назначении на должности в аппарате Министерства.

Какие из указанных действий министра порождают внутриорганизационные отношения, являющиеся объектом административно- правового регулирования ?

Задача 8.

Приведите не менее трех примеров отношений, урегулирован­ных нормами административного права, с вашим участием, с участием наших знакомых либо прочитанных вами в периодической печати и т.д.

Свой ответ обоснуйте.

Задача 9.

На практическом занятии студент Семин, раскрывая сущность методов административного права, сказал, что административному праву присущ один ярко выраженный метод — метод властных предписаний, и только с помощью этого метода регулируются обще­ственные отношения, присущие административному праву. Других методов в административном праве не существует.

Прав ли Семин?

Задача 10.

В контрольной работе по административному праву студент Краснов ответил положительно на следующие вопросы:

1) совпадают ли понятия «административное право» и «административное законодательство»?

2) совпадают ли понятия «предмет административного права» и «предмет науки административного права»?

3) методы административного права и методы регулирования административно-правовых отношений — это одно и то же?

Правильно ли ответил Краснов?

Задача 11.

Раскройте различия, взаимосвязь и соотношение понятий административного права:

1) как отрасли права;

2) как науки;

3) как специальной учебной дисциплины;

4) как науки управления.

Задача 12.

Президент РФ совершил следующие действия:

1) назначил с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;

2) по предложению Председателя Правительства РФ назначил на должность федеральных министров и заместителей Председателя Правительства РФ;

3) утвердил структуру федеральных органов исполнительной власти;

4) подписал международный договор об экономическом сотруд­ничестве с президентом Армении;

5) назначил полномочных представителей Президента РФ в фе­деральных округах;

6) назначил дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.

Какие из указанных действий являются основанием для возник­новения отношений, входящих в предмет административного права? Ответ обоснуйте.

Задача 13.

Какие методы правового регулирования характерны для адми­нистративного права? Определите, схожи ли с административным правом по методу правового регулирования следующие отрасли права:

1) гражданское право;

2) конституционное право;

3) уголовное право? Ответ обоснуйте.

Задача 14.

В курсовой работе студентка Львова изложила суть методов адми­нистративного права:

1) установление определенного порядка действий;

2) запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия;

3) предоставление выбора варианта должного поведения;

4) предоставление возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению.

При этом она не смогла привести практические примеры по каж­дому из направлений. Попробуйте это сделать вы.

Задача 15.

Проанализируйте содержание следующих статей закона одного из субъектов РФ о правительстве.

Статья 6. Состав, формирование и срок полномочий Правительства области.

1. Правительство области образуется в составе Губернатора
области, вице-губернатора — первого заместителя Председателя
Правительства области, первых заместителей Председателя Правительства области, заместителей Председателя Правительства области, министров области и руководителей других органов исполнительной власти области.

2. Губернатор области назначает на должность и освобождает от должности по согласованию с областной Думой вице-губернатора мерного заместителя Председателя Правительства области, первых заместителей Председателя Правительства области, заместителей Председателя Правительства области и министра финансов области.

Губернатор области назначает на должность и освобождает от
должности министров области, руководителей иных органов испол­нительной власти области.

Губернатор области распределяет обязанности между лицами, входящим и в состав Правительства области.

В случае временного отсутствия Губернатора области его обя­занности и полномочия, предусмотренные настоящим Законом, исполняет вице-губернатор- первый заместитель Председателя Правительства области.

3. Правительство области действует в пределах срока полномочий Губернатора области и слагает свои полномочия перед вновь избран­ным Губернатором области, продолжая выполнять свои обязанности до сформирования Правительства области нового состава.

4. Лица, входящие в состав Правительства области, вправе подать в отставку. Вопрос об их отставке решается Губернатором области.

Статья 26. Полномочия Губернатора области по организации работы Правительства области. Губернатор области:

1) возглавляет Правительство области;

2) организует работу Правительства области, ведет его заседания и заседания Президиума Правительства области;

3) распределяет обязанности между заместителями;

4) координирует функции отдельных лиц, входящих в состав Правительства области, не ограничивая их полномочия и прямую ответственность за свою деятельность;

5) осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

Какие нормы этих статей вы отнесете к процессуальным административно-правовым нормам и по каким основаниям?

Задача 16.

Сформулируйте понятие и перечислите особенности норм административного права (административно-правовых норм).

Задача 17.

Чем административно-правовые нормы отличаются от норм конституционного, гражданского, уголовного права?

Задача 18.

Выберите из любого источника какую-либо норму администра­тивного права и определите все элементы ее структуры, т.е. сфор­мулируйте гипотезу, назовите диспозицию и укажите санкцию этой правовой нормы.

Приведите примеры норм административного права, содержащих абсолютно-определенную, относительно-определенную и альтернатив­ную санкции.

Задача 19.

Выберите из любых источников по две запрещающие, обязывающие и уполномочивающие административно-правовые нормы и покажите различия между ними.

Охватываются ли этой классификацией поощрительные и реко­мендательные нормы, или же последние следует выделить в особые группы?

Задача 20.

Какие субъекты административно-правовых отношений вам известны?

Приведите примеры каждого из названных вами субъектов.

Какими полномочиями должен обладать хотя бы один из субъектов административно-правовых отношений? Могут ли возникнуть административно-правовые отношения между двумя и более гражда­нами, общественными объединениями?

Задача 21.

Назовите различные виды объектов административно-правовых отношений.

Данный вами перечень объектов проиллюстрируйте примерами.

Задача 22.

Назовите юридические факты, порождающие административно-правовые отношения.

Названные вами разновидности юридических фактов проил­люстрируйте конкретными примерами порождаемых ими админи­стративно-правовых отношений.

Задача 23.

Основываясь на изучении Конституции РФ, приведите два-три примера конституционно-правовых норм, которые одновременно яв­ляются и административно-правовыми нормами, поскольку состав­ляют базу для последующего более полного и конкретно-предметного административно-правового регулирования соответствующих обще­ственных отношений.

Задача 24.

Сформулируйте понятие административно-правовых отношений и назовите особенности, отличающие их от других видов правоот­ношений.

Какие способы защиты административно-правовых отношений предусмотрены действующим законодательством?

Задача 25.

На семинаре по административному праву на вопрос, каковы осо­бенности административно-правовых отношений, студент Алферов перечислил следующее:

1) возникают в процессе деятельности исполнительной и других ветвей власти;

2) одной из сторон данных отношений всегда выступают государственный орган или его должностное лицо;

3) носят строго вертикальный характер;

4) могут возникать по инициативе любой из сторон;

5) стороны юридически равны;

6) права субъектов административно-правовых отношений защищаются только в административном порядке. Точен ли ответ Алферова?

Задача 26.

В какие административно-правовые отношения могут вступать студенты при реализации своего административно-правового статуса обучающихся? Приведите примеры.

Задача 27.

Назовите для примера по пять федеральных законов (в том числе конституционных), указов Президента РФ, постановлений Прави­тельства РФ и нормативных правовых актов министерств и ведомств РФ, являющихся источниками административного права.

Докажите, что названные вами законы, указы, постановления яв­ляются источниками именно административного права, а не какой-либо другой отрасли права.

К каким административно-правовым институтам относятся из­бранные вами нормативные правовые акты?

Задача 28.

Приведите по два примера предметных и органических положений как источников административного права. Существуют ли различия между такими формами источников, как правила и инструкции?

Задача 29.

В системе административного права как отрасли права и учебно-научной дисциплине выделяют общую, особенную и специальную части.

Укажите, какие признаки (критерии) положены в основу такого деления?

Задача 30.

Приведите в качестве примера различные источники админи­стративного права (законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ).

Какие их них следует отнести к общей и особенной частям админи­стративного права? По каким признакам, критериям и основаниям?

Задача 31.

Могут ли органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимать нормативные правовые акты, являющиеся ис­точниками административного права? На примере законодательства любого субъекта Российской Федерации назовите по два нормативные правовые акта, относящихся к источникам административного права, принятых:

1) высшим должностным лицом субъекта РФ;

2) высшим органом исполнительной власти субъекта РФ;

3) министерствами и ведомствами субъекта РФ.

Задача 32.

На семинаре по административному праву студент Грушин за­труднился дать ответы на следующие вопросы преподавателя:

1) почему существует множество источников административного права;

2) в каких официальных изданиях публикуются источники адми­нистративного права федерального уровня.

Дайте ответы на заданные вопросы.

Литература

1. Административное право России: Учебник / Под ред. Н.М Конина, Ю.Н. Старилова. — Саратов: Издательство ГОУВПО «Саратовская государственнаяи академия права», 2006.

2. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право.-М.,2007.

3. Бахрах Д.Н. Действие норм права во времени: Теория, законодателство, судебная практика / Д.Н. Бахрах. — М., 2004.

4. Бельский К. С. К вопросу о предмете административного права // Государство и право. 1997. №11.

5. Бельский К.С. О системе административного права//Государство и право.1998.№3.

6. Демин А.А. Административно-правовой метод: Соотношение с другими методами правового регулирования // Государство и право. 2005. № 6.

7. Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития / Под ред. Н. Ю. Хаманевой. — М.: Новая правовая культура, 2004.

8. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.А. Мирошникова. — М.: ЭКМОС, 1999.

9. Конституция Российской Федерации. Комментарий / Общ. ред. Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. — М.: Юридическая литература, 1994.

Наши рекомендации