Правовое регулирование информирования и консультирования граждан таможенными органами

Порядок информирования и консультирования таможенными органами граждан и организаций

1. Основанием для предоставления информации о правовых актах в области таможенного дела является непосредственное устное обращение лица о предоставлении такой информации.

Информирование о правовых актах в области таможенного дела осуществляется в пределах времени, необходимого для поиска и сообщения информации лицу, фиксирования результата оказания услуги, и не может превышать 30 минут.

В случае, если подготовка ответа требует продолжительного времени (информация о данном правовом акте отсутствует, в том числе когда правовой акт издан, но на момент обращения лица не опубликован или не включен в справочно-правовые системы), должностное лицо, предоставляющее государственную услугу, предлагает лицу назначить другое удобное для него время для получения интересующей информации, но не позднее 5 рабочих дней с момента обращения лица о предоставлении ему такой информации.

2. Консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, предоставляется по конкретным таможенным правоотношениям, касающимся:

- таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств лиц;

- включения юридических лиц в реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела;

- внутреннего таможенного транзита;

- временного хранения товаров;

- применения различных таможенных режимов;

- порядка декларирования товаров и транспортных средств, представления документов при декларировании товаров;

- перемещения товаров физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд;

- перемещения товаров в международных почтовых отправлениях;

- перемещения товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи;

- иных вопросов, входящих в компетенцию таможенных органов.

Основанием для осуществления консультирования по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, является запрос лица о предоставлении консультирования.

Запрос может быть представлен в письменной либо в устной форме.

Письменный запрос о предоставлении консультации может быть направлен лицом средствами почтовой связи.

Письменный запрос о предоставлении консультации обязательно должен содержать следующие сведения:

- наименование таможенного органа, в который обращается лицо;

- наименование юридического лица или фамилия и инициалы физического лица, желающего получить консультацию, с указанием полного почтового адреса такого лица;

- просьбу о предоставлении консультации и содержание вопросов, по которым лицу необходима консультация;

- форму, по которой лицо желает получить консультацию (письменную либо устную);

- способ передачи письменной консультации (непосредственно лицу - с указанием контактных телефонов либо почтой);

- подпись лица.

При несоответствии письменного запроса лица о предоставлении консультации указанным выше требованиям, консультация не предоставляется. Решение об отказе в предоставлении консультации доводятся до лица в письменной форме в срок, не превышающий 5 рабочих дней с момента получения таможенным органом письменного запроса.

3. Перечень документов, представляемых получателями государственной услуги.

Для получения государственной услуги по информированию о правовых актах в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, в устной форме или получения письменной консультации на руки лицо должно иметь при себе следующие документы:

- документ, удостоверяющий личность;

- документ, подтверждающий полномочия лица, представляющего интересы юридического лица (в случае обращения за государственной услугой представителя юридического лица).

Для получения государственной услуги по консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, в письменной форме лицо направляет в адрес таможенного органа письменный запрос о предоставлении консультации.

4. Перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги :

Основанием для отказа лицу в предоставлении государственной услуги является запрос лица о правовых актах:

- не подлежащих опубликованию и содержащих сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, или сведения конфиденциального характера;

- затрагивающих непосредственно права, свободы и интересы конкретного, поименованного в тексте третьего лица;

- регулирующих отношения в системе таможенных органов, устанавливающих правовой статус должностных лиц таможенных органов (предоставляется только в случае и в части, непосредственно затрагивающих права, свободы и законные интересы лица).

5. Консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, не предоставляется:

- по вопросам, не входящим в компетенцию таможенных органов;

- по запросам о причинах и основаниях принятого решения или совершенного действия либо о причинах непринятия решения или несовершения действия (порядок предоставления таможенными органами указанной информации определен статьей 23 Таможенного кодекса Российской Федерации);

- по жалобам лиц на решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц, даже если запросы лиц не имеют такого названия, но по своему содержанию относятся к жалобе (порядок принятия решений по жалобам лиц на решения, действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц определен главой 7 Таможенного кодекса Российской Федерации);

- по жалобам лиц на постановления по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела, даже если запросы лиц не имеют такого названия, но по своему содержанию относятся к жалобе, в том числе по вопросам о наличии или отсутствии оснований для возбуждения конкретного дела об административном правонарушении, для привлечения к ответственности, о правомерности применения мер обеспечения по делу, вопросы по конкретным обстоятельствам правонарушений и тому подобное (порядок привлечения лиц к административной или уголовной ответственности, права и обязанности лиц в рамках дел об административных правонарушениях или уголовных дел, в том числе право на ознакомление с материалами дела, и порядок их реализации, а также обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях, приговоров суда определен соответственно законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации);

- по обращениям о подтверждении или о принятии решения об определении кода товаров по ТН ВЭД России, страны происхождения товаров (принятие таможенными органами предварительного решения о классификации товаров или об определении страны происхождения товаров регулируется параграфом 3 главы 6 Таможенного кодекса Российской Федерации);

- по обращениям о подтверждении или об определении таможенной стоимости (таможенная стоимость определяется в соответствии со статьей 323 Таможенного кодекса Российской Федерации);

- по обращениям об арифметическом исчислении сумм подлежащих уплате таможенных платежей в отношении конкретных товаров (в соответствии со статьей 324 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенные пошлины, налоги исчисляются декларантами и иными лицами самостоятельно, за исключением случаев, определяемых Таможенным кодексом Российской Федерации).

6. Информация о правовых актах в области таможенного дела и консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, предоставляются лицам бесплатно.

24. Обжалование решений, действий (бездействий) таможенных органов, их должностных лиц

Представляется, что без детального изучения вопросов, подлежащих регулированию посредством Таможенного кодекса Таможенного союза, без вдумчивого анализа существующих в области таможенного регулирования проблем и формулирования научно и практически обоснованных предложений по структуре и содержанию Таможенного кодекса говорить о возможности установления адекватных сегодняшнему состоянию экономики и международной торговли правил проведения таможенных операций в отношении перемещаемых товаров, работ, услуг, наверное, не приходится.

В связи с данными обстоятельствами считаю оправданным остановиться на таком немаловажном для каждого участника внешнеторговой деятельности вопросе, как обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц участников Таможенного союза.

Отмечу, что согласно ст. 1 проекта Таможенного кодекса Таможенного союза под таможенным регулированием понимается правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.

Как известно, система права любого государства подразделяется на две подсистемы: частное право и публичное право.

Не углубляясь в теоретические аспекты сходства, различия и взаимосвязи указанных подсистем, отмечу, что их разделение производится на основании выявления различия предметов и методов правового регулирования тех или иных общественных отношений, являющихся объектом регламентации той или иной отрасли права, являющейся составной частью либо одной, либо другой из названных подсистем.

Здесь следует указать, что в теории права под предметом (объектом) правового регулирования понимается специфическая область общественных отношений, регулируемая теми или иными правовыми нормами.

В то же время под методом правового регулирования обычно понимают совокупность юридических приемов и средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных, обособленных общественных отношений.

Учитывая динамизм современного экономического и общественного развития, обусловливающий все большее взаимопроникновение и взаимосвязь частных и публичных интересов, объясняющий "утончение" границы между ними, думаю, не погрешу против истины, если скажу, что в настоящее время именно метод правового регулирования становится тем основным признаком, который позволяет отграничить частное право от публичного.

Если попытаться в двух словах охарактеризовать отличия частноправового и публично-правового методов регулирования, тогда можно сказать, что частноправовой метод основан на принципе "Разрешено все, что не запрещено законом"; а публично-правовой метод, в свою очередь, базируется на принципе "Запрещено все, что не разрешено законом".

Еще одним критерием отнесения той или иной отрасли права к подсистеме частного или подсистеме публичного права является правовое положение участников соответствующих общественных отношений по отношению друг к другу.

Так, в частноправовых отношениях и соответственно в частном праве одним из основополагающих принципов является равенство сторон, а в публично-правовых отношениях и в публичном праве, наоборот, основным признаком является фактическое и правовое неравенство субъектов.

Как было отмечено выше, целью обсуждаемого проекта Таможенного кодекса Таможенного союза, представляющего собой основной правовой акт в области таможенного дела и таможенного законодательства Таможенного союза, является как регулирование отношений, связанных с осуществлением различными субъектами внешнеторговой деятельности, контроль со стороны таможенных органов государств - участников Таможенного союза за исполнением указанными субъектами возложенных на них обязанностей и реализацией ими предоставленных в связи с данной деятельностью прав, так и регулирование властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения товарами, работами, услугами, составляющими предмет упомянутых видов деятельности.

При этом таможенное законодательство оперирует в основном методами обязательных установлений и запретов.

Реализация таможенными органами возложенных на них функций и полномочий самым непосредственным образом сказывается не только на имущественном и финансовом положении участников ВТД, но и на экономике государств - участников Таможенного союза и экономическом состоянии самого Союза.

При этом следует констатировать, что суть регулируемых таможенным законодательством отношений, значимость их экономической составляющей и фискальные интересы государств - участников Таможенного союза определяют неравенство правового положения таможенных органов и участников ВТД, по сути, подчиненное положение экспортеров и импортеров по отношению к уполномоченным таможенным органам.

Сказанное в совокупности с нормами ст. 1 и 3 проекта Таможенного кодекса Таможенного союза, устанавливающими, что Кодекс является не только составной частью таможенного законодательства Таможенного союза, но и нормативным правовым актом прямого действия, а также с учетом цели создания Таможенного кодекса, заключающейся в первую очередь в стремлении формирования единого таможенного пространства, регулируемого едиными для всех участников Союза правилами, и формировании единого правового статуса участников ВТД, к какому бы государству - участнику Таможенного союза тот или иной субъект ни относился, заключающегося в равной правосубъектности указанных участников, приводит нас к выводу о том, что в Таможенном кодексе Таможенного союза в обязательном порядке должны присутствовать нормы (возможно, в виде отдельной главы), посвященные регламентации вопросов обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц.

В противном случае, с моей точки зрения, нельзя говорить об адекватном правовом регулировании таможенных отношений в рамках Таможенного союза.

Отсутствие указанных правовых норм в тексте Таможенного кодекса может не только сделать неработоспособным Таможенный кодекс, создать неравные условия для различных участников ВТД, но и, в конце концов, "похоронить" саму идею создания Таможенного союза - взорвать ее изнутри.

Как уже было отмечено ранее, отсутствие должной правовой регламентации обжалования в проекте Таможенного кодекса Таможенного союза выглядит нелогичным с точки зрения его задач и целей, а также может иметь следствием возможные злоупотребления как должностных лиц таможенных органов отдельных государств - участников Таможенного союза, так и конкретных участников ВТД, а также создание неопределенности правового положения сторон таможенных отношений, обусловленной различиями правовой регламентации рассматриваемых вопросов национальными законодательствами государств - участников Таможенного союза, что с учетом целей унификации таможенного законодательства недопустимо.

В связи с вышеизложенным представляется целесообразным расширить рамки правового регулирования и определить порядок обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и (или) их должностных лиц непосредственно в тексте Таможенного кодекса Таможенного союза.

Таким образом, было бы целесообразно включить в текст Таможенного кодекса Таможенного союза главу "Обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц", включающую в себя девять статей.

В связи со сказанным предлагаю включить в текст Таможенного кодекса Таможенного союза главу 5 "Обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц", проект которой передаю в организационный комитет нашей конференции.

Глава 5. Обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и должностных лиц

Статья 8. Обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц

Любое лицо вправе обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов и (или) их должностных лиц, если такими решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность, в сроки и порядке, которые установлены настоящим Кодексом, а в части, не урегулированной настоящим Кодексом, в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства - участника Таможенного союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа и (или) должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.

Статья 9. Порядок обжалования

1. Решения, действия (бездействие) таможенных органов и (или) их должностных лиц могут быть обжалованы в таможенные органы и (или) в суд, арбитражный, хозяйственный суд.

Подача жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица в таможенные органы не исключает возможности одновременной или последующей подачи жалобы аналогичного содержания в суд, арбитражный, хозяйственный суд.

2. Порядок подачи, рассмотрения и разрешения жалоб, направляемых в суды, арбитражные и хозяйственные суды, определяется соответствующим процессуальным законодательством государств Союза.

Статья 10. Срок и порядок подачи жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица

1. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица может быть подана в течение трех месяцев:

- со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо незаконном возложении на него какой-либо обязанности;

- со дня истечения установленного срока для принятия таможенным органом или его должностным лицом решения или совершения действия, принятие или совершение которых предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом.

2. В случае пропуска по уважительным причинам срока для обжалования этот срок по заявлению лица, обратившегося с жалобой на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, может быть восстановлен таможенным органом, правомочным рассматривать эту жалобу.

3. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа подается в вышестоящий таможенный орган.

Жалоба на решение, действие (бездействие) должностного лица таможенного органа подается в таможенный орган, в котором проходит службу (замещает государственную должность) это лицо.

4. Лицо, обратившееся с жалобой на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, может отозвать ее в любой момент до принятия решения по жалобе.

5. Повторная жалоба по тому же поводу может быть подана в пределах сроков, установленных настоящей статьей.

Статья 11. Форма и содержание жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица

1. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица подается в письменной форме и должна быть подписана лицом, обратившимся с жалобой.

2. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица должна содержать:

- наименование таможенного органа или должность, фамилию, имя и отчество должностного лица таможенного органа (если они известны), решение, действие (бездействие) которых обжалуются;

- фамилию, имя, отчество или наименование лица, подающего жалобу, его место жительства или местонахождение;

- существо обжалуемых решения, действия (бездействия).

3. Лицо, обратившееся с жалобой на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, обязано приложить к жалобе копии документов, которыми подтверждаются обстоятельства, указанные в этой жалобе.

В случае непредставления лицом указанных документов решение по жалобе принимается без учета доводов, в подтверждение которых не были представлены документы.

Статья 12. Последствия подачи жалобы на решение, действие таможенного органа или его должностного лица

1. Подача жалобы на решение, действие таможенного органа или его должностного лица не приостанавливает исполнения обжалуемого решения, действия.

2. При наличии достаточных оснований полагать, что обжалуемые решение, действие не соответствуют законодательству, а также в случае, если неприостановление исполнения решения, действия может иметь необратимый характер, таможенный орган, рассматривающий жалобу, вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемых решения, действия до принятия решения по существу жалобы.

Статья 13. Основания для отказа в рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица по существу

1. Таможенный орган отказывает в рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица по существу в случае, если:

- не соблюдены установленные сроки обжалования и лицо не обратилось с заявлением о восстановлении пропущенного срока для обжалования либо заявление о восстановлении пропущенного срока для обжалования отклонено;

- не соблюдены требования, установленные статьей 11 настоящего Кодекса;

- лицо уже обратилось с жалобой аналогичного содержания в суд и такая жалоба принята судом, арбитражным, хозяйственным судом к рассмотрению либо по ней вынесено решение.

2. Решение об отказе в рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица по существу должно быть принято не позднее трех дней со дня поступления указанной жалобы.

3. Решение таможенного органа об отказе в рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица по существу может быть обжаловано в вышестоящий таможенный орган или в суд, арбитражный, хозяйственный суд.

Статья 14. Сроки рассмотрения жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица

1. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица должна быть рассмотрена таможенным органом в течение одного месяца со дня ее поступления в таможенный орган, правомочный рассматривать указанную жалобу.

Статья 15. Решение таможенного органа по жалобе на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица

1. Решение таможенного органа по жалобе на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица принимается в письменном виде по форме. В таком решении должны быть указаны:

- наименование таможенного органа, рассмотревшего жалобу;

- должность, фамилия и инициалы должностного лица таможенного органа, принявшего решение по жалобе;

- фамилия и инициалы или наименование лица, обратившегося с жалобой;

- краткое изложение жалобы по существу;

- принятое по жалобе решение;

- основания принятого решения;

- сведения о порядке обжалования принятого решения.

2. По результатам рассмотрения жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица таможенный орган:

1) признает правомерными решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица и отказывает в удовлетворении жалобы;

2) признает неправомерными решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица полностью или частично и принимает решение об удовлетворении жалобы полностью или частично.

3. Копия решения, принятого по результатам рассмотрения жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, направляется лицу, обратившемуся с жалобой, в течение пяти дней с момента его принятия.

Статья 16. Упрощенный порядок обжалования решения, действия (бездействия) должностного лица таможенного органа

1. В упрощенном порядке может быть обжаловано решение, действие (бездействие) должностного лица таможенного органа в связи с перемещением через таможенную границу товаров лицами в сопровождаемом и несопровождаемом багаже, при подаче таможенной декларации в уполномоченный таможенный орган и иные действия, связанные с непосредственными взаимоотношениями лица с должностным лицом таможенного органа.

2. Упрощенный порядок обжалования решения, действия (бездействия) должностного лица таможенного органа заключается в обращении лица с устной жалобой к вышестоящему должностному лицу таможенного органа.

3. Руководитель таможенного органа в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка определяет уполномоченное должностное лицо по упрощенному рассмотрению порядка обжалования решений, действий (бездействия) должностного лица таможенного органа и доводит его до сведения лиц в порядке, установленном настоящим Кодексом.

4. Рассмотрение жалобы на решение, действие (бездействие) должностного лица таможенного органа в упрощенном порядке осуществляется безотлагательно, и решение по ней принимается незамедлительно.

5. При обжаловании в упрощенном порядке по желанию лица, обратившегося с жалобой на решение, действие (бездействие) должностного лица таможенного органа, должностным лицом таможенного органа, рассматривающим указанную жалобу, составляется акт о рассмотрении жалобы в упрощенном порядке по установленной форме, в котором указываются сведения о рассматривающем жалобу должностном лице таможенного органа, о лице, обратившемся с жалобой, краткое содержание жалобы и принятое решение.

6. Лицо, обратившееся с жалобой в упрощенном порядке, по своему желанию имеет право при составлении акта приобщить письменное заявление, представить материалы и иные документы, если они содержат информацию об обстоятельствах, имеющих значение для надлежащего рассмотрения его жалобы в упрощенном порядке.

7. При принятии решения об отказе в рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) должностного лица таможенного органа в упрощенном порядке в этом акте указываются причины такого отказа. Акт о рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) должностного лица таможенного органа в упрощенном порядке подписывается должностным лицом таможенного органа, рассматривающим жалобу, и лицом, обратившимся с жалобой. Копия акта о рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) должностного лица таможенного органа в упрощенном порядке вручается лицу, обратившемуся с жалобой.

8. Рассмотрение жалобы на решение, действие (бездействие) должностного лица таможенного органа в упрощенном порядке и принятие по ней решения не являются препятствием для подачи жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица в общем порядке.

25. Контроль и надзор за деятельностью таможенных органов

Ведомственный контроль за деятельностью таможенных органов

Ведомственный контроль за деятельностью таможенных органов, являясь одной из разновидностей контрольной проверочной деятельности за исполнением законов, осуществляется вышестоящими звеньями системы таможенных органов по отношению к нижестоящим звеньям. Наибольшим объемом полномочий, разумеется, обладает Федеральная таможенная служба в лице ее центральных руководящих органов.

Правовую основу инспекционного ведомственного контроля составляет Приказ ФТС России от 5 января 2004 г. № 21 «О совершенствовании инспекционной деятельности». В частности, в нем определен ряд понятий, относящихся к внутреннему контролю, в том числе, в Приказе сказано, что «под инспектированием понимается специальный вид деятельности ФТС России и региональных таможенных управлений (РТУ) по осуществлению ведомственного контроля таможенных органов с целью обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации, а также определения эффективности их функционирования».

Организация и проведение инспекторских проверок является исключительной прерогативой Главного управления организационно-инспекторского управления ФТС России и организационно-инспекторских служб региональных таможенных управлений. Другие подразделения ФТС России проводят функциональные проверки курируемых подразделений таможенных органов по закрепленным направлениям деятельности.

Продолжительность проведения инспекторской проверки, как правило, не должна превышать 30 календарных дней. Инспекторские проверки подразделяются на комплексные, целевые и контрольные (последующие). Комплексная инспекторская проверка включает проверку всех направлений деятельности таможенного органа за определенный промежуток времени. При этом обязательной проверке подлежат следующие виды деятельности:

управленческая деятельность;

таможенное оформление и таможенный контроль;

правоохранительная деятельность;

взимание таможенных платежей.

Целевая инспекторская проверка включает проверку одного или нескольких направлений деятельности таможенного органа за определенный промежуток времени либо проверку конкретных фактов и обстоятельств, отмеченных в таможенном органе.

Контрольная (последующая) инспекторская проверка включает проверку устранения выявленных в ходе комплексной или целевой проверки недостатков, а также проверку деятельности по отдельным вопросам, не затронутым предыдущей проверкой.

Документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности таможенных органов и организаций, подведомственных ФТС России, проводятся ежегодно по утвержденным годовым планам; для повышения эффективности и качества комплексных ревизий в них участвуют сотрудники заинтересованных отделов и подразделений соответствующего регионального таможенного управления, а также по согласованию с ФТС России сотрудники соответствующих структурных подразделений ФТС. При организации и проведении ревизии или проверки, при оформлении и реализации их результатов ревизоры обязаны руководствоваться Конституцией РФ, законами России, указами и распоряжениями Президента РФ, приказами, инструкциями, иными нормативными правовыми актами Министерства финансов РФ, нормативными актами ФТС России, других органов исполнительной власти России.

Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, законности действий руководителя и главного бухгалтера и других лиц, на которых в соответствии с законодательством России возложена ответственность за их осуществление, а также представление в вышестоящую организацию бухгалтерской отчетности. Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации.

Ревизия финансово-хозяйственной деятельности таможенного органа осуществляется как планово, так и внепланово. На проведение каждой ревизии издается приказ (распоряжение) ФТС России или регионального таможенного управления. В приказе указывают сроки проведения ревизии, состав ревизионной группы. С учетом объема предстоящих работ, вытекающих из конкретных задач ревизии и особенностей проверяемого таможенного органа, сроки проведения ревизии, как правило, не могут превышать 45 календарных дней. Первоначально установленный срок ревизии может быть продлен по мотивированному представлению руководителя ревизионной группы.

Конкретные вопросы ревизии определяются программой или перечнем основных вопросов ревизии, изложенных в Приложении, которые утверждает руководитель таможенного органа, назначившего ревизию. Составлению программы ревизии и ее проведению предшествует подготовительный период, в ходе которого участники ревизии обязаны изучить необходимые законодательные и другие нормативные акты, отчетные и статистические данные, другие имеющиеся материалы, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность проверяемого таможенного органа.

Ревизия финансово-хозяйственной деятельности проводится путем oсyщeствления:

проверки учредительных, регистрационных, плановых, бухгалтерских и других документов по форме и содержанию для установления законности и правильности произведенных операций;

проверки фактического соответствия совершенных операций данным первичных документов, в том числе по фактам получения и выдачи указанных в них денежных средств и материальных ценностей, фактически выполненных работ (оказанных услуг) и т.п.;

проведения в соответствии с законодательством России встречных проверок поступления и расходования средств федерального бюджета, использования внебюджетных средств, доходов от имущества, находящегося в Федеральной собственности, сличения имеющихся в проверяемом таможенном органе записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными в тех организациях, от которых получены или которым переданы денежные средства, материальные ценности и документы;

организации процедур фактического контроля за наличием и движением материальных ценностей и денежных средств, правильностью формирования затрат, полнотой оприходования продукции, достоверностью объемов выполненных работ и оказанных услуг, обеспечением сохранности денежных средств и материальных ценностей путем организации проведения инвентаризации, обследований, контрольных обмеров выполненных объемов работ, экспертиз и т.д.;

проверки достоверности отражения произведенных операций в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности, в том числе соблюдения установленного порядка ведения учета, сопоставления записей в регистрах бухгалтерского учета с данными первичных документов, сопоставления показателей отчетности с данными бухгалтерского учета, арифметической проверки первичных документов;

проверки использования и сохранности бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов и других государственных средств, доходов от имущества, находящегося в государственной собственности;

проверки в необходимых случаях состояния внутреннего (ведомственного) контроля.

Результаты документальной ревизии обобщаются и оформляются актом, который подписывают руководитель ревизионной группы, руководитель проверяемого таможенного органа, организации и начальник отдела бухгалтерского учета — главный бухгалтер. Акт ревизии является документом, имеющим юридическое значение для доказательства фактов нарушений и недостатков, выявленных в процессе проведения ревизии. Акт ревизии составляется в двух экземплярах, а при необходимости передачи материалов следственным органам — в трех. Один экземпляр акта ревизии, подписанный руководителем ревизионной группы, вручается руководителю проверяемого таможенного органа под расписку о получении с указанием даты получения.

4.3.

Прокурорский надзор за деятельностью таможенных органов

В соответствии с п. 1 ст. 21 ФЗ РФ «О прокуратуре Российской Федерации» предметом общего надзора являются:

1) соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории России, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Феде<

Наши рекомендации