Валютный контроль, осуществляемый таможенными органами.

Продолжение п. 4.2

Этапы перехода к конвертируемости валюты:

1. Истории валютных отношений известны две модели — шоковый и постепенный переход к конвертируемости валюты. Первый — волюнтаристский — вариант (Турция, страны Восточной Европы, Россия) сопровождается падением курса национальной валюты, истощением официальных валютных резервов, так как растет спрос на иностранную валюту. Подобная девальвация удорожает импорт, что усиливает инфляцию и увеличивает валютные потери при погашении внешнего долга в иностранной валюте.

Второй вариант, т.е. поэтапный переход к конвертируемости валюты (Западная Европа, Япония), имеет преимуще­ство перед шоковым вариантом, так как основан на увязке усло­вий функционирования национального и мирового рынков, в част­ности ценообразования, и подготовки предпосылок. Основные предпосылки введения обратимости валюты: стаби­лизация экономики, сокращение дефицита государственного бюд­жета, сдерживание инфляции, уменьшение дефицита платежного баланса, урегулирование внешней задолженности страны, накоп­ление официальных валютных и золотых резервов, нормализация социально-политической обстановки в стране.

2. Определение последовательности введения конвертируемости валюты для резидентов и нерезидентов. Обычно предпочтение отдается вначале иностранным партнерам с целью заинтересовать их в равноправном сотрудничестве.

3. Выбор операций, по которым вво­дится обмен валюты. С декабря 1958 г., когда сложились объек­тивные экономические предпосылки, страны Западной Европы ввели частичную обратимость валют, отменив валютные огра­ничения по текущим операциям платежного баланса для нере­зидентов. В феврале 1961 г. эти страны от­менили валютные ограничения также для резидентов.

Текущие операции включают: операции с товарами; услуги; движение дохода; текущие трансферты.

Группа статей по операциям с товарами отражает преимущественно экспорт и импорт. Эти статьи платежного баланса, регистрирующие по ценам FOB экспорт и импорт обычных готовых товаров, товаров для дальнейшей переработки, ремонт товаров и т.д., а также немонетарного золота.

Цена FOB - продавец несет лишь часть расходов по транспортировке и страхованию, только до момента доставки товара на борт судна. Это означает, что экспортер несет все расходы по транспортировке и погрузке товара на борт судна либо на другие международные транспортные средства, а также по его страхованию до завершения погрузки. Поэтому экспортер, (продавец товара) должен обеспечить покупателя, т. е. импортера товара транспортной лицензией, оплатить экспортные налоги и пошлины. После же доставки товара на борт судна все дальнейшие расходы, связанные с перевозкой и разгрузкой товаров в порту назначения, несет исключительно импортер, (покупатель).

Основной признак экспорта и импорта — смена собственника товара. Если при переходе границы право собственности не меняется — это не экспорт и не импорт (прямая транзитная торговля, товары в дипломатических представительствах, выставочные экспонаты, образцы). К этой группе не относятся финансовый лизинг и внутрифирменная торговля.

Группа статей, отражающих услуги, включает в себя транспортные услуги, поездки, финансовые, страховые, информационные, посреднические и иные услуги. Наиболее значимая статья — транспортные услуги. Услуги также учитываются по ценам FOB. Если услуги учтены по ценам СIF, то стоимость транспортировки и страхования учитывается отдельно — в зависимости оттого, кто их оплачивает.

Поставка на условиях CIF означает, что продавец выполнил поставку, когда товар погружен на транспортное средство в порту отгрузки, а продажная цена включает в себя стоимость товара, фрахт (страховку) или транспортные расходы, а также стоимость страховки при перевозке.

Текущие трансферты - это трансферты, не означающие передачу прав собственности на основной капитал, не связанные с приобретением или использованием основного капитала и не предусматривающие аннулирование основного долга кредитором, т.е. это трансферты, которые не являются капитальными и не связаны с прощением внешнего долга.

Счет операций с капиталом и финансовых операций (финансовый счет) - это группа статей платежного баланса, фиксирующих международное движение капитала, с помощью которого финансируются экспорт и импорт товаров и услуг.

При Бреттон-вудской системе валюта считалась конвертиру­емой, если страна отменила валютные ограничения по текущим операциям платежного баланса и не препятствовала ее обмену на другие валюты и использованию в международных расчетах.

Лишь с середины 70-х годов постепенно в течение почти 20 лет с определенными интервалами страны распространили конвер­тируемость своих валют на финансовые операции. Это объясня­ется тем, что международная миграция капиталов, включая прямые и портфельные инвестиции, сделки с ценными бумага­ми, кредитные операции, значительно опережает движение то­варов и услуг, что оказывает существенное влияние на платежный баланс и валютный курс. Поэтому отмена валютных ограничений по финансовым операциям происходит медленно и неравномер­но; периодически они возобновляются с целью защиты нацио­нальной экономики.

США первыми начали либерализацию де­нежного, кредитного, валютного, финансового рынков, чтобы по­высить престиж доллара и привлечь иностранных инвесторов. С 1974 г. США отменили контроль за вывозом капитала и не восстанавливали его даже в период ухудшения позиций доллара. США активно использовали либерализацию движения капиталов в условиях повышения процентных ставок и курса доллара для привлечения иностранных капиталов в ущерб своим торговым партнерам.

План создания экономического и валютного союза (1989 г.) предусматривал полную либерализацию движения капиталов в Европейском союзе (ЕС). Франция, Италия, Дания, Нидерланды отменили в 1990—1992 гг. практически почти все валютные огра­ничения, а Бельгия и Люксембург — двойной валютный курс. Ослаблены валютные ограничения в Испании. Поэтапная либера­лизация валютного режима в Ирландии, Португалии, Греции в основном завершилась в 1994 г. в соответствии с Маастрихтским соглашением о создании Европейского союза, вступившим в силу в ноябре 1993 г.

Валютный контроль, осуществляемый таможенными органами.

Валютный контроль – один из видов финансового контроля, осуществляемый при проведении валютных операций.

Валютный контроль осуществляется органами валютного контроля и их агентами. К числу органов валютного контроля относятся: Центральный банк РФ, Правительство РФ в лице таких органов, как Министерство финансов РФ, Федеральная таможенная служба РФ, правоохранительные органы.

Основными методами валютного регулирования в России являются:

- валютная интервенция (покупка-продажа иностранной валюты на национальную);

- операции центрального банка на открытом рынке (покупка-продажа ценных бумаг);

- изменение ЦБ уровня процентных ставок и (или) норм обязательных резервов.

При единовременном ввозе в РФ физическими лицами - резидентами и нерезидентами наличной иностранной валюты и (или) валюты РФ, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, ввозимая наличная иностранная валюта и (или) валюта РФ подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму ввозимой валюты.

При единовременном вывозе из РФ физическими лицами - резидентами и нерезидентами наличной иностранной валюты и (или) валюты РФ в сумме, превышающей 3 000 долларов США, вывозимая наличная иностранная валюта и (или) валюта РФ подлежит декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму.

Единовременный вывоз из РФ физическими лицами - резидентами и нерезидентами наличной иностранной валюты и (или) валюты РФ в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, не допускается.

Паспорт сделки — документ, служащий целям валютного контроля. Паспорт сделки оформляется в случае, если имеют место валютные операции между резидентом и нерезидентом, заключающиеся в осуществлении расчётов и переводов через счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а в некоторых случаях — через счета в банке-нерезиденте.

Оформление паспорта сделки необходимо если:

А) указанные валютные операции осуществляются как платежи за вывозимые с таможенной территории РФ или ввозимые на таможенную территорию РФ товары, по внешнеторговому контракту, заключённому между резидентом и нерезидентом.

Б) осуществление валютной операции по кредитному договору или договору займа.

В Республике Казахстан в случае ввоза наличной иностранной и/или национальной валюты на территорию в эквиваленте, превышающем 3 000 долларов США, подлежит обязательному письменному декларированию.

Вывоз наличной иностранной валюты из Республики Казахстан физическими лицами резидентами и/или нерезидентами в размере, не превышающем эквивалент 10 000 долларов США, разрешен без предоставления в таможенный орган документов, подтверждающих легальность происхождение вывозимой иностранной валюты. Легальность происхождения вывозимой резидентами или нерезидентами наличной иностранной валюты из РК в размере, превышающем эквивалент 10 000 долларов США, должна подтверждаться таможенному органу путем предоставления налоговых деклараций, оформленных по установленным формам №200 и №210 либо пассажирской таможенной декларации, оформленной при ввозе, с указанием суммы ранее ввезенной наличной иностранной валюты. Ввоз наличной иностранной или национальной валюты на территорию РК в эквиваленте, превышающем 3 000 долларов США, подлежат обязательному письменному декларировании посредством подачи при вывозе таможенному органу пассажирской таможенной декларации на всю сумму вывозимой иностранной или национальной валюты.

Ввоз в р. Беларусь иностранной валюты в сумме, не превышающей на одно лицо 10 000 долларов США, осуществляется без письменного декларирования, за исключением случаев декларирования по собственному желанию и ввоза валюты с целью использования в качестве иностранной безвозмездной помощи. Сумма, превышающая на одно лицо в эквиваленте 10 000 долларов США, подлежит обязательному декларированию в письменной форме.

Граждане, выезжающие за пределы таможенной территории Беларуси, имеют право вывозить без письменного декларирования иностранную валюту в сумме, не превышающей 3 000 долларов США. Иностранная валюта, превышающая в эквиваленте 10 000 долларов США, может быть вывезена при условии не только письменного декларирования, но и предоставления разрешительных документов, в качестве которых признаются выданный таможенными органами документ, подтверждающий ввоз такой валюты данным лицом на таможенную территорию Республики, либо разрешение уполномоченного банка.

В РФ ограничение на вывоз наличных рублей и валюты - не более 10 тысяч долларов США по текущему курсу ЦБ РФ. Для вывоза валюты и рублей в сумме от 3000 до 10000 долларов в эквиваленте необходимо подать письменную таможенную декларацию.

Если у физического лица при выезде с территории РФ нет иностранной валюты, но имеются наличные рубли в сумме от 3000 до 10000 долларов США в эквиваленте по курсу ЦБ РФ, - он обязан подать письменную
таможенную декларацию.

Ввоз и вывоз ценных бумаг на территорию Таможенного Союза.

При ввозе в РФ внешние и внутренние ценные бумаги в документарной форме декларируются, если их сумма (вместе с ввозимыми рублями и валютой) превышает 10 тысяч долларов в эквиваленте.

При вывозе ценные бумаги в документарной форме декларируются независимо от суммы. Ограничений на вывоз нет.

Ввоз и вывоз из Республики Казахстан платежных документов (векселей, чеков), номинальная стоимость (номинал) которых выражена в национальной и иностранной валюте, не подлежат письменному декларированию и осуществляются без ограничений.

Денежные средства в электронной форме, размещаемые на счету пластиковой карточки, можно перемещать без ограничения. Саму пластиковую карточку не требуется декларировать при перемещении через таможенную границу.

Наши рекомендации