Формы административных действий: общее понятие и виды. Неправовые и правовые формы
В теории государственного управления для описания особенностей деятельности государственной администрации используется понятие «формы управления». Многообразие функций и задач государственной администрации отражается в использовании самых разных форм осуществления власти.
Для целей административно-правового регулирования важную роль играет деление форм деятельности государственной администрации на правовые и неправовые формы.
quest1Неправовые формы непосредственно не влекут юридических последствий, их осуществление может носить организационный (проведение рабочих совещаний, анализ и прогнозирование социально-экономического развития) или материально-технический характер (размещение служащих в здании государственного органа, организация рабочих мест). При этом порядок и условия реализации таких форм может быть предметом правового регулирования: размещение служащих входит в круг обязанностей одного из должностных лиц государственного органа и может даже быть урегулирован в правилах внутреннего распорядка.
Неправовые формы административных действий не выходят за пределы государственной администрации и затрагивают исключительно внутренние отношения, а потому не могут становиться предметом обжалования со стороны частных лиц.
Правовые формы связаны с наступлением определенных юридических последствий и могут носить либо характер сделок частноправового характера либо выступать формой реализации государственной власти. Формы властной деятельности в науке административного права называются административными действиями.
Административные действия могут порождать правовые последствия для частных лиц (граждан и организаций), в них может выражаться властная деятельность государственных органов и именно поэтому они выступают основным предметом административно-правового регулирования.
Правовые формы административных действий могут, как и неправовые, осуществляться в пределах государственной администрации, однако их юридические последствия зачастую распространяются и на отношения с частными лицами. Например, наделение государственного служащего полномочиями представителя власти (должностного лица) и установление порядка реализации этих полномочий непосредственно связано с реализацией властных полномочий в отношении граждан и организаций.
Однако при этом законодательство и практика его применения как правило, не допускает права частных лиц ссылаться на такие правовые акты в спорах с государственными органами, если только на права этих лиц прямо не указано в правовом акте. Считается, что сфера их применения ограничивается внутренними, служебными дисциплинарными отношениями