Месныеораны гос. управления их с-ма,структура и

Компетенция

Местное управление – это форма организации

и деят-ти местных исп. и распорядительных

органов для решения вопросов местного значения

исходя из общегосуд. интересов и интересов

населения, проживающего на соответствующей

тер-рии. Единая система местных органов

управления на территории РБ слагается из

областных, районных, городских, поселковых

и сельских исполкомов, кот.входят в единую

систему органов исп. власти, являются органами

общей компетенции.

Исп. комитет подотчетен и подконтролен

вышестоящему исп. и распорядит. органу,

а также подотчетен соответ­ствующему

местному Совету депутатов по вопросам,

отнесенным к компетен­ции Совета.

Исполнительный комитет:

- разрабатывает и вносит в Совет схему

управления местным хозяйством и коммунальной

собственностью, предложения по организации

охраны общ.порядка и прав граждан;

- разрабат. и вносит в Совет проекты планов

экон. и соц. развития, местных программ,

местного бюджета; принимает меры по

осуществлению планов, программ и бюджета,

представляет Совету отчеты об их выполнении;

– распоряжается имуществом и фин. ресурсами

Совета в порядке и в пределах, установленных Советом.

Отделы, управления и службы исполкомов

— основной вид местных отраслевых и функ-ных

органов управления. Исполкомы поселковые,сельские отделов

и управлений не имеют. В исполкомах образуются различного рода

органы, осуществляющие ф-ции надзора и контроля за соблюдением

правил в области исп.

и распорядит. деят-ти. К ним относятся административные,

наблюдательные комиссии, комиссии по делам несовер-них,

комиссии по б-­бе с пьянством, различного рода инспекции и др.

Местным органом гос. управления в городах с район­ным делением

явл. администрация района.На основании действующего зак-ва

местные исп. и распорядит. органы издают решения, имеющие

обязат. силу на со­отв. тер-рии. В системе исп.-распорядит.

органов имеются также местные органы гос. управления,

кот.е организационно не подчиняются исполкомам.

Это местные тер-ные органы министерств: обороны,

комитета гос. без-ти, министерства транспорта и коммуникаций и др.

28 понятия и виды предприятий, учреждений. Основы их административно-правового статуса

Предприятие — это разновидность организации, созданной собственником для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятия являются самостоятельными хозяйствующими субъектами. Их можно разделить по организационно-правовой форме и по отраслевой производственно-технологической специализации.

По организационно-правовой форме различаются:

полное товарищество;

товарищество на вере;

общество с ограниченной ответственностью;

общество с дополнительной ответственностью;

акционерное общество;

производственный кооператив;

потребительский кооператив;

унитарные предприятия и др.

По отраслевой производственно-технологической специализации принято выделять:

промышленные предприятия (заводы, фабрики, шахты, рудники, комбинаты и др.);

сельскохозяйственные предприятия (фермерские хозяйства, крестьянские хозяйства, сельскохозяйственные кооперативы и артели, рыболовецкие артели, предприятия переработки сельскохозяйственной продукции и др.);

строительные предприятия (строительные и строительно-монтажные объединения, например строительные управления; строительные предприятия, в том числе строительные комбинаты; строительные кооперативы; дорожно-строительные предприятия; мостостроительные поезда и др.);

транспортные предприятия (железные дороги, отделения железных дорог, станции, депо, товарные склады, ремонтные предприятия железнодорожного транспорта; пароходства, порты, ремонтные предприятия водного транспорта; объединения гражданской авиации, аэропорты, авиационные отряды, ремонтные и другие предприятия гражданской авиации; автотранспортные объединения, автопредприятия, автокомбинаты, авторемонтные предприятия; объединения и предприятия трубопроводного транспорта и др.);

предприятия связи (узлы связи, почтамты, почтовые отделения, телеграфы, телефонные узлы, автоматические телефонные станции, компании сотовой телефонной связи, пейджинговые компании и др.);

предприятия торговли (универмаги, гастрономы, универсамы, иные магазины, торговые базы и склады, овощные базы, хладокомбинаты и др.);

предприятия общественного питания (столовые, кафе, рестораны, закусочные, буфеты, бары и др.);

жилищно-коммунальные предприятия (жилищно-эксплуатационные конторы, дирекции по эксплуатации зданий, комендатуры, гостиницы, общежития, ремонтно-эксплуатационные предприятия, дорожно-ремонтные предприятия, котельные, теплоэнергоцентрали, энергосети и др.);

Предприятие создается его собственником. Учредительным документом предприятия является устав или учредительный договор. Предприятие считается созданным с момента его государственной регистрации в качестве юридического лица1. Для осуществления отдельных видов деятельности предприятию необходимо получение специального разрешения государства — лицензии. Ликвидация предприятия производится по решению его учредителей либо их органа; по истечении срока, на который оно было создано; по решению суда (в случае признания его банкротом, деятельности, запрещенной законом, недействительной регистрации и др.). Контроль за созданием, реорганизацией и ликвидацией предприятий осуществляет специальный государственный орган — Федеральная антимонопольная служба.

Административно-правовой статус предприятия определяется не только нормами административного права, но и нормами гражданского, трудового, финансового, муниципального и других отраслей права. И с этих позиций, в частности, имеются существенные различия в административно-правовом статусе государственных и негосударственных предприятий.

Государственные предприятия являются собственностью государства, поэтому и влияние государства на их деятельность больше, чем на негосударственные предприятия. Так, соответствующие государственные органы выступают учредителями государственного предприятия; определяют предмет и цели его деятельности; утверждают устав; управляют госпредприятием; назначают на должность и освобождают от должности их руководителей; в установленных случаях доводят государственные заказы; реорганизуют и ликвидируютгосударственные предприятия. Некоторые виды деятельности разрешены только государственным предприятиям, например производство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, изготовление и реализация наркотических веществ.

Административно-правовой статус негосударственных предприятий также имеет свои особенности. Такие предприятия действуют в пределах административно-правового режима, характерного для всех предприятий независимо от их организационно-правовых форм. Роль государства по отношению к ним проявляется в установлении правовых норм и контроле за их соблюдением. Влияние государства на данные предприятия более ограничено, чем на государственные.

Роль государства заключается в создании административно-правового режима, связанного с регистрацией, лицензированием, налогообложением, и контроле за соблюдением этого режима. В вопросы направления работы предприятия (его профиля), организации управления, персонального состава руководителей и во многие другие проблемы деятельности предприятия государство не вмешивается (за исключением особых случаев, установленных законодательством). По этим и многим другим вопросам решения принимаются учредителями или уполномоченными ими органами.

Учреждение — это разновидность организации, образованной собственником для создания социальных ценностей в основном непроизводственного характера, а также для осуществления управленческих, социально-культурных и административно-политических функций. К учреждениям, создающим социальные ценности непроизводственного характера, относятся учреждения образования, культуры, здравоохранения и др. Учреждения, осуществляющие управленческие функции, — аппараты законодательных, судебных органов, прокуратуры и т. д.

В зависимости от вида выполняемой ими социально-культурной или административно-политической деятельности различаются учреждения:

здравоохранения (поликлиники, больницы, амбулаторные медицинские консультации и др.);

образования (школы, гимназии, лицеи, детские сады, курсы, колледжи, институты, университеты и др.);

культуры (дома и дворцы культуры, дома творчества, театры, кинотеатры, филармонии, концертные залы, библиотеки, музеи, выставки и др.);

науки (научно-исследовательские институты, лаборатории, научные центры, экспериментальные и испытательные полигоны, опытные производства, научные станции и др.);

иностранных дел (посольства, консульства, торговые представительства) и др.;

другие виды учреждений.

учреждение представляет собой вид некоммерческой организации. Оно не является собственником имущества и закрепляется за учреждением на праве оперативного управления. Различия между предприятиями и учреждениями заключаются в результатах их основной деятельности: первые производят материальные блага и получают прибыль; вторые создают ценности в основном непроизводственного характера или осуществляют управленческие функции. В реальной действительности такое разделение достаточно условно, так как нередко деятельности предприятий сопутствует выполнение отдельных функций, характерных для учреждений, и наоборот, учреждения часто выполняют работу, свойственную предприятиям.

36/ Назовите особенности административно-правового принуждении. Охарактеризуйте сущность административно-предупредительных мер. Разъясните сущность следующих мер административного пресечения:

меры технического характера;

меры медико-санитарного характера;

меры, направленные на личность правонарушителя.

Административно-правовое принуждение, как один из видов государственно-правового принуждения — это правоприменительная деятельность, осуществляемая государством и заключающаяся в применении соответствующими органами и должностными лицами в рамках своих государственно-властных полномочий, мер принуждения для защиты правопорядка.

Особенности административного принуждения:

цель — соблюдение и

охрана административно-правовых норм и общественных отношений в сфере государственного управления;

объектом является поведение личности;

является внешним правовым воздействием;

как правило, является внесудебным принуждением;

применение строго регламентировано законом;

применяется только уполномоченными органами и должностными лицами;

применяется к лицам, не связанным отношениями служебной подчиненности;

применяется в отношении как физических , так и юридических лиц, за нарушение ими общеобязательных правил в сфере экономической и экологической деятельности;

Видами мер административного принуждения являются:

Административно-предупредительные меры;

Меры административного пресечения;

Меры административного обеспечения;

Меры административного взыскания.

Административно-предупредительные меры

являются средством предотвращения правонарушений, а также возможных нежелательных или вредных последствий. Они применяются еще при отсутствии факта противоправных действий. Они выступают в виде административных ограничений или административных действий. Их применение имеет профилактическую направленность и не влечет негативных последствий для лиц — объектов применения административно-предупредительных мер.

37. К административно-предупредительным относятся меры:

1) направленные на предупреждение правонарушений (проверка документов, таможенный досмотр);

2) направленные на предупреждение наступление вредных последствий (ограничение движения транспорта, введение карантина);

3) препятствующие уклонению лиц от исполнения ими возложенных обязанностей (принудительное медицинское освидетельствование, превентивный надзор);

4) лечебно-принудительного характера (помещение в лечебное учреждение лиц, страдающих душевными болезнями, алкоголизмом, наркоманией).

Меры административного пресечения — это способы и средства воздействия, применяемые в целях: 1) прекращения административного правонарушения;

2) предотвращения вредных последствий правонарушения;

3) создания возможности для привлечения правонарушителя к административной ответственности.

Эти меры — наиболее распространенный вид административного принуждения. Они разделяются:

а) на общие меры административного пресечения, к которым относятся меры:

1. применяемые непосредственно к личности правонарушителя;

2. имущественного характера;

3. финансового характера;

4. технического характера;

5. медико-санитарного характера;

6. лицензионно-разрешительного характера.

б) на специальные меры административного пресечения, которым относится применение оружия, химических средств, резиновых палок, наручников, специальной техники и транспорта, служебных животных.

Меры пресечения технического характера заключаются в запрещении эксплуатации неисправного транспорта, прекращении ведения работ или эксплуатации объектов при нарушении технических или противопожарных правил и т.п.).

Меры пресечения медико-санитарного характера заключаются в отстранении от работы инфекционного больного, прекращении работы объектов ввиду антисанитарного состояния, принудительное лечение правонарушителя и т.п.).

Меры пресечения, направленные на личность правонарушителя, заключаются в предъявлении ему требования прекратить противоправное поведение, в физическом воздействии на него, в его административном задержании и доставлении и т.п.).

Наши рекомендации