Месныеораны гос. управления их с-ма,структура и
Компетенция
Местное управление – это форма организации
и деят-ти местных исп. и распорядительных
органов для решения вопросов местного значения
исходя из общегосуд. интересов и интересов
населения, проживающего на соответствующей
тер-рии. Единая система местных органов
управления на территории РБ слагается из
областных, районных, городских, поселковых
и сельских исполкомов, кот.входят в единую
систему органов исп. власти, являются органами
общей компетенции.
Исп. комитет подотчетен и подконтролен
вышестоящему исп. и распорядит. органу,
а также подотчетен соответствующему
местному Совету депутатов по вопросам,
отнесенным к компетенции Совета.
Исполнительный комитет:
- разрабатывает и вносит в Совет схему
управления местным хозяйством и коммунальной
собственностью, предложения по организации
охраны общ.порядка и прав граждан;
- разрабат. и вносит в Совет проекты планов
экон. и соц. развития, местных программ,
местного бюджета; принимает меры по
осуществлению планов, программ и бюджета,
представляет Совету отчеты об их выполнении;
– распоряжается имуществом и фин. ресурсами
Совета в порядке и в пределах, установленных Советом.
Отделы, управления и службы исполкомов
— основной вид местных отраслевых и функ-ных
органов управления. Исполкомы поселковые,сельские отделов
и управлений не имеют. В исполкомах образуются различного рода
органы, осуществляющие ф-ции надзора и контроля за соблюдением
правил в области исп.
и распорядит. деят-ти. К ним относятся административные,
наблюдательные комиссии, комиссии по делам несовер-них,
комиссии по б-бе с пьянством, различного рода инспекции и др.
Местным органом гос. управления в городах с районным делением
явл. администрация района.На основании действующего зак-ва
местные исп. и распорядит. органы издают решения, имеющие
обязат. силу на соотв. тер-рии. В системе исп.-распорядит.
органов имеются также местные органы гос. управления,
кот.е организационно не подчиняются исполкомам.
Это местные тер-ные органы министерств: обороны,
комитета гос. без-ти, министерства транспорта и коммуникаций и др.
28 понятия и виды предприятий, учреждений. Основы их административно-правового статуса
Предприятие — это разновидность организации, созданной собственником для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятия являются самостоятельными хозяйствующими субъектами. Их можно разделить по организационно-правовой форме и по отраслевой производственно-технологической специализации.
По организационно-правовой форме различаются:
полное товарищество;
товарищество на вере;
общество с ограниченной ответственностью;
общество с дополнительной ответственностью;
акционерное общество;
производственный кооператив;
потребительский кооператив;
унитарные предприятия и др.
По отраслевой производственно-технологической специализации принято выделять:
промышленные предприятия (заводы, фабрики, шахты, рудники, комбинаты и др.);
сельскохозяйственные предприятия (фермерские хозяйства, крестьянские хозяйства, сельскохозяйственные кооперативы и артели, рыболовецкие артели, предприятия переработки сельскохозяйственной продукции и др.);
строительные предприятия (строительные и строительно-монтажные объединения, например строительные управления; строительные предприятия, в том числе строительные комбинаты; строительные кооперативы; дорожно-строительные предприятия; мостостроительные поезда и др.);
транспортные предприятия (железные дороги, отделения железных дорог, станции, депо, товарные склады, ремонтные предприятия железнодорожного транспорта; пароходства, порты, ремонтные предприятия водного транспорта; объединения гражданской авиации, аэропорты, авиационные отряды, ремонтные и другие предприятия гражданской авиации; автотранспортные объединения, автопредприятия, автокомбинаты, авторемонтные предприятия; объединения и предприятия трубопроводного транспорта и др.);
предприятия связи (узлы связи, почтамты, почтовые отделения, телеграфы, телефонные узлы, автоматические телефонные станции, компании сотовой телефонной связи, пейджинговые компании и др.);
предприятия торговли (универмаги, гастрономы, универсамы, иные магазины, торговые базы и склады, овощные базы, хладокомбинаты и др.);
предприятия общественного питания (столовые, кафе, рестораны, закусочные, буфеты, бары и др.);
жилищно-коммунальные предприятия (жилищно-эксплуатационные конторы, дирекции по эксплуатации зданий, комендатуры, гостиницы, общежития, ремонтно-эксплуатационные предприятия, дорожно-ремонтные предприятия, котельные, теплоэнергоцентрали, энергосети и др.);
Предприятие создается его собственником. Учредительным документом предприятия является устав или учредительный договор. Предприятие считается созданным с момента его государственной регистрации в качестве юридического лица1. Для осуществления отдельных видов деятельности предприятию необходимо получение специального разрешения государства — лицензии. Ликвидация предприятия производится по решению его учредителей либо их органа; по истечении срока, на который оно было создано; по решению суда (в случае признания его банкротом, деятельности, запрещенной законом, недействительной регистрации и др.). Контроль за созданием, реорганизацией и ликвидацией предприятий осуществляет специальный государственный орган — Федеральная антимонопольная служба.
Административно-правовой статус предприятия определяется не только нормами административного права, но и нормами гражданского, трудового, финансового, муниципального и других отраслей права. И с этих позиций, в частности, имеются существенные различия в административно-правовом статусе государственных и негосударственных предприятий.
Государственные предприятия являются собственностью государства, поэтому и влияние государства на их деятельность больше, чем на негосударственные предприятия. Так, соответствующие государственные органы выступают учредителями государственного предприятия; определяют предмет и цели его деятельности; утверждают устав; управляют госпредприятием; назначают на должность и освобождают от должности их руководителей; в установленных случаях доводят государственные заказы; реорганизуют и ликвидируютгосударственные предприятия. Некоторые виды деятельности разрешены только государственным предприятиям, например производство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, изготовление и реализация наркотических веществ.
Административно-правовой статус негосударственных предприятий также имеет свои особенности. Такие предприятия действуют в пределах административно-правового режима, характерного для всех предприятий независимо от их организационно-правовых форм. Роль государства по отношению к ним проявляется в установлении правовых норм и контроле за их соблюдением. Влияние государства на данные предприятия более ограничено, чем на государственные.
Роль государства заключается в создании административно-правового режима, связанного с регистрацией, лицензированием, налогообложением, и контроле за соблюдением этого режима. В вопросы направления работы предприятия (его профиля), организации управления, персонального состава руководителей и во многие другие проблемы деятельности предприятия государство не вмешивается (за исключением особых случаев, установленных законодательством). По этим и многим другим вопросам решения принимаются учредителями или уполномоченными ими органами.
Учреждение — это разновидность организации, образованной собственником для создания социальных ценностей в основном непроизводственного характера, а также для осуществления управленческих, социально-культурных и административно-политических функций. К учреждениям, создающим социальные ценности непроизводственного характера, относятся учреждения образования, культуры, здравоохранения и др. Учреждения, осуществляющие управленческие функции, — аппараты законодательных, судебных органов, прокуратуры и т. д.
В зависимости от вида выполняемой ими социально-культурной или административно-политической деятельности различаются учреждения:
здравоохранения (поликлиники, больницы, амбулаторные медицинские консультации и др.);
образования (школы, гимназии, лицеи, детские сады, курсы, колледжи, институты, университеты и др.);
культуры (дома и дворцы культуры, дома творчества, театры, кинотеатры, филармонии, концертные залы, библиотеки, музеи, выставки и др.);
науки (научно-исследовательские институты, лаборатории, научные центры, экспериментальные и испытательные полигоны, опытные производства, научные станции и др.);
иностранных дел (посольства, консульства, торговые представительства) и др.;
другие виды учреждений.
учреждение представляет собой вид некоммерческой организации. Оно не является собственником имущества и закрепляется за учреждением на праве оперативного управления. Различия между предприятиями и учреждениями заключаются в результатах их основной деятельности: первые производят материальные блага и получают прибыль; вторые создают ценности в основном непроизводственного характера или осуществляют управленческие функции. В реальной действительности такое разделение достаточно условно, так как нередко деятельности предприятий сопутствует выполнение отдельных функций, характерных для учреждений, и наоборот, учреждения часто выполняют работу, свойственную предприятиям.
36/ Назовите особенности административно-правового принуждении. Охарактеризуйте сущность административно-предупредительных мер. Разъясните сущность следующих мер административного пресечения:
меры технического характера;
меры медико-санитарного характера;
меры, направленные на личность правонарушителя.
Административно-правовое принуждение, как один из видов государственно-правового принуждения — это правоприменительная деятельность, осуществляемая государством и заключающаяся в применении соответствующими органами и должностными лицами в рамках своих государственно-властных полномочий, мер принуждения для защиты правопорядка.
Особенности административного принуждения:
цель — соблюдение и
охрана административно-правовых норм и общественных отношений в сфере государственного управления;
объектом является поведение личности;
является внешним правовым воздействием;
как правило, является внесудебным принуждением;
применение строго регламентировано законом;
применяется только уполномоченными органами и должностными лицами;
применяется к лицам, не связанным отношениями служебной подчиненности;
применяется в отношении как физических , так и юридических лиц, за нарушение ими общеобязательных правил в сфере экономической и экологической деятельности;
Видами мер административного принуждения являются:
Административно-предупредительные меры;
Меры административного пресечения;
Меры административного обеспечения;
Меры административного взыскания.
Административно-предупредительные меры
являются средством предотвращения правонарушений, а также возможных нежелательных или вредных последствий. Они применяются еще при отсутствии факта противоправных действий. Они выступают в виде административных ограничений или административных действий. Их применение имеет профилактическую направленность и не влечет негативных последствий для лиц — объектов применения административно-предупредительных мер.
37. К административно-предупредительным относятся меры:
1) направленные на предупреждение правонарушений (проверка документов, таможенный досмотр);
2) направленные на предупреждение наступление вредных последствий (ограничение движения транспорта, введение карантина);
3) препятствующие уклонению лиц от исполнения ими возложенных обязанностей (принудительное медицинское освидетельствование, превентивный надзор);
4) лечебно-принудительного характера (помещение в лечебное учреждение лиц, страдающих душевными болезнями, алкоголизмом, наркоманией).
Меры административного пресечения — это способы и средства воздействия, применяемые в целях: 1) прекращения административного правонарушения;
2) предотвращения вредных последствий правонарушения;
3) создания возможности для привлечения правонарушителя к административной ответственности.
Эти меры — наиболее распространенный вид административного принуждения. Они разделяются:
а) на общие меры административного пресечения, к которым относятся меры:
1. применяемые непосредственно к личности правонарушителя;
2. имущественного характера;
3. финансового характера;
4. технического характера;
5. медико-санитарного характера;
6. лицензионно-разрешительного характера.
б) на специальные меры административного пресечения, которым относится применение оружия, химических средств, резиновых палок, наручников, специальной техники и транспорта, служебных животных.
Меры пресечения технического характера заключаются в запрещении эксплуатации неисправного транспорта, прекращении ведения работ или эксплуатации объектов при нарушении технических или противопожарных правил и т.п.).
Меры пресечения медико-санитарного характера заключаются в отстранении от работы инфекционного больного, прекращении работы объектов ввиду антисанитарного состояния, принудительное лечение правонарушителя и т.п.).
Меры пресечения, направленные на личность правонарушителя, заключаются в предъявлении ему требования прекратить противоправное поведение, в физическом воздействии на него, в его административном задержании и доставлении и т.п.).