Нормативные административно-правовые акты: понятие, особенности, виды
Понятие административно-правовых актов. Субъекты, наделенные правотворческой компетенцией на принятие нормативных административно-правовых актов. Критерии классификации и виды нормативных административно-правовых актов.
Нормативный административно-правовой акт - один из видов нормативных правовых актов, принятый субъектом, наделенным правотворческой компетенцией, устанавливающий нормы административного права и обеспечивающий регулирование общественных отношений, имеющих место в сфере организации и деятельности государственной администрации, ее юрисдикции. В связи с тем что нормативные правовые акты устанавливают систему норм права, другие средства правового регулирования и призваны воплощать в себе дух права и важнейшие социально-нравственные ценности, их называют источниками и формой права.
Правотворческой компетенцией на принятие нормативных административно-правовых актов наделены: 1) органы законодательной власти РФ; 2) Президент РФ; 3) Правительство РФ и иные исполнительные органы государственной власти РФ; 4) законодательные органы субъектов РФ; 5) исполнительные органы государственной власти субъектов РФ; 6) представительные и исполнительные органы местного самоуправления; 7) администрация государственных органов и организаций.
Правотворческая практика знает множество нормативных правовых актов, в которых наряду с нормами административного права содержатся нормы других правовых отраслей (конституционного, гражданского, трудового, финансового, налогового). Данный вид актов по указанной причине называют смешанными. К таким актам можно отнести Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" [194]. В указанном Законе присутствуют одновременно нормы конституционного и административного права, поэтому его обоснованно можно именовать конституционным (государственно-правовым) и административно-правовым нормативным актом.
Базовые правовые положения, определяющие содержание правотворческой компетенции субъектов на принятие нормативных административно-правовых актов, установлены в Конституции РФ [27.Ст. 72, ч. 1, п. "к"; ст. 76, ч. 4; ст. 90, ч. 1; ст. 105, ч. 1; ст. 106, п. "в"; ст. 115, ч. 1 и 2].Среди них наибольший интерес представляют следующие два: а) административное и административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов; б) вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
Более детально компетенция исполнительных органов государственной власти на принятие нормативных административно-правовых актов регламентирована в федеральных и региональных законах, положениях, устанавливающих правовой статус, основы организации и деятельности органов данного вида (например, в Федеральном конституционном законе "О Правительстве Российской Федерации") [30.Ст. 23]. Правительство РФ постановлением от 13 августа 1997 г. № 1009 утвердило Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации |397|.
Нормативные административно-правовые акты можно классифицировать по самым разнообразным основаниям. Важнейшими из них являются структуризация предмета административно-правового регулирования и виды субъектов, принявших такие акты. Представление о соотношении структуры массива нормативных правовых актов и предмета регулирования можно получить при ознакомлении с рубриками раздела "Основы государственного управления" одобренного Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. № 511 Классификатора правовых актов, каждая рубрика которого соответствует определенной структурной части предмета административно-правового регулирования |229|.
Далее рассмотрим классификацию нормативных административно-правовых актов с учетом двух критериев: а) правовой формы актов (законы, указы, постановления, приказы и т.д.); б) структурной организации системы правотворческих субъектов.