Управление агропромышленным комплексом, с использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды.
АПК определен как "совокупность отраслей экономики, связанных с агропромышленным производством". Сердцевина АПК – аграрное, сельскохозяйственное, агропромышленное производство. Наряду с крупными экономическими задачами АПК призван решать и важнейшие социальные проблемы и задачи, связанные с повышением благосостояния, улучшением жизни, условий труда, быта и культуры сельских тружеников.
АПК выступает как самостоятельное, единое, цельное производственно-хозяйственное формирование, состоящее из большого количества предприятий и других структур, являющихся юридическими лицами. Юридическим лицом является и возглавляющий АПК орган – Министерство сельского хозяйства (Минсельхоз) РФ.
Сельскохозяйственное производство состоит из двух основных отраслей: растениеводства и животноводства. Создаются обслуживающие их организации; снабженческо-сбытовые службы; пункты по борьбе с болезнями животных; научно-исследовательские, учебные, конструкторские и иные институты и организации; учхозы; сельхозтехникумы; сельхозколледжи;
В состав АПК также входят: а) система его материально-технического снабжения и производственно-технического обслуживания и б) система хранения, переработки и реализации произведенной сельскохозяйственной продукции. Они осуществляются: обществами; акционерными обществами; кооперативами; агроснабами и агросбытами; фирмами; дилерскими конторами и иными обслуживающими организациями.
9. Органы местного самоуправления как субъекты административного права.
Местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения.
Органами местного самоуправления в городах, сельских поселениях, других населенных пунктах являются выборные и другие органы местного самоуправления - собрание представителей (дума, муниципальный комитет и т. п.), глава местного самоуправления (глава местной администрации, мэр, староста и т. п.).
Представительный орган местного самоуправления - выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.
Правовой статус органов местного самоуправления:
• они отделены от государства, не входят в систему государственной власти, взаимодействуют с органами исполнительной власти на основе права;
• их общий статус, принципы организации, основные варианты организационных форм, полномочия установлены правом;
• реализуя исходные полномочия, закрепленные в Конституции РФ и других правовых актах, они могут вступать в различные административно-правовые отношения;
• органы местного самоуправления могут быть наделены законом отдельными государственными полномочиями с передачей для их осуществления материальных и финансовых средств;
• Конституция РФ предоставляет органам местного самоуправления право решать самостоятельно вопросы местного значения, владения и распоряжения муниципальной собственностью;
10.Режим законности в управлении.
Законность в государственном управлении - режим должного функционирования системы государственного управления, состоящий в точном, строгом и неукоснительном соблюдении и исполнении всеми субъектами управленческих отношений действующих на территории государства нормативных правовых актов.
Общие черты законности:
1)является принципом организации и деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, общественных объединений и граждан;
2)выступает обязательным требованием к деятельности субъектов государственного управления;
3)является методом осуществления властных полномочий субъектов управленческой деятельности;
4)основывается на действующем российском законодательстве;
5)представляет собой режим должного поведения физических лип и коллективных субъектов в сфере государственного управления.
Принципы законности:
Верховенство закона, Равенство перед законом, Единство законности, Всеобщность и непререкаемость законности, Гарантированность прав и свобод личности, Неотвратимость ответственности за нарушения законности, Недопустимость противопоставления законности и целесообразности .
11.Предприятия и учреждения как субъекты административного права.
Предприятия, учр. явл. коллективными субъектами АП. ПР-тия – это самостоятельно хозяйствующий субъект, созданный для пр-ва пр-ции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общ.потребности и получения прибыли.
Учр. выполняет соц.-культ. или адм.-политич. ф-ции. ПР-тия, учр. в зависимости от форм собств. дел.на:
1) государств.
2) муницип.
3) частные
3) общественные
4) и смешанных форм соб-ти
В зависимости от орг.-прав. форм:
1) товарищества
2) общества
3) гос. муницип. пр-тия
4) произв. кооператив
Адм.-прав. статус пр-тия, учр. – это комплекс прав и обязанностей, кот. пр-тие и учр. приобретает и реализует в процессе совершения след. действий:
1) создание пр-тия, учр. по решению собственника им-ва или уполномоч. им органа или по решению ТК
2) гос. регистрация, осущ. по месту нахождения пр-тия, учр. местным органом гос. власти
3) получение разрешения на занятие определ. видами д-ти, выдаваемых в административн. порядке органом гос. власти
4) оформление органов управления делами
5) определение круга вопросов и полномочий вышестоящих гос. органов в отношении пр-тия
6) ведение и предоставление бух.и статист. отчетов
7) адм.-прав. гарантии прав пр-тия:
а) не допускается регистрация пр-тия по мотивам
б) запрет на вмешательство органов гос. власти в д-тьпр-тия, за искл. случаев, предусм. з-вом
в) защита имущества пр-тия от незаконного изъятия
г) не допускается монопольное положение на рынке отдельныхпр-тий и не добросовестной конкуренции
12.Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
В целях пресечения административных правонарушений установления личности, составления протокола об административном правонарушении при невозможности составления его на месте (если составление протокола является обязательным), обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях на стадии возбуждения дела допускаются административное задержание лица, привлекаемого к административной ответственности, его личный досмотр, досмотр вещей, транспортных средств, изъятие вещей и документов. При нарушении некоторых правил дорожного движения осуществляются также отстранение водителя от управления транспортным средством, задержание транспортного средства, освидетельствование водителя на состояние опьянения.
Перечень указанных мер включает:
1) доставление;
2) административное задержание;
3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;
4) изъятие вещей и документов;
5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;
5.1) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;
6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;
7) задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;
8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;
9) привод;
10) временный запрет деятельности.
13.Формы управления.
Это внешне выраженное действие органа системы исполнительной власти или его должностного лица, осуществленное в рамках их компетенции и вызывающее определенные последствия. Это могут быть формы реализации исполнительной власти и формы государственно-управленческой деятельности. Основное значение в механизме функционирования системы исполнительной власти принадлежит формам реализации исполнительной власти, так как они выражают внешнее юридическое воздействие, в них внешнее выражение фактически получает сама исполнительная деятельность. Это формы управления в собственном смысле. Формы же государственно-управленческой деятельности - это формы управления в широком смысле, т.е. вся совокупность совершаемых в процессе функционирования исполнительных органов и их должностных лиц действий, включая и те, которые не имеют характера прямого юридического воздействия. Если действия органов системы исполнительной власти и их должностных лиц вызывают последствия юридического характера или же имеют определенное юридическое значение, то их принято называть административно-правовыми формами.
14.Управление в области организации работы судов общей юрисдикции.
В соответствии со ст. 23.1 КоАП представителями судебной власти, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах установленной компетенции, являются судьи районных судов, судьи гарнизонных военных судов, судьи арбитражных судов и мировые судьи.
В настоящее время, согласно ФКЗ "О судебной системе РФ" от 31.12.96 г. (с изменениями от 15.12.01 г.), мировой судья в пределах своей компетенции уполномочен рассматривать административные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия судей в этой сфере постоянно расширяются.
15.Исполнительная власть .Органы исполнительной власти : понятие и признаки. Административно – правовой статус органов исполнительной власти.
Исполнительная власть — один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Основное назначение исполнительной власти в России — организация практического исполнения Конституции РФ и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.
Орган исполнительной власти — это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, территориальный масштаб деятельности, компетенцию, образуется в порядке, установленном законом или другим нормативным правовым актом, использует определенные методы в работе, наделена правом выступать по поручению государства и призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества.
Признаки: - является ограниченной и относительно самостоятельной ветвью государственной власти;
- является проводником государственной политики в жизнь;
- подзаконна по своему характеру и задачам;
- объективирована в виде хорошо организованной системы органов исполнительной власти;
- её деятельность является исполнительно-распорядительной и носит постоянный, непрерывный во времени характер;
- является исключительным обладателем материальных ресурсов и властных полномочий принудительного характера.
16Классификация административно- правовых норм.
1)По содержанию регулирования: - общие (регулируют общие для всех отраслей управления общественные отношения)
- особенные (регулируют общественные отношения, складывающиеся в конкретных сферах управления)
2) По предмету регулирования: - материальные (регулируют сущность управленческих отношений)
- процессуальные - определяют порядок и методы реализации материальных норм государственного управления.
3) По соподчиненное: - нормы-законы (конституционные, текущих законов РФ и субъектов Федерации);
- подзаконные нормы.
4) По методу воздействия на поведение субъектов: - обязывающие - предписывают субъектам совершать определенные положительные действия в предусмотренных условиях.
5) По субъекту выделяют нормы, регулирующие: - административно-правовой статус (АПС) граждан;
6) По пределу действия АПН: 1. Во времен и: - срочные и бессрочные. 2. В пространстве: - общефедеральные: действуют в пределах РФ, иногда за границей (поведение граждан за границей); 3. По кругу лиц: - правила в отношении всех субъектов управленческих отношений; - для отдельных категорий субъектов (отдельные виды юридических лиц).