Система источников трудового права и ее особенности
.
§ 2. Система источников трудового права и ее особенности
При конструировании системы источников трудового права вкладывают в ее основу принцип «старшинства законов», их служебную иерархию.
Юридической базой для построения, развития и совершенствования всей системы источников российского трудового права является Конституция Российской Федерации, а на территории каждой республики как субъекта еще и Конституция этого субъекта Федерации.
Конституция содержит важнейшие правила поведения людей в государстве и государства по отношению к каждому его гражданину, в том числе и в сфере труда, которые конкретизированы в Трудовом кодексе, других федеральных законах и подзаконных нормативных правовых актах.
Ныне идет интенсивный процесс создания и развития источников российского трудового права. Все источники трудового права находятся в их взаимосвязанной системе. Система источников данной отрасли — это состав, соотношение, внутренняя взаимосвязь и расположение последовательно по предмету, ими регулируемому, всех актов трудового законодательства в едином их комплексе.
Вся система источников трудового права и ее особенности предопределены спецификой предмета и метода данной отрасли права. В этой системе источников есть акты общего и специального трудового законодательства с различной сферой действия, акты федеральные и субъектов Федерации и органов местного самоуправления, акты законодательные и договорные, локальные. Трудовой кодекс четко определил в ст. 5 субординацию (подчинение) источников трудового права. Он предусмотрел, что трудовое законодательство состоит из Трудового кодекса и иных федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативно-правовых актов субъектов Федерации, актов органов местного самоуправления и локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. Нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать трудовому праву, не должны противоречить Кодексу и иным федеральным законам. Постановления Правительства РФ по трудовому праву не должны противоречить Трудовому кодексу, иным федеральным законам и указам Президента РФ.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (Министерства труда и социального развития РФ и др.) не должны противоречить Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ. Трудовое законодательство субъектов Российской Федерации не должно противоречить Трудовому кодексу РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ и нормативным актам федеральных органов исполнительной власти.
Трудовое законодательство органов местного самоуправления и локальные нормативные акты трудового права не должны противоречить Трудовому кодексу, федеральному трудовому законодательству и трудовому законодательству соответствующего субъекта Федерации.
В случае противоречия между Трудовым кодексом и иными федеральными законами по трудовому праву применяются положения Кодекса.
Если же новый федеральный закон противоречит Трудовому кодексу, то этот закон применяется при условии внесения соответствующих изменений и дополнений в Трудовой кодекс.
Разграничение в создании источников трудового права полномочий между Федерацией и ее субъектами предусмотрено ст. 6 ТК, которая отнесла к компетенции Федерации создание минимума гарантий закрепляемых ею основных трудовых прав работников. Повышение этих гарантий отнесено к компетенции субъектов Федерации.
Как видно из приведенной ранее классификации, виды источников трудового права могут быть различными. Это не только законы и подзаконные нормативные акты, но и социально-партнерские соглашения и коллективные договоры. Последние как регуляторы труда также относятся к источникам, хотя это и не нормативные акты, издаваемые органами власти и управления. Но они содержат нормативные договорные положения социальных партнеров, в том числе представителей органов исполнительной власти при трипартизме (трехсторонние соглашения). Все указанные акты объединены единой системой источников трудового права, последовательно располагаясь в ней по динамике развития трудового отношения по соответствующим институтам данной отрасли. Следовательно, система источников трудового права строится по системе данной отрасли, которая, в свою очередь, построена по предмету правового регулирования труда. Под системой источников как целого комплекса понимаются не только состав этого комплекса, но и последовательность расположения источников внутри данной системы, их взаимосвязь и субординация, т. е. подчинение содержания одного источника другому — высшему. В случае же их расхождения действует нормативный акт трудового законодательства более высокого иерархического уровня. В системе источников российского трудового права находятся и соответствующие международные акты по труду ООН, МОТ, ратифицированные нашей страной. Рекомендуется знать и акты Европейского сообщества, поскольку Россия является его членом.
Следует отметить, что с объединением стран Европы в Европейское сообщество (Совет Европы) происходит более быстрое развитие трудового права этих стран на основе соответствующих актов ЕС. Так, Хартия Сообщества об основных социальных правах трудящихся 1989 года закрепила ряд трудовых и социально-обеспечительных прав, дав странам ЕС определенный их стандарт и нацелив на развитие этих прав. Еще шире, яснее и глубже эти социальные трудовые права провозглашены были Советом Европы в Европейской Социальной Хартией в 1961 году (пересмотренной в 1996 году), которая закрепила более 30 важных социально-трудовых прав и принципов.
Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России.
Система источников трудового права отражает объективные требования системы данной отрасли, но в то же время не лишена такого субъективного фактора, как целенаправленное усмотрение законодателя при создании данного конкретного нормативного акта или определенной группы актов. Вот почему эти две системы (отрасли и источников) не всегда совпадают. Например, Кодекс имеет не все институты трудового права, выделенные в учебнике в самостоятельные главы. Так, нет в Кодексе главы по содействию занятости и трудоустройству. В то же время есть главы, содержащие только специальные нормы: о труде женщин, несовершеннолетних и другие (разд. XII ТК), которые не могут вне соответствующих общих норм составлять самостоятельный институт трудового права. Они относятся соответственно, как ранее указывалось, к институтам охраны труда, рабочего времени и времени отдыха, трудовому договору.
Статья 5 ТК указывает, что законодательство РФ о труде состоит из Кодекса и иных актов трудового законодательства России и ее субъектов, т. е. в ней предусматривается кратко система источников трудового права.
Система источников трудового права имеет следующие особенности.
1. Она обусловлена федеративным устройством Российского государства как добровольного объединения на основе федеративного договора ее республик и других ее субъектов (краев, областей и т. д.), которые в пределах, указанных в Конституции РФ, самостоятельно осуществляют государственную власть и правотворческую деятельность на своей территории. Поэтому в системе источников трудового права России находятся не только законы и подзаконные акты федеральных органов власти и управления, но и акты трудового законодательства субъектов Российской Федерации, которые не должны противоречить Конституции РФ, Кодексу и другому федеральному трудовому законодательству.
Часть 1 ст. 72 Конституции РФ указывает, что трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия закона субъекта действует федеральный закон (ст. 76).
2. В системе источников трудового права находятся не только нормативные акты по труду, но и договорные нормативные условия социально-партнерских соглашений и коллективных договоров. В ней отражается также сочетание императивных норм, • принятых в централизованном порядке, с все более расширяющимися диспозитивными нормами, локальными, разрабатываемыми и применяемыми непосредственно в организации в пределах прав работодателя и профсоюзного органа.
3. В системе источников трудового права находятся ратифицированные Российской Федерацией международно-правовые акты по труду. Международные источники трудового права повышают защищенность трудящихся и условия их труда.
4. В систему источников трудового права входит много актов специализированного ведомства — Министерства труда и социального развития РФ, а также других специализированных ведомств — Федеральной инспекции труда, Госгортехнадзора и др.
5. В создании нормативных актов трудового законодательства активно участвуют сами работники через свои профсоюзы и другие представительные органы, а также работодатели Kaif непосредственно в создании локальных актов и локальных норм, так и через своих представителей на разных уровнях, вплоть до федерального. Это отражает и специфику метода трудового права.
6. В системе источников трудового права отражаются единство и дифференциация трудового законодательства. Единство отражено в единых для всех трудовых отношений принципах правового регулирования труда и в общих актах и общих нормах для всех работников на территории России, т. е. в общем трудовом законодательстве.
Дифференциация (различие) норм трудового права выражается в специальном законодательстве для некоторых категорий работников, т. е. в специальных нормативных актах трудового права и специальных нормах в общих актах. Например, специальным актом является Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19 февраля 1993 г., а специальными нормами в общих актах — нормы разд. XII ТК об особенностях правового регулирования труда 15 категорий работников.
Дифференциация трудового права и ее результат — специальное законодательство дает всем работникам равную возможность реализовывать свои конституционные трудовые права, обеспечивая их осуществление особенностями правового регулирования труда (дифференциацией) отдельных категорий работников, нуждающихся в дополнительной защите от производственных вредностей или с учетом характера их труда, трудовой связи. Специальные нормы могут быть трех видов:
1) нормы-льготы, предоставляющие дополнительные гарантии трудовых прав. Таких норм большинство среди специальных норм;
2) нормы-приспособления, приспосабливающие общие нормы к данным условиям труда. Например, отраслевая дифференциация, т. е. по отраслям народного хозяйства, содержит в основном нормы-приспособления;
3) нормы-изъятия. Их мало. Такие нормы ограничивают права по сравнению с общими нормами для некоторых работников (временных, сезонных, государственных служащих и др.).
Новые нормативные правовые акты не должны нарушать общие принципы правового регулирования труда, снижать достигнутые социальные гарантии.