Тема 5. Субъекты административного права
5.1. Органы исполнительной власти.
Органы местного самоуправления
Административное право регулирует осуществление исполнительной власти государства, и потому основным субъектом административных правоотношений выступают органы исполнительной власти.
Орган исполнительной власти - это орган государственной власти, наделённый государственно-властными полномочиями для осуществления задач и функций государства в различных сферах жизни общества.
Функции органов исполнительной власти:
- осуществление управленческой деятельности, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества;
- административное правоприменение;
- осуществление политики государства по лицензированию, регистрации и сертификации;
- административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил;
- охрана правопорядка, то есть непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества;
- информационное обеспечение.
Административная правосубъектность (право- и дееспособность) органов исполнительной власти возникает с момента их образования. Специфику административно-правового статуса органа исполнительной власти определяют его функции и задачи, которые он реализует в процессе управления от имени государства в объёме и пределах своей компетенции.
Компетенция - это строго определённый нормативно-правовыми актами объём властных полномочий (прав) и обязанностей органа исполнительной власти в отношении установленного для него предмета ведения. Её следует отличать от функций и задач органа исполнительной власти: через функции определяются основные направления его деятельности по достижению поставленных перед ним целей, а через компетенцию - пределы его властных полномочий и предмета ведения при осуществлении возложенных на него функций. Именно через компетенцию осуществляется вся исполнительно-распорядительная деятельность органов государственной администрации и определяются границы их ответственности перед государством и частными лицами.
Виды органов исполнительной власти различают по следующим критериям:
Органы исполнительной власти | |
Основания классификации | Виды органов исполнительной власти |
По территории деятельности | 1) федеральные органы исполнительной власти; 2) органы исполнительной власти субъектов РФ (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов). |
По характеру компетенции | 1) органы исполнительной власти общей компетенции, которые осуществляют свои функции в отношении всех отраслей и сфер государственного управления (правительства, администрации краёв, областей); 2) органы исполнительной власти отраслевой компетенции, ведающие какой-либо отраслью управления (министерства и иные отраслевые органы исполнительной власти); 3) органы исполнительной власти межотраслевой компетенции, которые в своей сфере деятельности координируют деятельность иных органов исполнительной власти (федеральные министерства); 4) органы исполнительной власти специальной компетенции, которые осуществляют регулятивные, разрешительные, контрольные и надзорные функции в различных сферах государственного управления (федеральные службы, федеральные агентства). |
По организационно-правовой форме | 1) Правительства; 2) Министерства; 3) Федеральные службы и федеральные агентства. |
Система органов исполнительной власти – совокупность органов государственной власти, наделённых компетенцией в области государственного управления, кадровыми, материальными и иными ресурсами, необходимыми для исполнительно-распорядительной деятельности.
Структура федеральных органов исполнительной власти утверждается с 1994 г. при каждой смене Правительства Президентом Российской Федерации.
Систему органов исполнительной власти РФ составляют:
- федеральные органы (Правительство, федеральные министерства, федеральные службы и агентства);
- органы субъектов РФ (Правительства, министерства и другие ведомства).
Правительство РФ – высший исполнительный орган
Государственной власти РФ
Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть в России (ст.110 Конституции РФ и ст.1 ФКЗ «О Правительстве РФ»). Это коллегиальный орган общей компетенции, осуществляющий непосредственно оперативное руководство хозяйственной и иными сферами жизни страны.
Правительство РФ состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров. Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Он возглавляет и организует работу Правительства. Председатель Правительства РФ освобождается от должности президентом РФ в случаях:
- по заявлению Председателя правительства об отставке;
- в случае невозможности исполнения Председателем Правительства своих полномочий.
К основным функциям и полномочиям Правительства относятся: разработка и обеспечение исполнения бюджета страны; проведение единой финансовой и экономической политики; управление федеральной собственностью; осуществление мер по обеспечению обороны, государственной безопасности и реализации внешней политики страны; проведение государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения; принятие мер, обеспечивающих общественный порядок и законность в стране; проведение в жизнь законов Федерального Собрания, указов и распоряжений Президента.
Правительство действует в пределах полномочий Президента РФ и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Возможно и досрочное сложение полномочий Правительства: а) по воле Президента; б) в случае вынесения вотума недоверия Государственной Думой при согласии Президента РФ; в) по собственной инициативе Правительства. Освобождение от должности Председателя Правительства РФ влечёт одновременно отставку всего Правительства.
Свои полномочия Правительство реализует через правовые акты - постановления и распоряжения, которые издаются на основании и во исполнение Конституции, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента.
Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющим нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства.
Деятельность Правительства и организацию контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых им решений обеспечивает Аппарат Правительства РФ, который является государственным органом, образованным для решения указанных задач.
Федеральные органы исполнительной власти:
Система и структура
Понятия «система» и «структура» соподчинены. Система своё содержание раскрывает через структуру составляющих её организационных и функциональных элементов. Система есть результат объединения структурных образующих её единиц в единстве и целостности. Понятие «Структура» означает «строение, внутреннее устройство».
В марте 2004 года в российской Федерации началась широкомасштабная административная реформа, конечной целью которой является формирование эффективной системы государственного управления в Российской Федерации. Первым нормативным правовым актом, положившим начало административной реформе, стал Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». В этом Указе определены направления реализации реформы, установлены основные термины и понятия, по-новому определяющие деятельность федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.
В систему федеральных органов исполнительной власти входят:
- федеральные министерства;
- федеральные службы;
- федеральные агентства.
Федеральное министерство– федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности.Федеральное министерство самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, а также координирует и контролирует деятельность находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств, координирует деятельность государственных внебюджетных фондов. В сфере своей деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, установленных указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ. Федеральное министерство возглавляет федеральный министр, входящий в состав Правительства РФ.
Федеральная служба - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Фееральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы.
Федеральное агентство - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства.
Таким образом, созданная в настоящее время система государственного управления предусматривает разделение в соответствующей области деятельности функций и полномочий федерального министерства и других федеральных органов исполнительной власти.
Структура федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» и включает в себя три основных блока:
В первый блок входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам.
Во второй блок входят федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам.
В третий блок входят федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации.
Особенностью данной структуры органов исполнительной власти является то, что большинство федеральных органов исполнительной власти соподчинены и подведомственны по областям государственного управления соответствующим министерствам.
В соответствии с Указом Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 структура включает в себя следующие федеральные органы исполнительной власти.
I. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам:
Министерство внутренних дел Российской Федерации;
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
Министерство иностранных дел Российской Федерации;
Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству;
Министерство обороны Российской Федерации;
Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству;
Федеральная служба по техническому и экспортному контролю;
Федеральное агентство специального строительства;
Министерство юстиции Российской Федерации;
Федеральная служба исполнения наказаний;
Федеральная служба судебных приставов;
Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба);
Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба);
Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба);
Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (федеральная служба);
Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба);
Федеральная служба по финансовому мониторингу (федеральная служба);
Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство);
Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство).
II. Федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам:
Министерство здравоохранения РФ;
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения;
Федеральное медико-биологическое агентство;
Министерство культуры Российской Федерации;
Федеральное архивное агентство;
Федеральное агентство по туризму;
Министерство образования и науки РФ;
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки;
Федеральное агентство по делам молодежи;
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации;
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;
Федеральное агентство водных ресурсов;
Федеральное агентство лесного хозяйства;
Федеральное агентство по недропользованию;
Министерство промышленности и торговли РФ;
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;
Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока;
Министерство связи и массовых коммуникаций РФ;
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям;
Федеральное агентство связи;
Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа;
Министерство сельского хозяйства РФ;
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
Федеральное агентство по рыболовству;
Министерство спорта Российской Федерации;
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;
Министерство транспорта Российской Федерации;
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;
Федеральное агентство воздушного транспорта;
Федеральное дорожное агентство;
Федеральное агентство железнодорожного транспорта;
Федеральное агентство морского и речного транспорта;
Министерство труда и социальной защиты РФ;
Федеральная служба по труду и занятости;
Министерство финансов Российской Федерации;
Федеральная налоговая служба;
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;
Федеральное казначейство (федеральная служба);
Министерство экономического развития Российской Федерации;
Федеральная служба по аккредитации;
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;
Федеральная служба по интеллектуальной собственности;
Федеральное агентство по государственным резервам;
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом;
Министерство энергетики Российской Федерации.
III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации:
Федеральная антимонопольная служба;
Федеральная служба государственной статистики;
Федеральная миграционная служба;
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка;
Федеральная таможенная служба;
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;
Федеральное космическое агентство;
Федеральное агентство научных организаций;
Федеральное агентство по делам национальностей;
Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов РФ
В субъектах Российской Федерации действуют установленные ими самостоятельно органы исполнительной власти общей и специальной компетенции. К органам общей компетенции относятся правительства, администрации. Федеральный закон от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» относит к их полномочиям разработку и осуществление мер по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта РФ, обеспечению и защите прав и свобод личности, охране собственности и общественного порядка; участие в проведении единой государственной политики в области финансов, социального обеспечения, образования, культуры, здравоохранения, экологии, сельского хозяйства и др. К органам специальной (отраслевой и межотраслевой) компетенции в субъектах РФ относятся министерства, агентства, комитеты и т.п.
Полномочия Президента РФ