Тема 2. Предмет, метод и принципы

Административного права

Административное право регулирует особую группу общественных отношений, специфика которых заключается в том, что они возникают в сфере реализации исполнительной власти (государственного управления).

Административное право– это отрасль нрава (система правовых норм), которая для выполнения задач и осуществления функций государства регулирует общественные отношения управленческого характера, складывающиеся в сфере организации и функционирования исполнительной власти, государственного управления и местного самоуправления, в процессе внутриорганизационной и административно-юрисдикционной деятельности иных государственных органов, а также при обеспечении юридической защиты прав, свобод, законных интересов физических и юридических лиц.

Предмет административного права охватывает не все общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления. Административное право взаимодействует со следующими отраслями права:

1) конституционным. Оно берёт начало в нормах конституционного права, регулирующих принципы организации и деятельности исполнительной власти, права и свободы граждан.

2) гражданским. Нормами гражданского права регулируется правило движения имущества, передача, изъятие в сфере государственного управления, т.е. по владению, пользованию и распоряжению имуществом.

3) уголовным правом. В определённых случаях отдельные административные правонарушения могут перерастать в преступления и наоборот.

4) финансовым. Управленческие отношения связаны с формированием бюджета, налогов.

5) трудовым. Деятельность государственных служащих является смежной областью регулирования трудовым и административным правом.

6) уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным. Рассмотрение дел об административных правонарушениях в суде основывается на общих процессуальных началах.

Предмет административного права–совокупность общественных отношений, возникающих при осуществлении властной деятельности органами исполнительной власти и исполнительными органами местного самоуправления, а также при осуществлении административного судопроизводства, возникающие при осуществлении регулятивной и охранительной деятельности. В предмет административного права входят следующие группы отношений:

- отношения в сфере организации и функционирования органов, осуществляющих хозяйственную, социально-культурную, административную деятельность;

- отношения в сфере обеспечения правовой защиты прав и свобод граждан. Нормы административного права обеспечивают возможность обжаловать неправомерные действия и решения органов и должностных лиц государственной администрации и защитить свои права как в административном, так и в судебном порядке;

- отношения в сфере обеспечения общественной безопасности и общественного порядка. Административное право устанавливает виды и меры административного принуждения, используемого государством для предупреждения правонарушений, наказания виновных лиц за совершенные административные правонарушения, для пресечения противоправных деяний и возмещения ущерба, причиненного правонарушениями;

- отношения в сфере правоприменительной оперативно-исполнительной деятельности государственной администрации. Эти отношения отражают динамику государственного управления и связаны с разрешением индивидуальных конкретных дел, не носящих спорного (конфликтного) характера. Они регулируются административно-процедурными нормами (отношения по лицензированию, регистрации и т.д.);

- отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе функционирования субъектов представительной, судебной власти и прокуратуры;

- отношения в сфере осуществления административными органами юрисдикционной функции для разрешения правовых конфликтов в сфере исполнительной власти, которые могут иметь форму административных правонарушений или административных споров. В рамках государственной администрации для реализации этой функции могут создаваться специальные юрисдикционные органы (например, комиссии по делам несовершеннолетних, комиссии по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в рамках Министерства по антимонопольной политике и др.);

- отношения в сфере осуществления контроля за деятельностью государственной администрации (контроль осуществляют законодательные и судебные органы, Уполномоченный по правам человека, Счетная палата и т.д.).

Таким образом, общественные отношения, составляющие предмет административного права, можно классифицировать по группам в зависимости от направленности этих отношений:

1) внешние – отношения, связанные с непосредственным осуществлением субъектами государственного управления управленческой деятельности, т.е. своих задач, функций и полномочий;

2) внутриорганизационные, - управленческие отношения внутри субъектов государственного управления, а также в аппаратах законодательных и судебных и иных государственных органов, связанные с организацией их деятельности, а также с прохождением в них государственной службы;

3) отношения, связанные с осуществлением административного судопроизводства.

Категория «предмет административного права» характеризует сферу правового регулирования, а понятие «метод административного права» раскрывает средства этого регулирования. Метод административного права – система средств (способов) воздействия на поведение и волю участников общественных отношений в сфере государственного управления и охраны правопорядка.

В административном праве, как и в других отраслях права, используют в качестве средств правового регулирования следующие три юридические возможности: предписание, запрет, дозволение.

- Предписания - возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой;

- Запреты - возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия, предусмотренные правовой нормой;

- Дозволения - юридическое разрешение действовать по своему усмотрению, т.е. совершать или не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия. Например, гражданин сам решает, нужно ли обжаловать действия должностного лица, которые он рассматривает как противоправные.

Для административного права наиболее характерны прямые средства регулирования - предписания и запреты. Их преобладание обусловлено сущностью государственного управления как юридически-властной деятельности. В связи с этим в административном праве основным является метод императивного регулирования.

Императивный метод (метод властных предписаний), предполагает неукоснительное выполнение требований, приказов, команд, запретов органов и должностных лиц государственной администрации. В соответствии с императивным методом отношения строятся на подчинении одного их участника воле другого. Эти отношения характеризуются юридическим неравенством сторон: одна из них в лице органов исполнительной власти наделена государственно-властными распорядительными полномочиями по отношению к другой стороне. Юридическое неравенство обусловлено не только подчиненным положением одной из сторон, но и различием их задач, целей, ролей. Органы исполнительной власти в интересах общего блага вправе принимать юридически обязательные решения, контролировать их исполнение и в предусмотренных законом случаях применять административное принуждение. Состояние юридического неравенства сторон в регулятивных правоотношениях при осуществлении властных полномочий не исключает, а предполагает их юридическое равенство перед законом и судом в охранительных правоотношениях.

Метод рекомендаций предполагает, что рекомендации субъекта исполнительной власти приобретают правовую силу при условии их принятия другим участником административно-правовых отношений. Рекомендации могут высказываться в ходе консультаций по решению тех или иных управленческих проблем либо в актах, издаваемых органами государственной администрации. Они носят характер наставлений, советов другой стороне по поводу того, как ей поступить, какой вариант поведения выбрать в определенной ситуации;

Метод согласования или координации используется, как правило, при заключении административных договоров и при перераспределении или делегировании полномочий одних органов управления другим. Правовыми формами координации являются: принятие совместных нормативно-правовых актов, визирование проектов документов, составление планов совместных мероприятий и т.д.;

Метод административного арбитража используется для устранения разногласий между органами исполнительной власти, возникающих в процессе государственного управления. Так, в соответствии со ст. 44 Закона "О Правительстве Российской Федерации" 1997 г. в пределах своих полномочий Правительство РФ разрешает споры и устраняет разногласия между федеральными органами и органами исполнительной власти субъектов РФ. В этих целях могут создаваться согласительные комиссии из представителей заинтересованных сторон.

Основные принципы административного права:

- принцип демократизма. Реализация этого принципа осуществляется в двух формах: непосредственная - в референдумах, свободных выборах, собраниях, конференциях, сходах граждан и др.; представительная – через выборные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

- принцип законности означает, что исполнительные органы (должностные лица) при применении административно-правовых норм обязаны строго соблюдать законодательство РФ. Высшей юридической силой обладает Конституция РФ, все нормативно-правовые акты должны приниматься на основании и во исполнение Основного закона.

- принцип приоритета прав человека и гражданина. Для правового государства должно быть характерно то, что права личности являются высшей ценностью, а все государственные органы, и в первую очередь органы исполнительной власти, несут ответственность за несоблюдение этих прав.

- принцип гласности предполагает не только открытость информации, и, прежде всего законодательства, но и доступность, и подотчётность государственных учреждений и должностных лиц по вопросам, затрагивающим интересы граждан. Любые нормативно-правовые акты не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего обозрения.

- принцип федеративного устройства Российской Федерации предполагает государственную целостность, единство государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. В состав Российской Федерации входят субъекты: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.

- принцип ответственности применительно к административно-правовому регулированию означает не только реальное наступление административной ответственности за нарушения требований общеобязательных административно-правовых норм, но и дисциплинарную ответственность должностных лиц как за неправомерное применение норм административного права, так и за недобросовестное исполнение своих обязанностей и иные нарушения процедуры подготовки и вступления в законную силу и реализации административно-правовых норм.

Наши рекомендации