Глава 1. Предвыборная агитация
Формы предвыборной агитации
Предвыборная агитация, осуществляемая в ходе избирательной кампании может осуществляться в следующих формах:
а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них). Эта форма является весьма противоречивой, поскольку по поводу включения в ее состав так называемой графы «против всех» долгое время велись дискуссии.В СССР возможность голосовать против всех впервые появилась у избирателей в 1989 году в связи с появлением альтернативы в ходе выборов народных депутатов. Однако самой графы «против всех» в бюллетенях не было. Избиратель должен был выбрать наиболее предпочтительного ему кандидата и оставить его фамилию в списке, вычеркнув при этом остальные. В случае, если нет достойного на его взгляд кандидата, он мог вычеркнуть все фамилии из списка. Впервые графа «против всех» была введена в октябре 1993 года Указами президента Бориса Ельцина о выборах в Государственную Думу и Совет Федерации. В 1994 году эта строка была закреплена в ст.30 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».Конституционный суд в 1990-х годах неоднократно высказывался по поводу особого значения этой графы. В 2005 году в Федеральном законе«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» было установлено, что субъекты РФ имеют право самостоятельно решать, включать или не включать графу «против всех» на региональных и местных выборах. В 2006 году по предложению тверских законодателей эта строка была снова отменена Федеральным законом. Для повышения демократичности выборов и легитимности избранных органов и должностных лиц руководитель фракции «Справедливая Россия» и председатель партии Николай Левичев внесли в Государственную Думу законопроект о восстановлении права избирателей голосовать против всех кандидатов. Это предложение было поддержано Советом Федерации. Причем обязательным, как предполагалось, это будет только для федеральных выборов, а субъекты могут сами решать этот вопрос. Графа «против всех»была восстановлена соответствующим Федеральным законом. С 1 января 2015 года вышеназванная строкаможет быть добавлена в бюллетени, но только на местных выборах при условии, что это предусмотрено законодательством субъекта РФ. В случае, если в этой графе поставят отметки больше избирателей, чем в графе лидирующего кандидата, должны быть назначены повторные выборы.
б) выражение расположения к какому-либо кандидату, избирательному объединению, в том числе и указание на того, за кого нужно голосовать.Эта форма заключается в объяснении избирателям, почему именно конкретный кандидат, избирательное объединение, а не любые другие участники избирательной кампании, должны одержать победу.
в) описание возможных последствий выбора одного кандидата и игнорирования другого. В эту форму входят различные обещания кандидатов, связанные с созданием наиболее благоприятных условий жизни избирателя, его деятельности в какой-либо сфере, способствующие формированию веры народа в определенных лиц, побуждающей егоголосовать соответствующим образом.
г) распространение сведений о каком-либо кандидате в сочетании с положительными и отрицательными комментариями. Используя эту форму, кандидат может рассказать о своей деятельности, об образе жизни, о принципах, жизненных целях. В результате чего, он привлекает к себе внимание, представляет себя в наиболее выгодном свете. Это дает избирателю возможность лучше запомнить кандидата, разглядеть в нем, возможно и несуществующие, положительные, на взгляд голосующего, стороны. Сам агитатор тем самым приобретает больше шансов на победу.
д) распространение информации о дополнительной неслужебной деятельности кандидата. С помощью этой формы кандидат пытается донести до избирателей сведения о своей деятельности, которая наиболее вероятно, по мнению кандидата, понравиться электорату и привлечет его голоса на его сторону. Это может быть, например, педагогическая деятельность, благотворительная деятельность.
е) деятельность, направленная на формирования определенного отношения электората к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.Кандидат своими активными действиями пытается угодить избирателям в чем-либо, расположить их к себе, деятельно доказать им, что именно он достоин победы на выборах. [1]
Таким образом, избирательное законодательство позволяет в ходе предвыборной агитации призывать голосовать «за» или «против» кандидата, списка, но не предусматривает возможности агитировать за участие или против участия в голосовании. Причем подразумевается, что нарушения в ходе избирательного процесса должны быть устранены, а на хорошо организованных выборах избиратели должны принять участие, поскольку таким образом осуществляется публичная власть народа, формируются постоянно действующие органы, принимающие важные для населения решения, осуществляется экономия средств, которые могли бы быть потрачены на повторные выборы в случае недостаточной явки. Однако на практике избирательные кампании очень часто проходят с грубыми нарушениями законодательства, особенно на местном уровне. Поэтому нельзя лишить права того или иного кандидата или списка кандидатов призывать избирателей не участвовать в выборах[2].
Агитационный период
Очень важной составляющей структуры агитационной деятельности является агитационный период, то есть время, на протяжении которого та или иная деятельность может квалифицироваться как агитационная. Каждому претенденту на победу в выборах предоставляется определенный промежуток времени, в течение которого он имеет право осуществлять предусмотренные законом действия, направленные на изменение или создание определенного мнения электората. Он имеет огромное значение, так как именно в этот период субъекты агитационной деятельности могут реализовать свое право на предвыборную агитацию. Фактически можно говорить о двух категориях сроков агитационной деятельности..
Согласно понятию предвыборной агитации, закрепленному в законодательстве, срок осуществления агитационной деятельности совпадает с периодом проведения избирательной кампании. Можно сделать вывод, что различная деятельность, осуществляемая в этот промежуток времени и имеющая целью побудить избирателей к участию в выборах или побуждающая их к голосованию за определённое лицо или группу лиц должна рассматриваться как агитационная.Но многие кандидаты еще задолго до проведения выборов начинают вести активную работу по созданию своего положительного образа. При этом они могут осуществлять такую деятельность с расчётом на голоса электората в их пользу в будущем, а могут и не иметь такой цели.В данном случае можно говорить о политической агитации, не связанной со сроками избирательной кампании. Данная категория сроков является более широкой по сравнению с первой. Однако эта деятельность в правовом аспекте не рассматривается как предвыборная агитация.
По общим правилам агитационный период начинается со дня выдвижении кандидата, кандидатов или списка кандидатов. Необходимо обратить внимание на то, что право агитировать появляется у кандидата или списка кандидатов до их регистрации избиркомом в качестве кандидата или списка. Это изменение является обоснованным, поскольку, для того чтобы избиратель проголосовал за кандидата на выборах, до него необходимо донести информацию о кандидате или политической партии, а наиболее просто это сделать во время сбора подписей за кандидата. Неоднозначным является вопрос о возможности проведения агитации с момента назначения выборов до момента выдвижения. Формально до этого времени кандидат не является участником избирательной кампании и может осуществлять любые действия на свое усмотрение, в том числе распространять любую информацию о себе и своей деятельности. Но в таком случае нарушается п.1 ст.49 67- ФЗ. Некоторые суды трактуют закон в пользу кандидата, то есть разрешают ему вести агитацию до момента выдвижения, другие, напротив, указывают на то, что кандидат не имеет права вести агитацию с момента назначения выборов до выдвижения в качестве кандидата. На практике большинство избираемых предпочитают не рисковать и прекращают агитационную деятельность в день назначения выборов.
Определенный срок начала предвыборной агитации был установлен для ее проведения на каналах организаций, телерадиовещания и в периодических печатных изданиях. Определено, что предвыборная агитация в СМИ начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается ровно за день до дняголосования.
Существует мысль об изменении срока окончания предвыборной агитации, высказываются мнения об отдалении его ото дня голосования. Можно согласиться с точкой зрения исследователей, поскольку избирателям на самом деле требуется большее количество времени для изучения агитационных материалов, политических платформ кандидатов на выборные должности. Сейчас на практике происходит так, что при приближении дня голосования значительно растет давление на электорат. За один день избирателю бывает сложно отвлечься от бурного потока информации, нахлынувшего на него в последний разрешенный день агитации, что оказывает воздействие на его выбор. День накануне голосования называется днем тишины, что означает запрет на проведение предвыборной агитации[3]. Также не разрешается агитация и в сам день голосования. В случае повторного голосования агитационный период возобновляется со дня назначения повторного голосования и протекает аналогично.