Кафедра конституционного и муниципального права

Имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»

КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА

Лагутина Юлия Петровна

Агитационная деятельность в РФ: законодательство и практика

Курсовая работа

студента 12 группы, 2 курса

очной формы обучения

Института права

Научный руководитель:

Кандидат юридических наук Сергеев А.Л.

Дата сдачи: __________________

Дата рецензирования: _________

Дата защиты: ________________

Оценка: _____________________

Москва

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.. 3

Глава 1. Предвыборная агитация. 6

1.1.Формы предвыборной агитации. 6

1.2.Агитационный период. 8

Глава 2. Методы предвыборной агитации.. 11

2.1.Агитация в СМИ.. 11

2.2. Публичные агитационные мероприятия. 13

2.3Выпуск и распространение агитационных материалов. 14

Глава3. Агитация в сети Интернет. 17

3.1. Роль Интернета в предвыборной агитации. 17

3.2. Законодательное регулирование агитационной деятельности в информационной сети. 18

Глава 4. Ответственность за нарушение правил агитационной деятельности.. 21

4.1.Конституционно-правовая ответственность в сфере предвыборной агитации. 21

4.2. Уголовная ответственность за нарушение правил агитационной деятельности. 22

4.3.Административная ответственность за незаконные действия в области агитационной деятельности. 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 26

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ:. 28

Агитационная деятельность в РФ: законодательство и практика

ВВЕДЕНИЕ

Выборы и референдум являются важнейшими и незаменимыми атрибутами демократии, главными формами проявления народного суверенитета. Этот факт закреплен в основном законе Российской Федерации-Конституции, который гласит: «Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы». На современном этапе в связи с появлением огромного спектра политических сил избирательные кампании сопровождаются острой борьбой за власть, главным инструментом которой является предвыборная агитация. Именно с ее помощью политические силы пропагандируют свои интересы, воздействуют на политическую волю народа, которая впоследствии определяет его политический выбор. Именно от него зависит, какая политическая партия или политический лидер займет место у власти.Особая роль предвыборной агитации для хода и результатов выборов различных уровней, ее осуществление с помощью новейших технологий, СМИ, способы финансирования ее мероприятий-все это является проблемой для обновленного российского общества, которая нуждается в законодательном решении.

На основании проведенных избирательных кампаний различного уровня можно выявить множество недостатков избирательного законодательства. Особенно много их в части, касающейся предвыборной агитации. Правовое регулирование агитационной деятельности началось еще в 90-х годах XX века. На этот период приходится начальный этап формирования собственной системы законодательства Российской Федерации, неустойчивое состояние экономической, политической и социальной сфер жизни общества. В связи с этими обстоятельствамиагитация в целом была урегулирована достаточно противоречиво и непоследовательно.

Практика применения избирательного законодательства в России, а также в ее субъектах показывает невысокий уровень готовности электората соблюдать установленные правила, о большом количестве нарушений в ходе избирательных кампаний, о применении незаконных приемов и средств. Это свидетельствует о том, что законодательное регулирование предвыборной агитации не гарантирует реализации избирательных прав граждан в полной мере, а не пресеченные нарушения порождают отрицательное представление избирателей о выборах как о демократическом институте формирования органов государственной власти и органов местного самоуправления, становятся источником недоверия населения к ним и нежелание принимать в них участие. Именно поэтому проблемы совершенствования законодательства, связанного с предвыборной агитацией, ее финансированием, а также практики его применения являются очень актуальными в современной России.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при осуществлении агитационной деятельности.

Предметом исследования являются вопросы правового регулирования предвыборной агитации и ее осуществления на практике.

Цель исследовательской работы состоит в том, чтобы сформировать системное представление о предвыборной агитации в правовом аспекте, выявить основные проблемы агитации в ее практическом применении.

Достижению поставленной цели служит осуществление следующих задач:

1. Определить сущность предвыборной агитации

2. Установить основные формы агитационной деятельности и выявить их особенности

3. Сформулировать основные понятия, связанные с политической агитацией

4. Определить виды ответственности лиц или лица, нарушающих законодательство, регулирующее порядок проведения агитационных мероприятий

5. Обозначить роль в предвыборной агитации политических партий, избирательных комиссий, СМИ и других участников избирательного процесса.

Методы исследования заключаются в изучении нормативно-правовых актов, связанных с предвыборной агитацией, их сравнении,анализе научных работ, публикаций, статей ученых и практиков.

Формы предвыборной агитации

Предвыборная агитация, осуществляемая в ходе избирательной кампании может осуществляться в следующих формах:

а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них). Эта форма является весьма противоречивой, поскольку по поводу включения в ее состав так называемой графы «против всех» долгое время велись дискуссии.В СССР возможность голосовать против всех впервые появилась у избирателей в 1989 году в связи с появлением альтернативы в ходе выборов народных депутатов. Однако самой графы «против всех» в бюллетенях не было. Избиратель должен был выбрать наиболее предпочтительного ему кандидата и оставить его фамилию в списке, вычеркнув при этом остальные. В случае, если нет достойного на его взгляд кандидата, он мог вычеркнуть все фамилии из списка. Впервые графа «против всех» была введена в октябре 1993 года Указами президента Бориса Ельцина о выборах в Государственную Думу и Совет Федерации. В 1994 году эта строка была закреплена в ст.30 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».Конституционный суд в 1990-х годах неоднократно высказывался по поводу особого значения этой графы. В 2005 году в Федеральном законе«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» было установлено, что субъекты РФ имеют право самостоятельно решать, включать или не включать графу «против всех» на региональных и местных выборах. В 2006 году по предложению тверских законодателей эта строка была снова отменена Федеральным законом. Для повышения демократичности выборов и легитимности избранных органов и должностных лиц руководитель фракции «Справедливая Россия» и председатель партии Николай Левичев внесли в Государственную Думу законопроект о восстановлении права избирателей голосовать против всех кандидатов. Это предложение было поддержано Советом Федерации. Причем обязательным, как предполагалось, это будет только для федеральных выборов, а субъекты могут сами решать этот вопрос. Графа «против всех»была восстановлена соответствующим Федеральным законом. С 1 января 2015 года вышеназванная строкаможет быть добавлена в бюллетени, но только на местных выборах при условии, что это предусмотрено законодательством субъекта РФ. В случае, если в этой графе поставят отметки больше избирателей, чем в графе лидирующего кандидата, должны быть назначены повторные выборы.

б) выражение расположения к какому-либо кандидату, избирательному объединению, в том числе и указание на того, за кого нужно голосовать.Эта форма заключается в объяснении избирателям, почему именно конкретный кандидат, избирательное объединение, а не любые другие участники избирательной кампании, должны одержать победу.

в) описание возможных последствий выбора одного кандидата и игнорирования другого. В эту форму входят различные обещания кандидатов, связанные с созданием наиболее благоприятных условий жизни избирателя, его деятельности в какой-либо сфере, способствующие формированию веры народа в определенных лиц, побуждающей егоголосовать соответствующим образом.

г) распространение сведений о каком-либо кандидате в сочетании с положительными и отрицательными комментариями. Используя эту форму, кандидат может рассказать о своей деятельности, об образе жизни, о принципах, жизненных целях. В результате чего, он привлекает к себе внимание, представляет себя в наиболее выгодном свете. Это дает избирателю возможность лучше запомнить кандидата, разглядеть в нем, возможно и несуществующие, положительные, на взгляд голосующего, стороны. Сам агитатор тем самым приобретает больше шансов на победу.

д) распространение информации о дополнительной неслужебной деятельности кандидата. С помощью этой формы кандидат пытается донести до избирателей сведения о своей деятельности, которая наиболее вероятно, по мнению кандидата, понравиться электорату и привлечет его голоса на его сторону. Это может быть, например, педагогическая деятельность, благотворительная деятельность.

е) деятельность, направленная на формирования определенного отношения электората к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.Кандидат своими активными действиями пытается угодить избирателям в чем-либо, расположить их к себе, деятельно доказать им, что именно он достоин победы на выборах. [1]

Таким образом, избирательное законодательство позволяет в ходе предвыборной агитации призывать голосовать «за» или «против» кандидата, списка, но не предусматривает возможности агитировать за участие или против участия в голосовании. Причем подразумевается, что нарушения в ходе избирательного процесса должны быть устранены, а на хорошо организованных выборах избиратели должны принять участие, поскольку таким образом осуществляется публичная власть народа, формируются постоянно действующие органы, принимающие важные для населения решения, осуществляется экономия средств, которые могли бы быть потрачены на повторные выборы в случае недостаточной явки. Однако на практике избирательные кампании очень часто проходят с грубыми нарушениями законодательства, особенно на местном уровне. Поэтому нельзя лишить права того или иного кандидата или списка кандидатов призывать избирателей не участвовать в выборах[2].

Агитационный период

Очень важной составляющей структуры агитационной деятельности является агитационный период, то есть время, на протяжении которого та или иная деятельность может квалифицироваться как агитационная. Каждому претенденту на победу в выборах предоставляется определенный промежуток времени, в течение которого он имеет право осуществлять предусмотренные законом действия, направленные на изменение или создание определенного мнения электората. Он имеет огромное значение, так как именно в этот период субъекты агитационной деятельности могут реализовать свое право на предвыборную агитацию. Фактически можно говорить о двух категориях сроков агитационной деятельности..

Согласно понятию предвыборной агитации, закрепленному в законодательстве, срок осуществления агитационной деятельности совпадает с периодом проведения избирательной кампании. Можно сделать вывод, что различная деятельность, осуществляемая в этот промежуток времени и имеющая целью побудить избирателей к участию в выборах или побуждающая их к голосованию за определённое лицо или группу лиц должна рассматриваться как агитационная.Но многие кандидаты еще задолго до проведения выборов начинают вести активную работу по созданию своего положительного образа. При этом они могут осуществлять такую деятельность с расчётом на голоса электората в их пользу в будущем, а могут и не иметь такой цели.В данном случае можно говорить о политической агитации, не связанной со сроками избирательной кампании. Данная категория сроков является более широкой по сравнению с первой. Однако эта деятельность в правовом аспекте не рассматривается как предвыборная агитация.

По общим правилам агитационный период начинается со дня выдвижении кандидата, кандидатов или списка кандидатов. Необходимо обратить внимание на то, что право агитировать появляется у кандидата или списка кандидатов до их регистрации избиркомом в качестве кандидата или списка. Это изменение является обоснованным, поскольку, для того чтобы избиратель проголосовал за кандидата на выборах, до него необходимо донести информацию о кандидате или политической партии, а наиболее просто это сделать во время сбора подписей за кандидата. Неоднозначным является вопрос о возможности проведения агитации с момента назначения выборов до момента выдвижения. Формально до этого времени кандидат не является участником избирательной кампании и может осуществлять любые действия на свое усмотрение, в том числе распространять любую информацию о себе и своей деятельности. Но в таком случае нарушается п.1 ст.49 67- ФЗ. Некоторые суды трактуют закон в пользу кандидата, то есть разрешают ему вести агитацию до момента выдвижения, другие, напротив, указывают на то, что кандидат не имеет права вести агитацию с момента назначения выборов до выдвижения в качестве кандидата. На практике большинство избираемых предпочитают не рисковать и прекращают агитационную деятельность в день назначения выборов.

Определенный срок начала предвыборной агитации был установлен для ее проведения на каналах организаций, телерадиовещания и в периодических печатных изданиях. Определено, что предвыборная агитация в СМИ начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается ровно за день до дняголосования.

Существует мысль об изменении срока окончания предвыборной агитации, высказываются мнения об отдалении его ото дня голосования. Можно согласиться с точкой зрения исследователей, поскольку избирателям на самом деле требуется большее количество времени для изучения агитационных материалов, политических платформ кандидатов на выборные должности. Сейчас на практике происходит так, что при приближении дня голосования значительно растет давление на электорат. За один день избирателю бывает сложно отвлечься от бурного потока информации, нахлынувшего на него в последний разрешенный день агитации, что оказывает воздействие на его выбор. День накануне голосования называется днем тишины, что означает запрет на проведение предвыборной агитации[3]. Также не разрешается агитация и в сам день голосования. В случае повторного голосования агитационный период возобновляется со дня назначения повторного голосования и протекает аналогично.

Агитация в СМИ

В современное время СМИ являются наиболее популярным источником информации. Существование большого разнообразия их видов обусловило необходимость их законодательного закрепления. Так В 1991 году был опубликован Закон «О средствах массовой информации», регулирующий их деятельность. Не случайно СМИ даже называют «четвертой властью», то есть ставят непосредственно после трех основных ветвей. Поэтому нет ничего необычного в том, что СМИ активно участвуют в избирательных кампаниях, а точнее в ведении предвыборной агитации. Этот источник доступен каждому и поэтому информация, которую кандидат хотел бы донести до избирателей, распространяется на наибольшее число лиц. Зачастую именно СМИоказывают наибольшее воздействие на окончательный выбор граждан. И если он будет сделан с нарушениями, он будет незаконен, что может привести к подрыву демократических устоев общества. Поэтому необходимо пресекать все возможные нарушения, возникающие в ходе избирательной кампании. Отчасти это возможно обеспечить путем законодательного регулирования предвыборной агитации через СМИ. Под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы[4]. СМИ в избирательных кампаниях может использоваться в разных формах как по субъекту, так и по содержанию. По первому признаку можно выделить формы использования СМИ: избирательными комиссиями, органами местного самоуправления, кандидатами, избирательными объединениями, блоками. В зависимости от содержания СМИ необходимы: для информирования и для предвыборной агитации.

Предвыборная агитация в СМИ проводится в виде публичных дебатов, круглых столов, дискуссий, пресс-конференций, интервью, выступлений, политической рекламы, показа телеочерков, видеофильмов о зарегистрированном кандидате, избирательном объединении, избирательном блоке и в иных не запрещенных законом формах. Следует заметить, что данное положение является недоработанным, поскольку все указанные в законе формы имеют четкие определения, как правило, в инструкциях ЦИК, а «иные формы, не запрещенные законом» также называются законодателем, но без расшифровки. Такая неточность может вызвать противоречия во время прохождения избирательной кампании и привести к неблагоприятным последствиям для какого-либо кандидата. Также, если проанализировать указанное положение, можно заметить, что все перечисленные в законе формы относятся к электронным источникам, а печатным источникам почти не уделяется внимания. Но это достаточно нетрудно можно объяснить. Действительно, через электронные СМИ обеспечивается непосредственная наглядная агитация, имеющая максимальное воздействие на электорат. Еще одним плюсом электронных СМИ является удобство их использования участниками избирательного процесса. Этими причинами и обусловлена такая законодательная регламентация.

Размер и условия оплаты эфирного времени и печатной площади должны быть равными для всех участников выборов, имеющих право на проведение предвыборной агитации через СМИ. Причем эта информация должна стать им известна не более чем за 20 дней со дня официального назначения выборов должны из массово распространяемого печатного издания, в котором она была опубликована.

Законодательно закрепленным является порядок распределения бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади, порядок определения доли каждого кандидата, действий по вычислению этой доли. СМИ должны следить за тем, чтобы не было перерасхода кандидатами определенной печатной площади и установленного эфирного времени. Установлено, что не менее половины общего объема бесплатного эфирного времени должно быть отведено исключительно для совместного проведения дискуссий, «круглых столов», иных совместных агитационных мероприятий[5], причем существует возможность отказа от участия в таких мероприятиях. Вероятно, что закрепление обязательного участия кандидатов в подобного рода мероприятиях будет способствовать формированию наиболее четкого представления избирателей о личности кандидата, его взглядах, позициях и целях.

Также регулируется и распределение платного эфирного времени и платной печатной площади между участниками избирательной кампании. В данном случае также соблюдается принцип равенства всех участников выборов, который проявляется в равных условиях оплаты, осуществляемой исключительно из избирательных фондов. С помощью жеребьевки, определяются даты выхода агитационных материалов в эфир или их выпуска в печатном издании. Кандидат имеет право отказаться от определенных платных источников.

В целях наибольшей эффективности агитации предоставляемое эфирное время должно приходиться на период, когда теле- и радиопередачи собирают наибольшую аудиторию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, на сегодняшний день предвыборная агитация в Российской Федерации — это деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них) либо против всех кандидатов (против всех списков кандидатов).Российская Федерация — государство с демократической формой правления. Каждый волен выбирать модель своего поведения самостоятельно, главное, чтобы она не выходила за рамки, установленные законом. Добровольное участие в выборах, как и добровольный отказ, — в одинаковой степени правомерные формы поведения граждан на выборах. В Российской Федерации не запрещена, к примеру, пропаганда монархических и тому подобных идей, исключающих демократические формы волеизъявления. Отсутствуют также санкции за призывы не участвовать в выборах и не голосовать. Таким образом, ничто не препятствует введению в законодательное определение предвыборной агитации в качестве цели побуждения избирателей не участвовать в выборах. Совсем иначе стоит вопрос о применяемых в ходе агитации методах. Если граждане принуждаются к каким-либо действиям, чем ущемляется их право на свободу выбора, подразумеваемое Конституцией, то такие действия однозначно должны быть признаны противозаконными вне зависимости от того, побуждают ли они участвовать в выборах и голосовать или наоборот.

Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» является базовым законом российской избирательной системы. Он является наиболее общим и полным и дополняется другими правовыми актами.

Законодательное регулирование предвыборной агитации далеко не совершенно. На практике агитационная деятельность зачастую осуществляется совершенно не так, как установлено законодателем. Причем в разных регионах стадия предвыборной агитации может проходить совсем по-разному. Ее характер во многом зависит от правовой культуры населения данной местности, которая сильно различается в западных и восточных областях страны. Даже само понятие предвыборной агитациив разных местностях может толковаться различно, что показывает нечеткость его формулировки в законодательстве.

Сложившаяся широкая судебная практика по делам, связанным с выборами в органы власти всех уровней нуждается в обобщении в каком-либо одном судебном акте. Центральная избирательная комиссия также обладает на настоящий момент достаточным фактическим материалом для издания нормативного акта, обобщающего практику применения норм, связанных с понятием предвыборной агитации, для достижения единообразия в его понимании и применении.

Предвыборная агитация необходимая стадия избирательного процесса. Качественная агитационная работа, не противоречащая законодательству, может значительно повысить чьи-либо шансы на победу в избирательной кампании.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

2. Уголовный кодекс Российской Федерации

3. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

4. Федеральный закон «О средствах массовой информации»

5. Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»

6. «Выборы в мире. Агитация в сети Интернет» И.Б. Борисов, А.Г. Головин, А.В. Игнатов

7. Авакьян С.А. «Конституционное право» 2 том

8. Справочно-правовая система Консультант Плюс

9. Справочно-правовая система Гарант

[1]Ст.48 федерального закона 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» -далее 67-ФЗ

[2]С.А. Авакьян «Конституционное право России» том2

[3] П.3 ст.49 67-ФЗ

[4] Ст.2 Федерального Закона «О средствах массовой информации»

[5] П.4 ст.51 67-ФЗ

[6]Авакьян «Конституционное право России»

[7]п.3.ст.54 67-ФЗ

[8]п.8 ст. 54 67-ФЗ

[9]п.4 ст. 49 67- ФЗ

[10] «Выборы в мире. Агитация в сети Интернет» И.Б. Борисов, А.Г. Головин, А.В. Игнатов

[11]Выборы в мире. Агитация в сети Интернет» И.Б. Борисов, А.Г. Головин, А.В. Игнатов

[12] Ч.1 ст.5.12 КоАП РФ

[13]ч. 2 ст. 5.12 КоАП РФ

Имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»

КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА

Лагутина Юлия Петровна

Агитационная деятельность в РФ: законодательство и практика

Курсовая работа

студента 12 группы, 2 курса

очной формы обучения

Института права

Научный руководитель:

Наши рекомендации