Постановление национального конвента по поводу измены дюмурье
3 апреля 1793 г.
Национальный Конвент приказывает, чтобы Временный Исполнительный совет немедленно назначил генерала, который заменит Дюмурье; объявляет французскому народу, что Дюмурье — изменник отечеству, поклявшийся погубить свободу и восстановить деспотизм.
Национальный Конвент запрещает всякому генералу, всякому коменданту крепости, всякому солдату Республики, всем установленным во Франции властям — признавать Дюмурье генералом и повиноваться какому-нибудь его приказанию или требованию.
Национальный Конвент постановляет, что всякий француз, признавший Дюмурье генералом, будет считаться изменником отечеству и будет предан смертной казни, а имущество его конфисковано в пользу Республики.
Национальный Конвент постановляет, что Дюмурье объявляется вне закона, и уполномачивает всякого гражданина захватить его и обещает награду в 300 000 ливров тому, кто захватит его и доставит в Париж живым или мертвым. Указанные 300 000 ливров смогут быть выданы и наследникам этих лиц и будут переданы национальным казначейством в распоряжение Временного Исполнительного совета.
Национальный Конвент поручает защиту пяти комиссаров и военного министра, посланных им в армию Дюмурье и арестованных этим последним, чести и лояльности французских солдат, находящихся в армии, которой командовал Дюмурье.
Национальный Конвент приказывает, чтобы настоящий декрет был разослан через экстренных курьеров по всем департаментам, административным учреждениям, генералам и комендантам крепостей и чтобы он был немедленно оглашен и городах и воинских частях.
Т а м ж е, стр. 315—316.
ЗАСЕДАНИЕ КОНВЕНТА
8 апреля 1793 г.
Впускается депутация секции Бонконсейль.
...Оратор. Секция Бонконсейль послала нас требовать, чтобы вы произвели строжайшее расследование дела об измене предателя Дюмурье, чтобы вы проследили все нити этого ужасного заговора.
У этого предателя были сообщники не только в войсках; разве у народа нет оснований думать, что они находятся даже в вашей среде? (Члены левой стороны и трибуны аплодируют.) Общественное мнение указывает на всяких Бриссо, Гаде, Жансоннэ... (Многократные аплодисменты левой стороны и трибун. Члены правой стороны в сильном волнении; многие из них бросаются в середину залы с угрожающими жестами против петиционеров; громкими криками они требуют их удаления.)
...Оратор. Уже давно общественное мнение указывает вам па всяких Верньо, Гаде, Жансоннэ, Бриссо, Барбару, Лувэ, Бюзо и других; что же еще вам нужно для того, чтобы издать против них обвинительный декрет? Вы объявляете Дюмурье вне закона и допускаете его сообщников заседать вместе с вами. Неужели вам мало всех этих доказательств?
Народные представители, патриоты Горы (аплодисменты трибун), на вас родина возлагает обязанность изобличать этих предателей; пора лишить их неприкосновенности, гибельной для свободы... Предайте суду трибунала людей, преступных в глазах общественного мнения; призовите меч закона поразить этих заговорщиков, укрывающихся за депутатской неприкосновенностью.
«Новая история в документах и материалах», изд. 2, вып. I. [M], Соцэкгнз, 1934, стр. 158-159.
ИЗ ДЕКРЕТА ОБ УСТАНОВЛЕНИИ МАКСИМУМА НА ЗЕРНО
Мая 1793 г.
1. Немедленно по опубликовании настоящего декрета все торговцы и владельцы зерна и муки обязаны сделать заявку о количестве и качестве принадлежащего им зерна муниципалитету по месту своего жительства, а также приблизительно указать то количество зерна, которое остается еще необмолоченным; директории дистриктов назначают комиссаров для наблюдения за выполнением этой меры в различных муниципалитетах.
...5. Лица, не подавшие подписанной в статье 1 заявки или представившие ложные сведения, подлежат наказанию в виде конфискации незаявленной муки или зерна в пользу бедных данной коммуны.
6. Зерно или мука могут продаваться только на тех публичных рынках или площадях, где они продаются обычно, под страхом штрафа в размере не менее 300 и не более 1 тыс. ливров, налагаемого одинаково как на продавца, так и на покупателя.
...9. Административные и муниципальные власти уполномочиваются также, каждый в своем округе, обязывать всех торговцев, земледельцев пли владельцев зерна или муки привозить на рынки необходимое количество этих продуктов, чтобы держать рынки достаточно снабженными.
10. Они могут также реквизировать рабочих, чтобы обмолотить рожь в снопах в случае отказа фермера или владельца.
...25. Для установления максимума цены на зерно в каждом департаменте Директории дистрикта должны направить в Директорию своего департамента таблицу рыночных торговых записей своего округа с 1 января по 1 мая текущего года. Вычисленная на основании этих таблиц средняя цена, по которой каждый сорт зерна продавался в указанное время, и является максимумом, выше которого не может подниматься цена данного сорта зерна.
26. Установленный таким образом максимум будет понижаться в следующих пропорциях: к 1 июня он снижается на 1/10, к 1 июля — на 1/20 оставшейся цены, к 1 августа — на 1/30 и, наконец, к 1 сентября на 1/40.
27. Всякий гражданин, уличенный в продаже или в покупке зерна или муки по цене выше установленного 78
максимума, карается конфискацией указанного зерна пли муки, если таковые еще остались в его распоряжении, и штрафом не ниже 300 и не выше 10 тыс. ливров, накладываемого одинаково как на покупателя, так и на продавца.
28. Лица, уличенные в злостной и преднамеренной порче, гибели или укрывательстве зерна или муки, караются смертью.
Там же, стр. 156—157.