Постановлении законодательного сокрания
8 сентября 1792 г.
Национальное собрание, принимая во внимание, чтов момент, когда все французы берутся за оружие для защиты свободы и равенства, все чувства должны слиться в единой любви к родине, а ненависть исчезнуть, —
постановляет, что оригиналы так называемых петиций, двадцати тысяч и восьми тысяч, а также и других подобных им петиций подлежат сожжению.
Национальное собрание приглашает всех граждан, у которых найдутся отпечатанные экземпляры этих петиций, уничтожить таковые и объявляет всех стремящихся сделать из них какое-либо употребление, врагами долженствующей отныне воцариться братской солидарности всех французов.
Там же, стр. 302.
ИЗ ПРОКЛАМАЦИИ ВРЕМЕННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО СОВЕТА О СВОБОДЕТОРГОВЛИ
31 октября 1792 г.
Граждане, проникнитесь хорошенько той великой истиной, что торговля может процветать только при неограниченной свободе.
...Если свобода торговли будет испытывать новые притеснения, то неизбежным следствием этого явится самый ужасный голод в тех областях, которые не производят предметов питания; другие области будут также прозябать в нищете; драгоценные и необходимые для земледелия работы будут заброшены и поступление налога
станет невозможным, ибо отсутствие торговли иссушает все источники благосостояния и прогресса.
...Если же внутри Франции торговля остается свободной, если торговцев не тревожат и не преследуют ни при закупках, ни при перевозках зерна, то, движимые своим собственным интересом, они поспешат направить это зерно в местности, где оно дорого вследствие его недостатка; вскоре ввезенное ими зерно заставит там понизиться цены до более умеренного уровня. Тогда каждый, не опасаясь за свое существование, целиком займется своим промыслом и мирно будет пользоваться его плодами. Таковы результаты, которые неизбежно следуют за ограничением или за свободой торговли. В выборе между ними не может быть сомнений.
«Новая история В документах и материалах», под ред. Н. М. Лукина и В. М. Да-лияа, изд. 2, вып. I. [М.], Соцэктиз, 1934, егр. 151.
ДЕКРЕТ НАЦИОНАЛЬНОГО КОНВЕНТА
8 декабря 1792 г.
Национальный Конвент, выслушав письма и предложение министра внутренних дел, обращенное одним из его членов в проект декрета, постановляет, что министру внутренних дел предоставляется право разослать по всем ведущим в Париж дорогам отряды жандармерии. Этим отрядам поручается арестовать всех лиц, препятствующих свободному продвижению продовольственных грузов, и, в случае захвата таковых на месте преступления, немедленно препровождать их в Париж для предания суду уголовного трибунала парижского департамента.
Национальный Конвент постановляет, что доносчикам, в случае правильности их доноса, будет выдано вознаграждение, а лица, участвовавшие в преступлении, но донесшие о нем до их ареста, будут помилованы.
«Конституции и законодательные акты
буржуазных государств XVII—XIX вв.».
Сб. документов, под ред. П. Н. Галанзы.
М.. Госюрнздат, 1957, стр. 303.
ЗАСЕДАНИЕ КОНВЕНТА
28 декабря 1792 г.
Бюзо. Осудив Людовика как частное лицо, я должен еще рассмотреть предложение о передаче приговора на утверждение народа...
...Я основываю необходимость этого обращения к народу, рассматривая наши обязанности и положение, в котором мы находимся.
...Каков бы ни был наш приговор над Людовиком XVI, он может вызвать волнения и смуты. Будьте готовы к этому. Если поднимутся возражения против приговора, утвержденного народом, то они будут направлены уже не против вас, а против народного суверенитета; тогда все патриоты, все истинные республиканцы 84 департаментов окажут вам поддержку и защиту. Если же, па-оборот, это движение будет направлено против приведения приговора в исполнение после того, как вы откажетесь отдать его на утверждение народа, то какие доводы сможете вы привести в свою защиту?
Максимилиан Робеспьер. ...Граждане, я призываю вас помнить о высших интересах — интересах общественного спасения. Что заставляет вас заниматься вопросом о Людовике? Конечно, не жажда мести, недостойной нации, а необходимость упрочить свободу и общественное спокойствие посредством наказания тирана. Всякий способ суда над ним, всякое промедление нарушающее общественное спокойствие, явно противоречат вашей цели; лучше даже вовсе отказаться от мысли о наказании тирана, чем делать из суда над ним источник смут и гражданской войны. Каждая минута промедления рождает новую опасность; все отсрочки побуждают преступные надежды и поощряют врагов свободы.
...Теперь нам предлагают не что иное, как сделать этот процесс бесконечным...
...Итак, вы хотите собрать первичные собрания, чтобы они занялись, каждое в отдельности, судьбой прежнего короля; иными словами, вы хотите превратить все кантональные собрания, все городские секции в буйные арены, где будет идти борьба за или против Людовика, за или против королевской власти.
Можете ли вы гарантировать, что эти споры пройдут совершенно спокойно и останутся чуждыми всякому
опасному влиянию? Но тогда прежде всего гарантируйте мне, что дурные граждане, что «умеренные» — фельяны и «аристократы» не будут иметь туда никакого доступа; что ни один болтливый и коварный адвокат не попытается обмануть честных людей и не разжалобит участью тирана простых людей, неспособных предвидеть политические следствия роковой снисходительности или необдуманного решения.
...В этом пресловутом обращении к народу я вижу... лишь обращение ко всем тайным врагам равенства...
...Предложение передать дело Людовика Капета на рассмотрение первичных собраний влечет за собой гражданскую войну. Я требую, чтобы Национальный Конвент объявил Людовика виновным и достойным смерти.
«Новая история в документах и материалах», под ред. Н. М. Лукина и В. М. Да-лина, изд. 2, выи. I. [М.], Соцэкгнз, 1934, стр. 150—1,51.
ДЕКРЕТ ОБ ОБРАЗОВАНИИ КОМИТЕТА ОБЩЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОБЩЕСТВЕННОГО СПАСЕНИЯ
25 марта 1793 г.
Ст. 1. Комитет общей безопасности будет состоять из двадцати пяти членов. На его обязанности будет лежать подготовка и внесение на обсуждение всех законов и мероприятий, необходимых для внешней и внутренней защиты Республики.
Ст. 2. Комитет будет приглашать на свои заседания, по крайней мере два раза в неделю, министров, входящих в состав Временного Исполнительного совета.
Ст. 3. Исполнительный совет и каждый из министров в отдельности будут представлять Комитету все требуемые им разъяснения. Они будут представлять ему в течение недельного срока отчет о всех своих постановлениях общего характера.
Ст. 4. Комитет будет давать Конвенту еженедельный отчет о состоянии Республики и о всех своих могущих подлежать оглашению действиях.
Ст. 5. Комитет будет ежедневно назначать двух из своих членов для представления разъяснений о состоянии Республики, могущих потребоваться Конвенту.
Ст. 6. Комитет будет получать one очереди слово всякий раз, когда дело будет идти о принятом им докладе.
Ст. 7. Комитет будет печатать, поскольку это позволит время, проекты декретов, которые он будет представлять Конвенту.
«Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII—XIX вв.>. Сб. документов, под ред. П. Н. Галанзы. М., Госюрнздат, 1957, стр. 313.