Постановлении законодательного сокрания

8 сентября 1792 г.

Национальное собрание, принимая во внимание, чтов момент, когда все французы берутся за оружие для защиты свободы и равенства, все чувства должны слить­ся в единой любви к родине, а ненависть исчезнуть, —

постановляет, что оригиналы так называемых пети­ций, двадцати тысяч и восьми тысяч, а также и других подобных им петиций подлежат сожжению.

Национальное собрание приглашает всех граждан, у которых найдутся отпечатанные экземпляры этих пети­ций, уничтожить таковые и объявляет всех стремящихся сделать из них какое-либо употребление, врагами дол­женствующей отныне воцариться братской солидарности всех французов.

Там же, стр. 302.

ИЗ ПРОКЛАМАЦИИ ВРЕМЕННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО СОВЕТА О СВОБОДЕТОРГОВЛИ

31 октября 1792 г.

Граждане, проникнитесь хорошенько той великой истиной, что торговля может процветать только при не­ограниченной свободе.

...Если свобода торговли будет испытывать новые притеснения, то неизбежным следствием этого явится са­мый ужасный голод в тех областях, которые не произво­дят предметов питания; другие области будут также про­зябать в нищете; драгоценные и необходимые для земле­делия работы будут заброшены и поступление налога

станет невозможным, ибо отсутствие торговли иссушает все источники благосостояния и прогресса.

...Если же внутри Франции торговля остается свобод­ной, если торговцев не тревожат и не преследуют ни при закупках, ни при перевозках зерна, то, движимые своим собственным интересом, они поспешат направить это зерно в местности, где оно дорого вследствие его недо­статка; вскоре ввезенное ими зерно заставит там пони­зиться цены до более умеренного уровня. Тогда каждый, не опасаясь за свое существование, целиком займется своим промыслом и мирно будет пользоваться его пло­дами. Таковы результаты, которые неизбежно следуют за ограничением или за свободой торговли. В выборе между ними не может быть сомнений.

«Новая история В документах и мате­риалах», под ред. Н. М. Лукина и В. М. Да-лияа, изд. 2, вып. I. [М.], Соцэктиз, 1934, егр. 151.

ДЕКРЕТ НАЦИОНАЛЬНОГО КОНВЕНТА

8 декабря 1792 г.

Национальный Конвент, выслушав письма и предло­жение министра внутренних дел, обращенное одним из его членов в проект декрета, постановляет, что министру внутренних дел предоставляется право разослать по всем ведущим в Париж дорогам отряды жандармерии. Этим отрядам поручается арестовать всех лиц, препят­ствующих свободному продвижению продовольственных грузов, и, в случае захвата таковых на месте преступле­ния, немедленно препровождать их в Париж для преда­ния суду уголовного трибунала парижского департа­мента.

Национальный Конвент постановляет, что донос­чикам, в случае правильности их доноса, будет выдано вознаграждение, а лица, участвовавшие в преступ­лении, но донесшие о нем до их ареста, будут помило­ваны.

«Конституции и законодательные акты

буржуазных государств XVII—XIX вв.».

Сб. документов, под ред. П. Н. Галанзы.

М.. Госюрнздат, 1957, стр. 303.

ЗАСЕДАНИЕ КОНВЕНТА

28 декабря 1792 г.

Бюзо. Осудив Людовика как частное лицо, я должен еще рассмотреть предложение о передаче приговора на утверждение народа...

...Я основываю необходимость этого обращения к на­роду, рассматривая наши обязанности и положение, в котором мы находимся.

...Каков бы ни был наш приговор над Людовиком XVI, он может вызвать волнения и смуты. Будьте готовы к этому. Если поднимутся возражения против приговора, утвержденного народом, то они будут направлены уже не против вас, а против народного суверенитета; тогда все патриоты, все истинные республиканцы 84 департа­ментов окажут вам поддержку и защиту. Если же, па-оборот, это движение будет направлено против приве­дения приговора в исполнение после того, как вы отка­жетесь отдать его на утверждение народа, то какие доводы сможете вы привести в свою защиту?

Максимилиан Робеспьер. ...Граждане, я при­зываю вас помнить о высших интересах — интересах об­щественного спасения. Что заставляет вас заниматься вопросом о Людовике? Конечно, не жажда мести, не­достойной нации, а необходимость упрочить свободу и общественное спокойствие посредством наказания тира­на. Всякий способ суда над ним, всякое промедление нарушающее общественное спокойствие, явно противоре­чат вашей цели; лучше даже вовсе отказаться от мысли о наказании тирана, чем делать из суда над ним источ­ник смут и гражданской войны. Каждая минута промед­ления рождает новую опасность; все отсрочки побуж­дают преступные надежды и поощряют врагов свободы.

...Теперь нам предлагают не что иное, как сделать этот процесс бесконечным...

...Итак, вы хотите собрать первичные собрания, что­бы они занялись, каждое в отдельности, судьбой преж­него короля; иными словами, вы хотите превратить все кантональные собрания, все городские секции в буйные арены, где будет идти борьба за или против Людовика, за или против королевской власти.

Можете ли вы гарантировать, что эти споры пройдут совершенно спокойно и останутся чуждыми всякому

опасному влиянию? Но тогда прежде всего гарантируйте мне, что дурные граждане, что «умеренные» — фельяны и «аристократы» не будут иметь туда никакого доступа; что ни один болтливый и коварный адвокат не попы­тается обмануть честных людей и не разжалобит участью тирана простых людей, неспособных предвидеть полити­ческие следствия роковой снисходительности или необду­манного решения.

...В этом пресловутом обращении к народу я вижу... лишь обращение ко всем тайным врагам равенства...

...Предложение передать дело Людовика Капета на рассмотрение первичных собраний влечет за собой граж­данскую войну. Я требую, чтобы Национальный Конвент объявил Людовика виновным и достойным смерти.

«Новая история в документах и мате­риалах», под ред. Н. М. Лукина и В. М. Да-лина, изд. 2, выи. I. [М.], Соцэкгнз, 1934, стр. 150—1,51.

ДЕКРЕТ ОБ ОБРАЗОВАНИИ КОМИТЕТА ОБЩЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОБЩЕСТВЕННОГО СПАСЕНИЯ

25 марта 1793 г.

Ст. 1. Комитет общей безопасности будет состоять из двадцати пяти членов. На его обязанности будет лежать подготовка и внесение на обсуждение всех законов и мероприятий, необходимых для внешней и внутренней защиты Республики.

Ст. 2. Комитет будет приглашать на свои заседания, по крайней мере два раза в неделю, министров, входящих в состав Временного Исполнительного совета.

Ст. 3. Исполнительный совет и каждый из министров в отдельности будут представлять Комитету все требуе­мые им разъяснения. Они будут представлять ему в те­чение недельного срока отчет о всех своих постановле­ниях общего характера.

Ст. 4. Комитет будет давать Конвенту еженедельный отчет о состоянии Республики и о всех своих могущих подлежать оглашению действиях.

Ст. 5. Комитет будет ежедневно назначать двух из своих членов для представления разъяснений о состоянии Республики, могущих потребоваться Конвенту.

Ст. 6. Комитет будет получать one очереди слово всякий раз, когда дело будет идти о принятом им до­кладе.

Ст. 7. Комитет будет печатать, поскольку это позво­лит время, проекты декретов, которые он будет пред­ставлять Конвенту.

«Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII—XIX вв.>. Сб. документов, под ред. П. Н. Галанзы. М., Госюрнздат, 1957, стр. 313.

Наши рекомендации