Система административного права
Система административного права представляет собой внутреннее его строение, состоящее из последовательно расположенных взаимосвязанных компонентов правовых институтов.
Правовой институт — это совокупность (общность) административно-правовых норм, регулирующих относительно самостоятельную однородную группу управленческих общественных отношений. В правовом институте могут быть нормы одного или разных видов: обязывающие, запрещающие, уполномачивающие, рекомендательные, дефинитивные, содержащие комплекс аспектов правового регулирования определенной совокупности управленческих общественных отношений.
Нормы одних институтов обладают автономностью и не выходят за рамки административного права, другие — содержат нормы, характерные и для других отраслей права, т.е. являются смешанными институтами.
Административное право — это крупная и сложная отрасль права, поэтому она имеет и подотрасли права.Подотрасль права —это общность правовых норм, регламентирующих более широкий, чем правовой институт, специфический вид управленческих отношений. Подотрасль также состоит из институтов, определяющих ее содержание и характерные особенности.
Таким образом,система административного права — это совокупность находящихся в органической связи институтов, подотраслей, расположенных в определенной логической взаимосвязанной последовательности, образующая целостность и единство отрасли права.
Административное право, как и некоторые другие отрасли права (гражданское, уголовное), обычно делят на общую и особенную части. В общую часть включают нормы, регламентирующие основные принципы государственного управления, правовое положение субъектов административного права, формы и методы
управленческой деятельности, административный процесс, способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении. В особенную часть входят нормы, регулирующие организацию управления в той или иной отрасли или сфере1. Некоторые ученые делят нормы административного права на три части — общую, особенную и специальную2.
В российской научной литературе продолжается дискуссия о сущности и системе административного права3. Она в равной мере затрагивает и административное право Беларуси. Одним из дискуссионных вопросов остается вопрос о существовании общей и особенной частей административного права. В учебнике «Административное право Российской Федерации» отсутствуют рассматриваемые части4. Схожее деление и расположение институтов в учебнике «Административное право» под редакцией Ю.М. Козлова и Л.Л. Попова5. Правда, авторы последнего не отрицают существование норм (институтов) общего характера, определяющих правовой статус субъектов административного права, методы и формы управления, государственно-служебные отношения, административное принуждение, контроль и надзор, а также норм (институтов), регулирующих управленческие отношения в той или иной отрасли или сфере управления.
Ю.А. Тихомиров также предлагает отказаться от традиционного деления административного права на общую и особенную части .
Не отвергая в целом существования норм общего и специального характера, можно высказать мнение, что деление административного права на две части (общую и особенную) не совсем оправданно и целесообразно. При таком подходе, например,
[1] См.: Бахрах Д.Н. Административное право. С. 7; Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.П. Российское административное право. С. 19—20.
2 См.: Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Российское административное право. М., 1996. С. 32—53; Коренев А.П., Боготов Д.Ф. Административное право: Альбом схем. М., 1996.
3 См.: Старилов Ю.Н. О сущности и новой системе административного права. Некоторые итоги дискуссии // Государство и право. 2000. № 5. С. 12-21.
4 Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Ч. 1. М., 1995.
5 Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. С. 50.
6 См.: Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. М.; 1998. С. 71, 74-75, 78.
нормы Особенной части КоАП теряются и отрываются от норм его Общей части. Административно-деликтная подотрасль как целостное явление разрушается, как и административный процесс. Все это не способствует углубленному изучению норм указанных подотралей. Нормы Особенной части КоАП оказываются как бы второстепенными и не столь существенными. Более того, включение административно-процессуальных норм в Общую часть совершенно не оправдано и вряд ли разумно. Эти нормы, образуя подотрасль административного права, должны находиться в отдельной части, как и нормы, регулирующие вопросы ответственности по административному праву.
Не претендуя на бесспорность, можно разделить нормы административного нрава на четыре части. В первую часть включить институты:
1.определяющие правовой статус граждан в сфере государственного управления;
2.определяющие правовой статус государственных органов в сфере государственного управления;
3.определяющие правовой статус негосударственных организаций в сфере государственного управления;
4.определяющие правовой статус государственных служащих;
5.обеспечивающие контроль за субъектами административного права.
Во второй части объединить нормы, регулирующие ответственность по административному праву.
В третьей части расположить нормы административного процесса.
В четвертую часть включить нормы, определяющие административно-правовые основы управления экономикой, социально-культурной, административно-политической и иными сферами. Конечно, возможно, более правильным было бы нормы, входящие во вторую и третью части, разместить за нормами, входящими в четвертую часть.
Каждая часть состоит из соответствующих правовых институтов.