Характеристика основ конституционного строя.
3.1 человек, его права и свободы как высшая ценность.
В настоящее время на конституционном уровне закреплено положение об ответственности государства перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. В свою очередь гражданин ответственен перед государством за исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией. Таким образом, существует взаимная ответственность государства и человека.
Образ жизни определяет сам гражданин, который решает, какую ему приобрести профессию, к чему стремиться, как строить свою личную жизнь и т.д. Государство обязано лишь создавать условия для свободного и достойного развития личности, которыми вправе (но не обязан) воспользоваться каждый гражданин. Если человек по объективным причинам (возраст, пол, инвалидность и др.) не в состоянии наравне с другими лицами конкурировать на рынке труда, то государство путем предоставления дополнительных гарантий и преимуществ стремится сгладить эти проблемы.
Человек, его права, свободы и гарантии их реализации рассматриваются в качестве высшей ценности и цели государства не только тогда, когда он выступает в личном качестве.
Не следует гипертрофировать права и свободы отдельного человека. Необходим оптимальный баланс интересов человека и общества. В этих целях Конституция позволяет ограничивать права и свободы, когда это диктуется потребностями развития демократического государства.
3.2.Демократическое государство.
В соответствии с Конституцией РБ – демократическое государство. Демократическим считается такое государство, в котором обеспечивается народовластие, политический плюрализм (многообразие взглядов, мнений, политических партий), внедрен принцип разделения властей, существует местное самоуправление. В таком государстве развиваются все формы собственности, создаются равные условия для их развития.
Демократия характеризуется многообразием политических институтов, идеологий, мнений.
Демократия – власть народа – предполагает учет мнения меньшинства.
Политические партии, общественные объединения, действуя в рамках Конституции и законов, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах. Они имеют право пользоваться государственными средствами массовой информации. Запрещается создание и деятельность политических партий имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой борьбы.
Партии и другие общественные объединения являются важнейшим элементом политической системы. Они активно участвуют в политической жизни страны. Они придерживаются определенной идеологии, но идеология какой-либо партии не может быть возведена в ранг государственной, т.е. обязательной для всех.
Более многочисленными и разнообразными по видам являются общественные объединения граждан (союзы, ассоциации, благотворительные фонды и т.п.). Они, в отличие от партий, не ставят политические цели в качестве основы своей деятельности.
Порядок организации и деятельности партий, других общественных объединений определяется законодательством – законами «О политических партиях», «Об общественных объединения» и др.
3.3.Правовое государство.
В ст.1 Конституции РБ указано, что Республика Беларусь – правовое государство. Речь идет не о констатации факта, а о процессе становления его, переходе от одного этапа к другому.
Правовое государство – это государство, которое во свей своей деятельности подчиняется праву и главной целью ставит обеспечение прав и свобод человека. Правовым государством называется тогда, когда не только его конституционные положения, но и реальная действительность характеризируется следующими чертами:
1.признание прав и свобод человека;
1. верховенство права;
2. разделение властей.
Одним из существенных проявлений правового государства является уровень обеспеченности основных прав и свобод человека и гражданина. В правовом государстве права человека и гражданина рассматриваются в качестве высшей ценности.
В правовом государстве обеспечивается равенство всех перед законом и судом. Недопустима какая-либо дискриминация по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, месту жительства, убеждений и других обязательств.
Для правового государства характерна свобода личности: дозволено все, что не запрещено законом.
Господство права означает также связанность государства и его органов правовыми нормами, что, в свою очередь, означает предсказуемость его действий. Принятым нормам должны подчиняться все органы, в том числе и, которые издали эти нормы.
Отличительным признаком правового государства является разделение власти, внедрение оптимальной системы сдержек и противовесов, которые обеспечивают эффективную работу государственно-правового механизма, позволяют удерживать ветви единой государственной власти во взаимодействии и взаимном сдерживании.
3.4.Социальное государство.
Основное различие социального и социалистического государства состоит в политическом плюрализме, многообразии форм собственности, значительной свободе личности в условиях социального государства.
Признаки социального государства:
1. Оно ответственно за существование общества;
2. В нем индивид несет обязанности перед иными лицами и обществом в целом;
3. Это такое государство, которое помогает человеку, обеспечивает его достойное существование.
Достойное развитие личности возможно, когда государство уделяет внимание таким важнейшим социально-экономическим правам, как право на труд, на образование, на охрану здоровья, на безопасный труд и др.
Социальное государство служит обществу и стремится свести к минимуму общественные различия, создает такие условия, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека.
В разделе 11 Конституции РБ дается расшифровка обязанностей государства:
4. охрана труда и здоровья людей;
5. установление гарантированного минимального размера оплаты труда;
6. обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
7. развитие системы социальных служб;
8. установление государственных пенсий, пособий;
9. иные гарантии социальной защиты.
3.5.Унитарное государство.
С точки зрения формы государственного устройства Республика Беларусь является унитарным государством, т.е. государством, не имеющим, в отличие от федерации, в своей внутренней структуре других государств.
В унитарном государстве действует одна Конституция, единая система законодательства и судебной организации, единое гражданство, один законодательный орган, который может быть как однопалатным, так и двухпалатным.
Унитарное государство имеет административно-территориальное деление.
3.6 Светское государство.
Светским можно считать такое государство, в котором никакая религия не устанавливается в качестве обязательной и где обеспечивается свобода вероисповедания.
Для светского государства характерно невмешательство государства в дела религиозных организаций и последних в дела государства. Отношения между ними регулируются законом. В Конституции РБ 1994 г. отсутствует положение об отделении церкви от государства, как и не подчеркивается специально, что наше государство является светским.
Согласно ст.16 Конституции религии и вероисповедания равны перед законом. Запрещается деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенитета РБ, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственными, общественных, семейных обязанностей или наносят вред их здоровью и нравственности.
Согласно Конституции идеология религиозных объединений не может устанавливаться в качестве обязательной.
Особенности светского государства:
10. принадлежность к той или иной религии не влияет на статус человека, занятие им той или иной должности в государстве;
11. государство не контролирует отношения граждан к религии;
12. государство не вмешивается в деятельность церкви, за исключением, когда религиозными организациями нарушается законодательство;
13. религиозные организации не вправе осуществлять юридические функции (например, регистрировать заключение или расторжение брака);
14. религиозные организации не вмешиваются в деятельность государственных и политических организаций.
Государства, где религии придан статус государственной и она имеет привилегированное положение, получили названия клерикальные.
Государства, где государственная власть принадлежит церкви называются теократическими.
В атеистических государствах провозглашается отделение церкви от государства, религиозные организации и священнослужители преследуются властями.
3.7.Принцип разделения властей.
Принятая 15 марта 1994 г. Конституция РБ закрепила принцип разделения властей.
Единственным источником власти, согласно Конституции, является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно или через представительные органы в формах и пределах, установленных Конституцией.
В ст.6 Конституции закреплено, что государственная власть основывается на разделении ее на законодательную, исполнительную, судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.
Согласно ст.90 Конституции Парламент является представительным и законодательным органом. Парламент имеет право осуществления контроля за исполнительной властью. Это может быть реализовано в различных формах (вотум недоверия, депутатский запрос, вопросы к членам Правительства на сессии и др.).
Взаимодействие властей – Президента и Совета Республики – определяется при решении вопроса о введении чрезвычайного положения.
3.8.приоритет общепризнанных принципов международного права.
Это положение закреплено в ст.8 Конституции РБ. При этом не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции. Признание приоритета общепризнанных принципов международного права означает определение вектора развития всей правовой системы. Общепризнанные принципы не сформулированы в едином международном акте. Норма, запрещающая заключать международные договоры, противоречащие Конституции, является гарантией государственного суверенитета Беларуси.
Характеристика основ конституционного строя.