Конституционный принцип народовластия в рф .
Этот принцип связан с народ суверенитетом.
Суверенитет—это свойство коллективного субъекта политики и конс-го права. Индивидуальные личности суверенитетом не обладают. Причины отождествление этих категорий:
1) в нашей традиции не было прочной юр базы народовластия.
2) В период перестройки пал профес уровень юристов
Суверенитет—это свойство связанное с выработкой коллективной воли и реализации оной. У индивида коллективн воли быть не может.
Субъект суверенитета:
1) выражает единую волю
2) верховен в выражении своей воли
3) независим в выражении своей воли.
Субъектами суверенитета является
А) народ
Б) гос-во
В) этнич общ-ть.
Соц и проф сообщества не имеют постоянного состава и переход из одной группы в другую.
У кол-го субъекта гос-ва суверенитет неотъемлемое кач-во, без кот оно не существует. У народа это качество факультативно т.к. народ сложился исторически раньше гос-ва.
Субъектами народ суверенитета является народ гос-ва. Под народ гос-ва понимается совокупность граж-н гос-ва обладающих актив избирател правом или избирател корпус
Объектом народного суверенитета является осуществление полит власти народа. Это возможно т.к. народ РФ представляет собой политико-правовую личность, кот выражает единую властную волю в кот верховно и не зависимо
59. Власть народом осуществляется в следующих сферах:
1) политическая—создание полит условий для удовлетворения народа
2) экономич—создание экономич условий для удовлетворения народа
3) социальной—создание, отвечающей интересам народа структуры об-ва и система соц поддержки разных слоев населения.
4) Культурн—создание интересов по развитии кул-ры, системы языка
5) Экологическая-народу должно быть обеспечен чистый воздух, вода, незагрязненная природа и т.д.
-предокранить данный народ гос-ва от кул-ой агрессии.
Уровни реализации народного суверенитета
1) общегосуд-й, суверенитет реализуется на уровне всего народа гос-ва
2) региональный, суверенитет реализуется в пределах части гос-ва ( субъектом
выступает констит правов населения этого региона)
3) местный (муниципальн) субъект—обладающ констит правосубъект-тью население обособленной муниципальной единицы.
4) В ряде случаях говорят о экстерриториальной реализации народ суверенитета (без привязки к конкрет территории).
Формы реализации:
-прямые, когда воля народа сразу приобретает юрид значимые значения, и это решение не требует дублирования властными субъектами, а если дублирование допускается. То оно не должно противоречить принятому решению.
-представительные -воплощение интересов и воли народа в деятельности выборных органов гос власти и местного самоуправления (узкий подход)
-деятельность выборных органов
-через все элементы полит системы как публичных так и не публичных (широкое).
60 -64. Прямые формы народовластия.
Эти формы являются составной частью прямых форм выражения мнений народа, к кот относятся не только те формы решения кот обладают обязаельн хар-ром, но и факультативн формы.
Референдум—непосредственное голосование избирательного корпуса по вопросам вынесенных на повестку дня.
Выборы—непосредственное голосование за кандидатов в выборные органы.
Референдум и выборы отличаются предметом. Так так на референдум выносится НПА, на выборы выносится индивидуальный акт.
Плебисцит—это разновидность референдума. Определ в законе нет. На практике
1) консультативный референдум т.е. требует дублирование органом законодател власти, но решение не должно перечить данному референдума.
2) Отзыв кандидата
3) Собрание избирателей по месту жительства, а так же другие прямые формы предусмотренные законодательством.
От форм народовластия следует отличать.
А) народное обсуждение. Население высказывает мнения по конкретному законопроекту, кот передается в органы принимающ данный законопроект. Эти органы могут учесть это мнение или нет.
Б) народная норматворческая инициатива, когда проект вносится непосредственно избирателями, кот обеспечили социал базу данного проекта собрав определ кол-во подписей ( у нас практически нет ).
Есть косвенная разновидность:
Референдум (любой) т.к. надо разработать и представит проект, для чего нужна инициативная группа.
В) публично массовые мероприятии
Митинг и собрание. По составу участников: собрания персонально определены, поэтому решения собрания имеют обязательную силу для тех, кто в нем участвует (его даже можно считать формой прямого народовластия в конкретной местности). Митинг не имеет обязательности решения. Это только способ привлечения внимания к какой-либо проблеме.
Демонстрации и уличные шествия. Это передвигающиеся группы людей по заранее определенному маршруту. При демонстрации используются формы активной и пассивной агитации (плакаты, звуковое сопровождение). Уличное шествие это прелюдия к митингу, оно имеет цель привлечь внимание к митингу или иной манифестации.
Пикет. То, что в РФ называется пикетом - на Западе называется статической демонстрацией. За рубежом пикет, это группа людей предназначенная для охраны порядка при проведении забастовок и манифестаций. Пикет должен передвигаться, иначе он превращается в статическую демонстрацию.
Петиция это коллективное обращение граждан по какому-либо вопросу в органы власти, для петиций минимум подписей не установлен.