Понятие и признаки конституции.
Конституция (лат)—устройство чего бы то ни было.
Применяется как:
1) конституция об-ва—социал структура об-ва, соотношение социал сил об-ва.
2) Конституция гос-ва—взаимосвязанная совокупность публичных институтов, предназначенная для управления делами об-ва, в границах данного гос-ва, в соответствии с интересами существующих в нем соотношение социал-полит сил (фактич конституция).
Иногда эту совокупность называют гос строй, системрй самоуправления, полит системой. Эти термины юр не точны. В британ праве это называет фактич конституцией.
Юрид конс-ия:
1) норматив определ фактич констит-ии
2) совокупность юр норм кот закрепляют, регулируют и защищают отношения фактич кон-ией
Юр кон-ия это нормы права, кот регулируютгос и общ-ый строй. Эти нормы могут иметь разную форму выражения и различ статус. Совершенно не обязательно, чтобы юр конс-ия обладала высшей юр силой. Долгое время юр кон-ия существовала в том же статусе, что и другие отраслевые законы. Хотя идея повышен статуса конст появилась еще в древности (Гераклит, Платон). Но 1-ые законы, кот обладали повыш юр силой, были законы о градостроительстве. В 15-16вв появились первые попытки сделать актыюр кон-ии повышенной юр силы. И объединить самые важные нормы в один документ. Так появилась кон-ия, кот был предан статус высшей юр силы. Сводить все многообразие юр кон-ии к одному основному законунельзя.
Конституция—основной закон
1) обладает высшей юр силой
2) служит базой для другого закон-ва
высшая юр сила—это тогда, когда все остальные нормы соответствуют кон-ии, и она обладает приоритетом над ними.
Базой служит для основания появлений новых отраслей права
Конституция—это акт прямого действия.
Прямое действие конст-ии (ст 18 кон РФ) т к определ смысл законодат-ва, деят-ть органов власти исполнительной и судебной и т.д. по Симонову это реальное действие . а прямое действие это такое действие конституц норм, при кот между нормой и обществен отношениями не существует никаких промежуточных норм. Есть такие нормы, кот прямо действовать и не должны:
-- права человека
-- нормы активных обязанностей
Тк права это такие меры возможного поведения, кот реализуются в конкрет отношениях. А актив обяз-ти такие меры возможного поведения, кот реализуются в конкрет правоотношениях.
-- норм кот реализуются путем применения
Везде где есть процедура реализации, там прямое действие конституц не возможно.
Нормы, кот действуют прямо:
-- нормы о свободах. Такие нормы поведения кот реализуются вне конкрет правоотнош. Не требуют процедуры.
-- нормы о пассивных обязанностях ( о запретах)
-- нормы, кот определ структуру органов гос власти и перечень их полномочий.
Т.е. те, кот не требуют процедуры. Не забывать о принципе прямого и опосредованного действия кон-ии. Принцип реал-ти кон-ии.
Сущность конституции.
То чью волю выражают нормы конст-ии.
Народный интерес выглядит так: в об-ве много групп, у каждой группы свой интерес. Эти интересы можно представить как общий суммарный вектор, кот будет интересом всего об-ва.
Марксисты полагают, что волей закона является воля правящего класса, что составляет сущность конституции ( в идеале). На практике бывает так что, интересы правящей элиты идет в разрез с остальным об-вом. Сущность нормы—воля людей, кот осуществляют гос власть, но они должны быть поддержаны об-вом. Сущность кон-ии—это воплощение в юр норме интересы правящей полит. силы и не противоречащие им интересы других слоев об-ва.
Юр кон-ия—совокупность норм регулирующее фактич кони.
Юр. Кон-ия:
1) писанная, кот существует в форме писанного документа.
2) Комбинированная, кот существует частично в писанных документах, частично в обычаях ( Великобритания)
3) Неписанная, кот не имеет в своей структуре ни одного документального документа (таких нет)
Писанные конституции бывают
1) кодифицированными, кот существуют в виде одного единого документа
2) некодифицированные, кот состоят из нескольких актов:
а)из НПА
б) из НПА и договоров
в) Кон-ии, кот содержат в себе судебн прецеденты
По юр силе писанные кон-ии бывают:
1) кон-ии с обычной юр силой, кот имеют одинаковую силу с ФЗ и принимаются/изменяются, как и прочие ФЗ
2) кон-ии, обладающие высшей юр силой. Чаще всего они кодифицированы.
По способы принятие все кон-ии делятся на:
1) гибкие, кот принимаются так же как и обычные законы, чаще всего парламентом
2) жесткие, кот принимаются/изменяются в особом порядке. Они могут принимаются/изменяются:
а) парламентом при квалифицированном большинстве
б)принимаются иными способами (референдум)
в) при помощи специального образованного органа ( констит собрание)
3)комбинированная способ –часть принимается на референдуме, часть-парламентом.
Наша кон-ия комбинированная. Главы с 1-9 не могут изменяться парламентским путем. Если парламентсочтет необходимым их изменить, то созывается констит собрание, кот разрабатывает проект новой кон-ии или оставляет старую без изменений. Проект новой кон-ии выносится на референдум либо утверждается этим собранием. Остальные главы изменяются ФКЗ и одобряются 2/3 субъектов РФ. Особая процедура принятия у ст 65. если вносятся изменения в ч1 ст65, то субъект РФ вносит изменения в свою кон-ию или устав (название субъекта) и отсылает это президенту, издает указ. Если вносятся поправки в ч2 ст 65 то изменея вносятся как ФЗ о принятие нов субъекта РФ.
По полит режиму кон-ии бывают
1) демократ
2) авторит
3) либеральные и тд
по степени соответствия юр кон-ии к фактич кон-ии
1) реальные, такие юр кон-ии, кот соответствуют фактич кон-ии
2) фиктивные, такие юр кон-ии, кот не соответс фактич кон-ии
по моральным критериям
1) справедливые (правовые), кот соответст общепризнанным нормам морали на данный момент
2) несправедливые (наоборот)
в зависимости от гос устройства
1) кон-ии унитар гос-в
2) кон-ии федер гос-в
3) кон-ии субъектов фед-ии
4) кон-ии законод автономий
Реализация конституционных норм.
Кон-ые нормы реализуются так же как и остальные нормы права. Нормы кон-ии закрепляющие меры возможного поведения реализуются путем использования.
Нормы закрепл актив обязанности реализуются путем исполнения.
Нормы закрепляющие запреты путем исполнения.
Нормы посвященные защите прав субъекта реализуются специал субъектом. Они составляют круг его полномочий. Другими субъектам эти нормы реализовываться не могут. По применению констит нормы составляется правопримин акт. В ряде случаев такой акт может знаменовать собой принятие закона. В ряде случаях статьи реализация кон норм применяется толкованием
1) это толкование для других и уяснения для себя содержание констит статей.
В идеале, когда толкуешь кон-ию не изменяешь объем статей. Другой случай, когда расширяется/сужается объем статьи при толковании ( как у нас)
Охрана и защита конституции.
Охрана кон-ии—это деят-ть уполномоченных органов, по применению предусмотрен законом мер направленных на недопущение нарушений кон-ии, на отражение посягательств на кон-ию, устранений последствий атак на кон-ию.
Защита – элемент охраны кон-ии, связанный с отражением атак на кон-ию.
В зависимости от субъекта:
1) на широком уровне—всеобщая охрана и защита кон-ии, т е каждый участник госуд правов отношений следит за тем что бы не нарушать кон-ию
2) субподчинености. Руководитель следит за подчиненными, что бы те не нарушали кон-ию
3) общеправоохранительный (специальн). Защита и охрана кон-ии осуществляется правоохран органами.
4) специфический (исключит). Охрана осуществляется специал созданными для этой цели органами. Они могут быть судебными/квазисудебными. Судеб органы—либо специал констит суды, либо констит депортаменты в высших судах. Квазисудебные—органы констит надзора
По содержанию деятельности охрану кон-ии
-констит контроль предполагает, что контролир орган может вмешиваться в подконтрольн зону.
-надзор. Надзорн орган не в праве вмешиваться в надзор орган
По времени
-первинтивная (временная)
-непосредственная охрана
-ретроспективная (последующая)
Этапы развития кон-ии РФ.
1) закончился 10 июля 1918 некодифицирован кон-ии Рос.
2) 1918—по сей день кодифицированный этап конституции России.
10 июля 1918—1-ая кон-ия России как высший юр закон.
В зависимости от социал сущностиполит власти 2-й этап можно поделить на:
1) сер 18-36г диктатура пролетариата
2)1936-1977г период гос-ва трудящихся
3)1977-1993 период общенародного гос-ва
4) 1993-… период демократич реформ либерально-демократич гос-ти в России.
Кон-ия 1918 г. Оставила не однозначный след в истории
Кон-ия 1936/37 ликвидировала диктатуру пролетариата. Уравняли в правах рабочих и крес-н. отменила систему съездов советов. Прописали права и свободы..
Конс-ия 77 СССР и 1978 РСФСР критиковали за положения развитого социализма, руководящую роль КПСС и т.д. руководящая роль партии признак фашисткого гос-ва
Ст 6 кон-ии говорила, что КПСС является ядром полит системы и руковод направляющей силой об-ва. Правящая партия всегда является руководящей направляющей. Но ядром никогда не является. Таким ядром является гос-во. Кон-ия утверждала гос-ую общенародную собст-ть, что являлось нарушением граж-го права. У гос-ной и общенарод соб-ти разные собственники. Гос соб-ть, кот владеет/пользуется гос-во; общая соб-ть, кот владеет все население страны ( может на долях и т.д.).сформировались разные производительные силы ( ручной труд). Кон-ия утверждала, что в СССР сформировался один народ. Это было не наэтнич основе, а на единстве территории, единстве полит власти, един эконом системы и граж-ва т.е социал-полит об-ть