Тема 3. Основы конституционного строя России.
Практическое занятие – 2 часа
План
1. Понятие и соотношение общественного строя и конституционного строя. Основы конституционного строя России.
2. Россия как правовое государство.
3. Конституционно–правовое закрепление основ гражданского общества.
4. Содержание принципов конституционного строя.
Темы рефератов
1. Многопартийность в России.
2. Отношения собственности в современной России.
3. Общепризнанные принципы и нормы международного права как часть правовой системы России.
Методические рекомендации
В первом вопросе следует определиться с категориями «конституционный строй» и «общественный строй». Рассмотреть понятие основ конституционного строя России и его структуру. Для лучшего усвоения материала, рекомендуется составить сравнительную таблицу двух категорий «конституционный строй» и «общественный строй» по их признакам.
Во втором вопросе необходимо рассмотреть признаки правового государства относительно России, а так же проблемы его становления.
В третьем вопросе необходимо более подробно остановиться на понятии «гражданского общества» и его конституционного закрепления, рассмотреть понятие гражданского общества, его институты и их конституционное закрепление. Таких как:
конституционное регулирование экономических основ гражданского общества;
конституционное регулирование социальных основ гражданского общества;
конституционные основы организации и деятельности общественных объединений;
конституционные основы взаимоотношений личности и государства.
Обращение к четвертому вопросу имеем целью раскрыть содержание принципов конституционного строя Российской Федерации. Таких как:
Народовластие.
Политический и идеологический плюрализм.
Разделение властей.
Федерализм.
Многообразие форм собственности.
Социальное государство.
Светское государство.
Приоритет норм международного права.
Высшая юридическая сила и прямое действие конституции.
Практическое задание
1. В рабочих тетрадях составьте схему:
- «Основы конституционного строя России»;
- «Принципы конституционного строя России»;
2. Составьте кроссворд по теме «Принципы конституционного строя России», используя 10 ключевых слов.
3. В рабочих тетрадях выполните предложенный преподавателем тест.
Используемая литература: [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 14, 29, 35, 36, 37, 90].
Тема 4. Гражданство Российской Федерации.
Семинарское занятие – 2 часа
План
1. Понятие гражданства и его правовое регулирование, принципы российского гражданства.
2. Основания приобретения и прекращения гражданства России.
3. Органы, решающие вопросы, связанные с гражданством.
4. Правовое положение беженцев, вынужденных переселенцев в России.
Темы рефератов
1. Полномочия органов внутренних дел по вопросам гражданства.
2. Развитие принципов гражданства в отечественном законодательстве.
Методические рекомендации
Подготовка к занятию по данному вопросу должна начинаться с изучения положений Конституции РФ ст. 6, 62, 63 п. 6, 71. А также специальных актов: Федеральный закон «О Гражданстве РФ» от 31.05.02г. с изменениями от 11.11.03г.
Обучаемые при рассмотрении вопроса о гражданстве должны умело оперировать следующими категориями: гражданство, двойное гражданство, подданство, юридический и длящийся характер гражданства, защита и покровительство РФ своих граждан, находящихся за рубежом. Определять сущность политико–правовых связей человека и государства и знать принципы российского гражданства. Для более глубокого усвоения темы предлагается рассмотреть вопрос о становлении и развитии института гражданства (подданства) в Российской империи, СССР и в современной России.
В рамках второго вопроса обучаемый должен знать основания приобретения гражданства РФ гл.2 (Федеральный закон «О Гражданстве»), а также прекращения гражданства РФ гл.3 (Федеральный закон «О Гражданстве»). Необходимо обращать внимание на особенности процедуры приобретения и прекращения гражданства детей и недееспособных, а так же гражданству осужденных к различным видам уголовных наказаний.
В третьем вопросе необходимо также обратить внимание на органы, ведающие вопросами гражданства, а РФ, а именно: Президент РФ, Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ, Министерство внутренних дел, Министерство иностранных дел, дипломатические и консульские учреждения, как осуществляется производство по вопросам гражданства РФ.
Практическое задание – 2 часа
1. Начертите следующие схемы:
– основания приобретения гражданства России;
– основания прекращения гражданства России;
– система государственных органов, ведающих делами о гражданстве.
2. Проанализируйте следующие ситуации и предложите свои решения по ним:
№ 1 Определите гражданство ребенка: 1) если один из родителей – гражданин РФ, другой – иностранный гражданин, ребенок родился на территории РФ, соглашение отсутствует; 2) если оба родителя – граждане иностранного государства, а ребенок родился на территории РФ; 3) если один из родителей – гражданин РФ, другой – иностранный гражданин, а ребенок родился на территории третьего государства. Определите принципы, на которых основано ваше решение.
№ 2 22–летняя Н., гражданка Мексики по рождению, решила выехать на постоянное местожительство в Россию и принять российское гражданство. Там живут ее бабушка, и дедушка по матери, умершей в 2001 году и сохранившей на протяжении всей своей жизни гражданство России.
Куда следует обратиться Н. с соответствующим заявлением? По какому основанию Н. приобретает гражданство?
№ 3 О. развелась с мужем и решила выехать из России. Она подала заявление о выходе из гражданства России и потребовала одновременного решения о выходе из гражданства ее 3–летнего сына. Как должны поступить полномочные органы?
№ 4 Б., иностранный гражданин, в период обучения в одном из высших учебных заведений России совершил преступление и был осужден. Отбывая наказание в исправительной колонии общего режима, он написал заявление на имя Президента России с просьбой о принятии им гражданства Российской Федерации.
Будет ли удовлетворено его ходатайство?
№ 5 Семья В. – муж, жена и трое их детей в возрасте 10, 15 и 19 лет – решили покинуть Казахстан, переехать на постоянное местожительство в Россию и принять российское гражданство.
В какой орган они должны обратиться? Будет ли удовлетворено их ходатайство? Как будет решаться вопрос о гражданстве детей?
№ 6. Н., вступив в брак с гражданкой Италии и приняв решение о переезде на постоянное местожительство в Италию, обратился в органы внутренних дел с заявлением о прекращения гражданства РФ. В этом ему было отказано на том основании, что он имеет судимость; кроме того, имея от первого брака несовершеннолетнего сына, он должен выплачивать алименты на его содержание. Правомочен ли отказ?
№ 8. Супруги К., 1941 года рождения, в 1978 г. были высланы за пределы СССР и лишены гражданства СССР. На момент высылки и лишения гражданства проживали постоянно в гор. Москве. Определите, являются ли они в настоящее время гражданами РФ.
Будет ли являться гражданином РФ их ребенок, родившийся в 1986 году?
Используемая литература: [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 14, 29, 40, 45, 49, 64, 67, 72, 76].