Тема 1. Конституционное право – ведущая отрасль российской правовой системы.
Семинарское занятие – 2 часа
План
1. Предмет и понятие конституционного права как отрасли права.
2. Нормы конституционного права: особенности, виды.
3. Конституционно–правовые отношения: понятие, особенности, структура, виды. Юридические факты.
4. Функции, источники и система конституционного права.
Темы рефератов
1. Соотношение конституционного права с другими отраслями права.
2. Международный договор как источник конституционного права.
Методические рекомендации
При раскрытии первого вопроса обучаемые должны дать понятие предмета отрасли конституционного права РФ и система конституционного права. При подготовке к семинарскому занятию нужно учитывать различные подходы к определению предмета отрасли конституционного права РФ, для чего необходимо изучить монографию О.Е. Кутафина Предмет конституционного права. М.: Юристъ, 2001. Необходимо показать место конституционного права РФ в системе российского права. Соотношение конституционного права с другими отраслями права, в том числе с международным правом. Основные тенденции в развитии конституционного права России.
Во втором вопросе изучают понятие «конституционно–правовая норма», «конституционно–правовой институт». Нужно знать особенности конституционно–правовых норм их виды (классификацию), механизм реализации. Кроме того, обучаемые должны знать классификацию конституционно–правовых институтов. Пояснить какую ответственность несут субъекты за нарушение норм конституционного права.
В третьем вопросе обучаемые должны обратить внимание на конституционно–правовые отношения: понятие, особенности, структура, виды. Юридические факты. Конституционно–правовое регулирование.
Что касается конституционно–правовых отношений то нужно учитывать то, что конституционное право РФ является отраслью первоначального правового учредительства – ведущей отраслью, закрепляя основы нашего конституционного строя и всей правовой системы. Поэтому рассматривая метод отрасли конституционного права РФ обучаемым надо показать роль конституционного регулирования и его продолжение (развитие) в нормах соответствующих отраслей права. Сначала на конкретных примерах следует показать, как выполняет конституционное право функцию общего нормирования (регулирования) и как далее его положения развиваются в нормах различных отраслей права.
В четвертом вопросе нужно рассмотреть функции конституционного права, их классификацию. Рассматривая источники конституционного права РФ следует особое внимание обратить на вопрос об уровнях источников конституционного права:
федеральные акты;
правотворчество субъектов РФ, особенно роль конституций и уставов субъектов РФ;
нормативные акты местного самоуправления;
особую роль международно–правовых документов, как источников конституционного права.
следует обосновать теоретически и на примерах, что источниками могут быть решения Конституционного Суда РФ.
Следует исходить из того, что конституционное право РФ является единым и не подразделяется на системы права отдельных субъектов РФ является единым и не подразделяется на системы права отдельных субъектов РФ и тем более муниципальных образований.
Практическое занятие – 2 часа
Письменно выполните следующие задания:
1. Начертите схемы:
– система конституционного права России;
– виды норм конституционного права;
– объекты конституционно–правовых отношений;
– субъекты конституционно–правовых отношений.
2. В Конституции Российской Федерации найдите следующие нормы:
– управомочивающие; обязывающие; запрещающие;
– нормы–принципы; нормы–декларации нормы–дефиниции;
– императивные; диспозитивные;
– регулятивные; охранительные;
– материальные, процессуальные.
Определите структуру 3–4 норм.
3. Выписать перечень вопросов, по которым Конституция РФ предусматривает принятие федеральных конституционных законов. (см. ч.2 ст.56; ч.2 ст.65; ч.5 ст. 66; ч.1 ст. 70; п. «в» ст. 84; ч.3 ст. 87; ст.88; п. «д» ч. 1 ст. 103; ч. 2 ст.114; ч.3 ст. 118; ч. 3 ст. 128; ч. 2 ст. 135; ч. 1 и 2 ст. 137). Необходимо выяснить и отметить, какие из федеральных конституционных законов еще не приняты.
Используемая литература: [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 14, 29].
Тема 2. Конституция как основной источник конституционного права.
Семинарское занятие – 2 часа
План
1. Понятие и сущность конституции.
2. Виды и свойства конституций.
3. Конституционная реформа в России: понятие, этапы, содержание.
4. Общая характеристика Конституции 1993 года.
Темы рефератов
1. Конституция РСФСР 1978 г. и Конституция РФ 1993 г.: сравнительный анализ.
2. Парламентский и президентский проекты Конституции России: сравнительный анализ.
3. Конституция РСФСР 1918 г.
Методические рекомендации
В первом вопросе раскрыть понятие конституции, показать ее сущность, необходимо рассмотреть предмет конституционного регулирования.
Во втором вопросе подробно остановиться на юридических свойствах конституции. Необходимо показать те отличительные признаки, которые выделяют конституцию среди остальных нормативно–правовых документов, в частности необходимо обратить внимание на верховенство конституции, прямое действие конституции, ее высшей юридической силе, то есть рассмотреть конституцию РФ как фундамент законодательства РФ. Обратить внимание на основные функции конституций и систему конституционного законодательства.
Далее обучаемые должны рассмотреть виды конституций дать их классификацию, например по форме конституции. Особое внимание уделить структуре конституций, языку и стилю изложения.
В третьем вопросе нужно рассмотреть историю развития идей конституционализма в России до 1917 г. Конституцию РСФСР 1918 г., Конституцию СССР 1924 г., Конституцию РСФСР 1925 г., Конституцию СССР 1936 г., Конституцию РСФСР 1937 г., Конституцию СССР 1977 г. и Конституцию РСФСР 1978 г.: основные черты и особенности. Понятие конституционной реформы. Основные этапы и причины конституционной реформы в России.
Кроме того, нельзя упускать из вида порядок принятия, изменения, отмены конституции, обращая внимание на ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ», а так же действие Конституции РФ и ее правовую охрану. Будет полезным на семинарском занятии остановиться на общей проблеме порядка принятия новой Конституции РФ, которая не утратила актуальности.
В заключение семинарского занятия необходимо четко представлять общую характеристику содержания Конституции РФ 1993 г. как она разрабатывалась, принималась, какова ее структура и перспективы конституционного развития России. В чем существенную помощь может оказать книга С.А. Авакьяна «Конституция России: природа, эволюция и современность» (1–е изд. М.: 1997.; 2–е изд. М.: 2000).
Нужно обратить внимание на то, что разработка новой Конституции России началась в 1990 г. и совпала с началом работы 1–го Съезда народных депутатов РСФСР. На этом съезде была образована 12 июня 1990 г. Конституционная комиссия из 102 депутатов во главе с Председателем Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельциным, которая уже к осени разработала проект первого варианта Конституции, который постоянно перерабатывался и дополнялся в процессе обсуждения. В частности постановлением от 18 апреля 1992 года Съезд одобрил общую концепцию конституционных реформ в России. Ситуация существенно меняется в 1993 г., когда между Президентом и Парламентом возникает конфликт в результате конституционного кризиса, происходит ускорение конституционных реформ, итогом которых становится голосование на референдуме 12 декабря 1993 г. за проект Конституции РФ.
Используемая литература: [1, 2, 4, 5, 6, 10, 11, 12, 13, 14, 18, 24, 29, 39, 48, 59].