Правовая, территориальная, финансово-экономическая основы местного самоуправления.
Правовую основу местного самоуправления в РФ составляют нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления. Эти акты можно разделить на четыре группы. К первой группе относятся нормативные правовые акты, принимаемые на федеральном уровне: Конституция Российской Федерации и федеральные законы, закрепляющие основные положения и общие принципы построения и функционирования муниципальной власти, государственные гарантии прав местного самоуправления. С ними осуществляется разграничение полномочий федеральных органов государственной власти и субъектов РФ в области местногосамоуправления.
Вторую группу образуют указы Президента РФ, постановления Правительства, постановления Конституционного Суда. Нормативно-правовые акты данной группы существенно восполняют пробелы правового регулирования общественных отношений в области местного самоуправления, создают юридическую основу для применения положений Конституции РФ, исполнения законов.
Третью группу составляют нормативные правовые акты по вопросам местного самоуправления, принимаемые органами государственной власти субъектов РФ. К ним относятся конституции республик, уставы других субъектов РФ, законы субъектов по вопросам, отнесенным к полномочиям субъектов в области местного самоуправления. Законодательное регулирование субъектами особенностей организации местного самоуправления осуществляется с учетом исторических и местных традиций в соответствии с Конституцией и федеральными законами.
В четвертую группу входят нормативные правовые акты, принимаемые представительными органами местного самоуправления или населением непосредственно. Это, прежде всего, уставы муниципальных образований и общеобязательные правила по предметам ведения муниципального образования, принятие которых предусматривается уставом муниципального образования.
Территориальные основы местного самоуправления -совокупность муниципально-правовых норм, закрепляющих и регулирующих территориальную организацию местного самоуправления: формирование и состав территории муниципального образования, границы территории муниципального образования, порядок их установления и изменения.
Установление и изменение границ муниципальных образований отнесено Законом к полномочиям органов государственной власти субъектов Федерации. Границы и состав указываются в уставе.
Установление и изменение границ муниципального образования при образовании, объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований, осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе: а) населения; б) органов местного самоуправления; в) органов государственной власти субъектов Федерации.
Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ обязаны предусмотреть в них гарантии учета мнения населения при решении вопросов изменения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление.
Установление или изменение границ территории внутригородских муниципальных образований решается представительным органом местного самоуправления города самостоятельно в соответствии с его уставом. При этом учитывается мнение населения соответствующей территории.
В состав территории муниципального образования входят все земли в его границах независимо от форм собственности и целевого назначения.
По своему целевому назначению земли подразделяются на следующие виды: а) земли городских, сельских поселений; б) прилегающие к ним земли общего пользования; в) земли сельскохозяйственного назначения; г) земли рекреационного назначения; д) земли, занятые лесами, и т. д.
В состав территории городских и сельских поселений должны входить земли, необходимые для развития поселений.
В особом порядке устанавливаются и изменяются границы закрытого административно-территориального образования, на территории которого осуществляется местное самоуправление. Границы данного образования могут не совпадать с границами субъектов Федерации и районов, входящих в их состав. Предложения об определении границ и об отводе земель создаваемого образования вносятся Правительством РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов Федерации, в ведении которых находятся соответствующие территории.
финансово-экономическая основа местного самоуправления - совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих отношения, связанные с формированием и использованием муниципальной собственности и финансовых средств муниципального образования, отношения, возникающие в связи с управлением и пользованием государственными материальными и финансовыми средствами, переданными органам местного самоуправления в соответствии с законом. Муниципальной собственностью признается имущество, принадлежащее (на праве собственности) городским и сельским поселениям, другим муниципальным образованиям. Признается и защищается государством наравне с государственной, частной и иными формами собственности. В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований, население непосредственно. Финансовые средства муниципального образования (местные финансы) - это совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения. К ним относятся: средства местного бюджета; государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления; муниципальные внебюджетные средства; финансовые ресурсы предприятий, учреждений, находящихся в муниципальной собственности; средства, мобилизуемые на финансовом рынке (ссуды, займы, кредиты). Наличие собственного местного бюджета является необходимым условием существования любого муниципального образования. Конституция Российской Федерации закрепляет право органов местного самоуправления самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет. Местные налоги и сборы - налоги и сборы, устанавливаемые органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов. Расходная часть определяется предметами ведения муниципальных образований.