Общественный контроль. Общественный контроль — это такой вид контроля за субъектами административного права, который осуществляется общественностью (общественными объединениями
Общественный контроль — это такой вид контроля за субъектами административного права, который осуществляется общественностью (общественными объединениями, их членами), не от имени государства. У субъектов общественного контроля значительно меньше возможностей знакомиться с деятельностью органов исполнительной власти и других объектов контроля и воздействовать на них. Б настоящее время нет правового акта, определяющего статус общественного контроля. В статье 5 Конституции лишь закреплено, что «Политические партии, другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах».
Их подобный статус устанавливается в правовых актах, регулирующих правовое положение той или иной общественной организации. Так, полномочия профсоюзов в рассматриваемой сфере предусмотрены в Законе Республики Беларусь «О профессиональных союзах»1.
Профсоюзы участвуют в разработке и реализации социально-экономической политики государства. Они имеют право вносить в органы государственного управления предложения о принятии, изменении или отмене актов законодательства Республики Беларусь по трудовым и социально-экономическим вопросам. Правовые акты, которые затрагивают трудовые и социально-экономические права граждан, принимаются органами государственного управления с предшествующим сообщением соответствующим профсоюзам, их объединениям (чч. 2, 3 ст. 6 Закона).
Кроме того, профсоюзы через своих уполномоченных представителей имеют право участвовать в работе коллегиальных органов министерств и иных республиканских органов государственного управления, заседаниях местных исполнительных и распорядительных органов, органах управления предприятий, учреждений и организаций (ч. 4 ст. 6 Закона).
1 Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 2000. № 9. Ст. 54.
Профсоюзы принимают участие в разработке государственной политики занятости, вносят предложения по социальной защите лиц, которые увольняются с предприятий, из учреждений, организаций, в соответствии с коллективным договором (соглашением) и действующим законодательством (ч. 1 ст. 10 Закона).
Профсоюзы защищают трудовые права граждан — членов профсоюзов при заключении или расторжении трудовых договоров (контрактов). Если трудовой договор (контракт) не соответствует законодательству Республики Беларусь, коллективному договору (соглашению), профсоюзы наделены правом требовать от нанимателя в интересах работника — члена профсоюза изменения условий трудового договора (контракта) (чч. 2 и 3 ст. 10 Закона).
В отдельных случаях, предусмотренных законодательством, расторжение трудового договора (контракта) по инициативе нанимателя проводится после предварительного (не позднее, чем за две недели) сообщения соответствующему профсоюзу (см. ч. 1 ст. 46 ТК). В случаях, предусмотренных коллективными договорами (соглашениями), расторжение трудового договора по инициативе нанимателя может проводиться только с предварительного согласия соответствующего профсоюза (ч. 4 ст. 10 Закона, ч. 2 ст. 46 ТК).
Решение вопросов о ликвидации или реорганизации предприятий, учреждений, организаций, их структурных подразделений, полная или частичная остановка производства по инициативе нанимателя, собственника или уполномоченного им органа управления, которые влекут сокращение рабочих мест или ухудшение условий труда, может осуществляться только при условии заблаговременного сообщения (не позднее, чем за три месяца) соответствующим профсоюзам и проведения с ними переговоров по сохранению прав и интересов граждан (ч. 5 ст. 10 Закона).
Профсоюзы наделены правом участвовать при разработке социальных программ (ст. 11 Закона), осуществлять общественный контроль за исполнением законодательства по вопросам разгосударствления и приватизации государственной собственности (ст. 12 Закона).
Полномочия профсоюзов по контролю за соблюдением законодательства о труде закреплены и в статье 463 ТК.
Таким образом, профсоюзы обладают немалыми правами по контролю в области защиты трудовых прав и социально-экономических интересов граждан.
Контрольными полномочиями за субъектами административного права наделены общественные объединения потребителей. Они, в соответствии с Законом от 9 января 2002 г, № 90-3 «О защите прав потребителей»1, наделены правами:
1) участвовать в разработке нормативных документов, устанавливающих требования к качеству товара (работы, услуги), проектов законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
2) изучать потребительские свойства товаров, спрос на них, проводить опросы населения для выявления общественного мнения о качестве выпускаемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг);
3) участвовать по поручению потребителя в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителя. Общественные объединения могут проводить независимую экспертизу качества и безопасности товаров (работ, услуг);
4) вносить в органы управления предложения о мерах по повышению качества товаров (работ, услуг), соблюдению правил ценообразования, снятию с производства, изъятию из оборота товаров (работ, услуг), опасных для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды, о запрете ненадлежащей рекламы и информации, вводящих в заблуждение потребителя, о прекращении продажи товаров по неправомерно завышенным ценам;
5) осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей в сфере торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные государственные органы;
6) направлять в государственные органы в соответствии с их компетенцией материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в выпуске и реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг), не соответствующих установленным требованиям к безопасности и качеству товаров (работ, услуг), а также о нарушении прав потребителя, предусмотренных законодательством;
7) обращаться в органы прокуратуры с предложениями принести протесты на акты государственных органов, противоречащие законодательству о защите прав потребителей;
1 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002. № 10, 2/839
8) обращаться в суд с иском о защите прав потребителей (неопределенного круга потребителей);
9) предъявлять иск в суд о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца) противоправными;
10) обращаться по поручению потребителя с претензией к изготовителю (исполнителю, продавцу) об устранении нарушений и о возмещении потребителю причиненного этими нарушениями ущерба.
В итоге можно сказать, что общественные объединения потребителей имеют значительные права в области контроля по защите прав потребителей. Они, как и профсоюзы, не наделены лишь властными полномочиями.
Контрольные полномочия за субъектами административного права выполняют и некоторые другие общественные объединения, например, добровольные народные дружины, политические партии.
Граждане также наделены правами по контролю за субъектами административного права. Граждане в таком качестве выступают как частные лица. Они вправе по своему усмотрению оценивать деятельность того или иного органа государственного управления, любого должностного лица и служащего с позиций ее законности и эффективности. Граждане не вправе осуществлять проверки этой деятельности, однако могут использовать доступные им методы контроля, получения информации о деятельности указанных субъектов, например, при обращении в орган, учреждение, организацию для решения какого-то своего вопроса или удовлетворения материальной или духовной потребности. Подобную информацию они могут получать из источников радио, телевидения, периодической печати, от близких и знакомых людей. Средствами обеспечения законности у них являются: жалобы, заявления, предложения, которые обобщенно названы обращениями граждан (Закон Республики Беларусь «Об обращениях граждан»)1.
Под жалобами понимаются обращения граждан, содержащие требование восстановления их прав и законных интересов, нарушенных действиями либо бездействием должностных лиц соответствующих органов, учреждений, организаций и предприя-
1 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1996. №21.Ст. 376.
тий. Заявления и предложения — это обращения иного характера. Заявления — это такие обращения граждан, которые направлены на устранение конкретных правонарушений или реализацию прав и законных интересов граждан. В предложениях граждане советуют, просят, требуют принять меры, направленные на совершенствование нормативного регулирования общественных отношений путем принятия новых актов законодательства или внесения изменений в действующие акты законодательства, улучшение деятельности учреждений, организаций, органов и предприятий.
Обращения могут быть индивидуальными и коллективными, по форме — устными и письменными, вноситься лично или через представителя, но от имени представляемого. К письменным обращениям предъявляются особые требования — обязательно должна быть подпись гражданина с указанием фамилии, имени и отчества, данные о месте жительства или работы (учебы), изложение существа предложения, заявления или жалобы. Обращения без таких сведений признаются анонимными и не рассматриваются, за исключением тех, которые содержат сведения о преступлении.
Адресатами обращений должны быть должностные лица органов, учреждений, организаций и предприятий, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращениях вопросов. Если обращения направлены должностным лицам органов, учреждений, организаций и предприятий, в компетенцию которых не входит решение поставленных вопросов, то они в срок не позднее пяти дней передаются должностным лицам соответствующих органов, учреждений, организаций и предприятий с уведомлением об этом граждан (ст. 4 Закона).
Граждане могут высказывать свои пожелания и претензии, обращать внимание на существующие нарушения и лично на приеме руководителей органа, учреждения или организации. В соответствии со статьей 5 Закона руководители организаций обязаны проводить личный прием граждан не реже одного раза в месяц. Такой прием должен проводиться в установленные и доведенные до сведения граждан дни и часы. В случае невозможности разрешить устное обращение во время приема, оно излагается в письменной форме и с ним ведется работа как с письменным обращением.
Обращение обязательно должно быть зарегистрировано, всесторонне и полно рассмотрено, должны быть приняты необходимые меры для его объективного разрешения. О результатах сообщается гражданину.
Делопроизводство по обращениям граждан регулируется постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 1 октября 1996 г. № 643 «О порядке ведения делопроизводства по обращениям граждан»1.
Законодатель установил сроки, в течение которых обращение должно быть рассмотрено. Общий срок — не позднее одного месяца со дня его поступления, а тех, которые не требуют дополнительного изучения и проверки,— не позднее 15 дней, если иной срок не предусмотрен законом. В случае необходимости проведения специальной проверки, запроса дополнительных материалов руководитель органа, учреждения, организации и предприятия, в которые поступило обращение, может продлить указанный срок, но не более чем на два месяца, одновременно уведомив об этом заявителя.
Нарушение должностными лицами законодательства об обращениях граждан может повлечь привлечение виновных к дисциплинарной или административной ответственности. В частности, статья 167' КоАП Республики Беларусь предусматривает ответственность за нарушение должностным лицом законодательства об обращениях граждан.
1 Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь. 1996. № 27. Ст. 724.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ. ……...……………………………………..3