Общественный контроль. Общественный контроль — это такой вид контроля за субъек­тами административного права, который осуществляется общес­твенностью (общественными объединениями

Общественный контроль — это такой вид контроля за субъек­тами административного права, который осуществляется общес­твенностью (общественными объединениями, их членами), не от имени государства. У субъектов общественного контроля значи­тельно меньше возможностей знакомиться с деятельностью орга­нов исполнительной власти и других объектов контроля и воздей­ствовать на них. Б настоящее время нет правового акта, опреде­ляющего статус общественного контроля. В статье 5 Конституции лишь закреплено, что «Политические партии, другие обществен­ные объединения, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют выявлению и выражению по­литической воли граждан, участвуют в выборах».

Их подобный статус устанавливается в правовых актах, регу­лирующих правовое положение той или иной общественной орга­низации. Так, полномочия профсоюзов в рассматриваемой сфере предусмотрены в Законе Республики Беларусь «О профессио­нальных союзах»1.

Профсоюзы участвуют в разработке и реализации социаль­но-экономической политики государства. Они имеют право вно­сить в органы государственного управления предложения о при­нятии, изменении или отмене актов законодательства Республики Беларусь по трудовым и социально-экономическим вопросам. Правовые акты, которые затрагивают трудовые и социально-эко­номические права граждан, принимаются органами государствен­ного управления с предшествующим сообщением соответствую­щим профсоюзам, их объединениям (чч. 2, 3 ст. 6 Закона).

Кроме того, профсоюзы через своих уполномоченных пред­ставителей имеют право участвовать в работе коллегиальных орга­нов министерств и иных республиканских органов государствен­ного управления, заседаниях местных исполнительных и распо­рядительных органов, органах управления предприятий, учрежде­ний и организаций (ч. 4 ст. 6 Закона).

1 Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 2000. № 9. Ст. 54.

Профсоюзы принимают участие в разработке государствен­ной политики занятости, вносят предложения по социальной за­щите лиц, которые увольняются с предприятий, из учреждений, организаций, в соответствии с коллективным договором (согла­шением) и действующим законодательством (ч. 1 ст. 10 Закона).

Профсоюзы защищают трудовые права граждан — членов профсоюзов при заключении или расторжении трудовых догово­ров (контрактов). Если трудовой договор (контракт) не соответ­ствует законодательству Республики Беларусь, коллективному до­говору (соглашению), профсоюзы наделены правом требовать от нанимателя в интересах работника — члена профсоюза измене­ния условий трудового договора (контракта) (чч. 2 и 3 ст. 10 За­кона).

В отдельных случаях, предусмотренных законодательством, расторжение трудового договора (контракта) по инициативе на­нимателя проводится после предварительного (не позднее, чем за две недели) сообщения соответствующему профсоюзу (см. ч. 1 ст. 46 ТК). В случаях, предусмотренных коллективными догово­рами (соглашениями), расторжение трудового договора по ини­циативе нанимателя может проводиться только с предваритель­ного согласия соответствующего профсоюза (ч. 4 ст. 10 Закона, ч. 2 ст. 46 ТК).

Решение вопросов о ликвидации или реорганизации пред­приятий, учреждений, организаций, их структурных подразделе­ний, полная или частичная остановка производства по инициати­ве нанимателя, собственника или уполномоченного им органа управления, которые влекут сокращение рабочих мест или ухуд­шение условий труда, может осуществляться только при усло­вии заблаговременного сообщения (не позднее, чем за три меся­ца) соответствующим профсоюзам и проведения с ними перегово­ров по сохранению прав и интересов граждан (ч. 5 ст. 10 Закона).

Профсоюзы наделены правом участвовать при разработке со­циальных программ (ст. 11 Закона), осуществлять общественный контроль за исполнением законодательства по вопросам разгосу­дарствления и приватизации государственной собственности (ст. 12 Закона).

Полномочия профсоюзов по контролю за соблюдением зако­нодательства о труде закреплены и в статье 463 ТК.

Таким образом, профсоюзы обладают немалыми правами по контролю в области защиты трудовых прав и социально-эконо­мических интересов граждан.

Контрольными полномочиями за субъектами административ­ного права наделены общественные объединения потребителей. Они, в соответствии с Законом от 9 января 2002 г, № 90-3 «О за­щите прав потребителей»1, наделены правами:

1) участвовать в разработке нормативных документов, уста­навливающих требования к качеству товара (работы, услуги), проектов законов и иных нормативных правовых актов, регули­рующих отношения в области защиты прав потребителей;

2) изучать потребительские свойства товаров, спрос на них, проводить опросы населения для выявления общественного мне­ния о качестве выпускаемых товаров (выполняемых работ, ока­зываемых услуг);

3) участвовать по поручению потребителя в проведении экс­пертиз по фактам нарушения прав потребителя. Общественные объединения могут проводить независимую экспертизу качества и безопасности товаров (работ, услуг);

4) вносить в органы управления предложения о мерах по повы­шению качества товаров (работ, услуг), соблюдению правил ценооб­разования, снятию с производства, изъятию из оборота товаров (ра­бот, услуг), опасных для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды, о запрете ненадлежащей рекламы и информа­ции, вводящих в заблуждение потребителя, о прекращении продажи товаров по неправомерно завышенным ценам;

5) осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей в сфере торгового, бытового и иных видов обслу­живания потребителей, составлять акты о выявленных нарушени­ях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмот­рения в уполномоченные государственные органы;

6) направлять в государственные органы в соответствии с их компетенцией материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в выпуске и реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг), не соответствующих установленным требовани­ям к безопасности и качеству товаров (работ, услуг), а также о нарушении прав потребителя, предусмотренных законодатель­ством;

7) обращаться в органы прокуратуры с предложениями при­нести протесты на акты государственных органов, противореча­щие законодательству о защите прав потребителей;

1 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002. № 10, 2/839

8) обращаться в суд с иском о защите прав потребителей (не­определенного круга потребителей);

9) предъявлять иск в суд о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца) противоправными;

10) обращаться по поручению потребителя с претензией к из­готовителю (исполнителю, продавцу) об устранении нарушений и о возмещении потребителю причиненного этими нарушениями ущерба.

В итоге можно сказать, что общественные объединения по­требителей имеют значительные права в области контроля по за­щите прав потребителей. Они, как и профсоюзы, не наделены лишь властными полномочиями.

Контрольные полномочия за субъектами административного права выполняют и некоторые другие общественные объедине­ния, например, добровольные народные дружины, политические партии.

Граждане также наделены правами по контролю за субъекта­ми административного права. Граждане в таком качестве высту­пают как частные лица. Они вправе по своему усмотрению оце­нивать деятельность того или иного органа государственного управ­ления, любого должностного лица и служащего с позиций ее за­конности и эффективности. Граждане не вправе осуществлять про­верки этой деятельности, однако могут использовать доступные им методы контроля, получения информации о деятельности ука­занных субъектов, например, при обращении в орган, учрежде­ние, организацию для решения какого-то своего вопроса или удовлетворения материальной или духовной потребности. Подоб­ную информацию они могут получать из источников радио, теле­видения, периодической печати, от близких и знакомых людей. Средствами обеспечения законности у них являются: жалобы, за­явления, предложения, которые обобщенно названы обращения­ми граждан (Закон Республики Беларусь «Об обращениях граж­дан»)1.

Под жалобами понимаются обращения граждан, содержащие требование восстановления их прав и законных интересов, нару­шенных действиями либо бездействием должностных лиц со­ответствующих органов, учреждений, организаций и предприя­-

1 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1996. №21.Ст. 376.

тий. Заявления и предложения — это обращения иного характера. Заявления — это такие обращения граждан, которые направлены на устранение конкретных правонарушений или реализацию прав и законных интересов граждан. В предложениях граждане совету­ют, просят, требуют принять меры, направленные на совершен­ствование нормативного регулирования общественных отноше­ний путем принятия новых актов законодательства или внесения изменений в действующие акты законодательства, улучшение де­ятельности учреждений, организаций, органов и предприятий.

Обращения могут быть индивидуальными и коллективными, по форме — устными и письменными, вноситься лично или через представителя, но от имени представляемого. К письменным обра­щениям предъявляются особые требования — обязательно должна быть подпись гражданина с указанием фамилии, имени и отчес­тва, данные о месте жительства или работы (учебы), изложение существа предложения, заявления или жалобы. Обращения без таких сведений признаются анонимными и не рассматриваются, за исключением тех, которые содержат сведения о преступлении.

Адресатами обращений должны быть должностные лица орга­нов, учреждений, организаций и предприятий, в компетенцию ко­торых входит решение поставленных в обращениях вопросов. Если обращения направлены должностным лицам органов, учреж­дений, организаций и предприятий, в компетенцию которых не входит решение поставленных вопросов, то они в срок не позднее пяти дней передаются должностным лицам соответствующих орга­нов, учреждений, организаций и предприятий с уведомлением об этом граждан (ст. 4 Закона).

Граждане могут высказывать свои пожелания и претензии, обращать внимание на существующие нарушения и лично на при­еме руководителей органа, учреждения или организации. В со­ответствии со статьей 5 Закона руководители организаций обяза­ны проводить личный прием граждан не реже одного раза в ме­сяц. Такой прием должен проводиться в установленные и дове­денные до сведения граждан дни и часы. В случае невозможности разрешить устное обращение во время приема, оно излагается в письменной форме и с ним ведется работа как с письменным обращением.

Обращение обязательно должно быть зарегистрировано, все­сторонне и полно рассмотрено, должны быть приняты необходи­мые меры для его объективного разрешения. О результатах со­общается гражданину.

Делопроизводство по обращениям граждан регулируется по­становлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 1 октяб­ря 1996 г. № 643 «О порядке ведения делопроизводства по обра­щениям граждан»1.

Законодатель установил сроки, в течение которых обращение должно быть рассмотрено. Общий срок — не позднее одного ме­сяца со дня его поступления, а тех, которые не требуют дополни­тельного изучения и проверки,— не позднее 15 дней, если иной срок не предусмотрен законом. В случае необходимости проведе­ния специальной проверки, запроса дополнительных материалов руководитель органа, учреждения, организации и предприятия, в которые поступило обращение, может продлить указанный срок, но не более чем на два месяца, одновременно уведомив об этом заявителя.

Нарушение должностными лицами законодательства об обра­щениях граждан может повлечь привлечение виновных к дисцип­линарной или административной ответственности. В частности, статья 167' КоАП Республики Беларусь предусматривает ответ­ственность за нарушение должностным лицом законодательства об обращениях граждан.

1 Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь. 1996. № 27. Ст. 724.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ. ……...……………………………………..3

Наши рекомендации