Транспортные и иные специализированные прокуратуры
В народнохозяйственном комплексе нашей страны особое значение имеет транспорт. Ныне действующая система органов прокуратуры Республики Казахстан, осуществляющих надзор на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, сформировалась сравнительно недавно, в 1980 году. На территории Казахстана были созданы три транспортные прокуратуры на правах областных (по количеству тогда железных дорог), а именно: Алматинская, Целинная, Западно-Казахстанская, которые в настоящее время переименованы соответственно в Юго-Восточную, Центральную и Западную региональные транспортные прокуратуры.
Создание системы транспортных прокуратур было обусловлено недостатками не только в сугубо технологической и организационной сфере, но и из-за фактов несохранности перевозимых грузов, различных нарушений государственной дисциплины. В этих условиях образование транспортных прокуратур стало актуальной мерой, направленной на усиление прокурорского надзора, его глубокую специализацию и обеспечение надежной и бесперебойной работы железнодорожного, водного и воздушного транспорта.
В силу принципа единства организации и деятельности органов прокуратуры все общие положения, сформулированные в Законе Республики Казахстан «О Прокуратуре», распространяются и на деятельность транспортных прокуратур. Генеральный Прокурор Республики, придавая важное значение работе транспортных прокуратур по обеспечению надзора за применением законов на транспорте и повышению эффективности их деятельности, конкретизировал объекты надзора транспортных прокуратур. В частности, на транспортных прокуроров возложен надзор за применением законов:
1. уполномоченными государственными органами на транспорте;
2. хозяйствующими субъектами железнодорожного, водного, воздушного, трубопроводного транспорта, а также организациями, осуществляющими строительство и эксплуатацию объектов транспортной инфраструктуры.
На сегодня основными задачами надзора на транспорте считаются:
1. защита интересов государства и национальной безопасности, в т. ч. исключение фактов терроризма, провоза наркотических средств, незаконной миграции и т.д.;
2. безопасность на железнодорожном, водном, воздушном, трубопроводном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры;
3. экологическая защищенность природной среды от деятельности всех видов транспорта, в особенности при перевозке опасных, разрядных и других видов груза;
4. сохранность перевозимых стратегически важных грузов (зерно, нефть, нефтепродукты, военное оборудование и т.д.);
5. защита прав пассажиров и других потребителей транспортных услуг.
Происходящая реструктуризация на железнодорожном транспорте, изменения в воздушной и водной отраслях, сосредоточение рычагов управления транспортом в центральных органах требует совершенствования прокурорского надзора и поиска новых подходов как практического, так и организационного характера.
В соответствии с приказом Генерального Прокурора вопросы безопасности движения на транспорте проверяются по мере необходимости, но не реже двух раз в год, а в судоходстве — в период навигации. Не реже одного раза в полугодие требуются обобщение состояния законности по безопасности движения поездов, воздушного и водного транспорта, причин и условий, создающих чрезвычайные ситуации на транспорте и своевременное информирование Генеральной прокуратуры.
В случаях возникновения чрезвычайных ситуаций, создающих реальную угрозу безопасности движения поездов, полетов и судоходства, сотрудники транспортных прокуратур обязаны выехать на место происшествия и принимать соответствующие меры реагирования. По каждому факту таких происшествий в течение 24 часов направляются спецсообщения в Генеральную прокуратуру.
При значительной отдаленности транспортных прокуратур на места чрезвычайных происшествий должны выезжать близлежащие территориальные прокуроры с сообщением об этом в Генеральную прокуратуру и последующей передачей всех первоначально собранных материалов проверки соответствующему транспортному прокурору. По выявленным нарушениям законности на транспорте транспортные прокуроры обязаны принимать меры прокурорского реагирования в отношении должностных лиц предприятий и организаций, независимо от форм собственности и их ведомственной принадлежности.
Согласно данным Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан, протяженность магистральных железнодорожных путей Республики составляет более 13,5 тыс. км., из которых более 5 тыс. км. составляют двухпутные линии. На этих путях имеется 9122 искусственных сооружения, в т.ч. 3530 мостов.
С учетом изношенности железнодорожных путей, локомотивного парка, оборудования, средств сигнализации и связи транспортные прокуроры обязаны систематически проверять и анализировать состояние безопасности движения в поднадзорных регионах, разбираться с каждым случаем грубого нарушения закона, принимать исчерпывающие меры к устранению допущенных нарушений.
В деятельности транспортных прокуроров по борьбе с нарушениями законности и преступностью важное значение имеют тесная координация и взаимодействие с территориальными прокурорами и органами внутренних дел на транспорте.
Одним из приоритетных направлений в деятельности транспортных прокуратур является надзор за применением законодательства в деятельности гражданской авиации, где в настоящее время сложилось самое нелегкое положение из всех трех видов транспорта. Эти проблемы возникли, в первую очередь, из-за непродуманности структурных преобразований ранее слаженного комплекса предприятий гражданской авиации, а ныне раздробленного на множество самостоятельных хозяйственных субъектов, а также тяжелого финансового положения отдельных авиакомпаний. Сокращение расходов на ремонтные работы и старение самолетного парка страны отрицательно влияет на обеспечение безопасности полетов, что требует усиления прокурорского надзора.
Сложное положение и на водном транспорте. Протяженность судоходных водных путей составляет более 4 тыс. км; по данным специалистов большинство судов морально и физически устарело. Флот, насчитывающий около 1000 единиц, находится в технически неудовлетворительном состоянии, при этом значительное количество речных и морских судов запрещены для эксплуатации. Поэтому задачей транспортных прокуроров является обеспечение надзора за соблюдением законодательства, регулирующего деятельность речного и морского транспорта, за применением всего комплекса предусмотренных законом мер по предупреждению и запрещению использования судов, не отвечающих техническим требованиям.
По-прежнему остается актуальным надзор за соблюдением законодательства, направленного на обеспечение сохранности перевозимых грузов. По существующим положениям на транспорте железнодорожные накладные, дорожные ведомости, отправительские документы сопровождают груз от станции отправления до станции назначения. Одним из способов хищения груза являются умышленное разъединение документов с грузом лицами, ответственными за его сохранность. При перевозке грузов, кроме хищений и разъединений их от документов, имеют место факты недостачи мест и веса, течи нефтепродуктов, ненадлежащей охраны и сопровождения грузов, неудовлетворительного технического состояния подвижного состава. Работниками станций зачастую нарушается порядок приема грузов, технических условий их погрузки и крепления. Руководителями станций зачастую не принимаются меры к устранению условий совершения хищений грузов. Кроме того, имеются факты, когда работники военизированной службы охраны грузов сами совершают кражи.
Сопутствующими условиями создавшейся ситуации являются низкий профессиональный уровень работников, отсутствие надлежащего контроля со стороны ответственных должностных лиц, недостаточность технического оснащения работ по осмотру, ремонту подвижного состава, отсутствие должного финансирования подразделений железнодорожного транспорта.
Одним из приоритетных направлений в деятельности транспортных прокуратур является надзор за применением законодательства об обеспечении прав и законных интересов пассажиров. В пассажирских поездах по-прежнему допускаются серьезные нарушения, связанные с ненадлежащим санитарным и техническим состоянием подвижного состава, провозом неоплаченного багажа и безбилетных пассажиров. В связи с этим транспортные прокуроры должны усилить надзор за соблюдением законов и ведомственных нормативных актов ревизорским аппаратом, который в соответствии с новым административным законодательством наделен правом рассмотрения административных материалов по безбилетному провозу пассажиров и неоплаченного грузобагажа
Прокурорский надзор за расследованием уголовных дел по фактам нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспорта имеет целью реализацию задач уголовного процесса, изложенных в ст. 8 УПК РК — быстрого и полного раскрытия преступлений, изобличение и привлечение к уголовной ответственности лиц, их совершивших.
В этом плане осуществление надзорных функций за предварительным следствием по делам о нарушениях правил безопасности движения и эксплуатации транспорта не отличается от аналогичной деятельности по другим категориям дел, и прокурор использует те же приемы и методы надзора. Следует учесть, что в соответствии с Уголовным кодексом РК (ст. 295) под транспортом понимаются все виды железнодорожных, морских, речных и воздушных транспортных средств, в т. ч. морские и речные маломерные суда.
Отличительной чертой крушений, аварий и катастроф на железнодорожном, водном и воздушном транспорте является многообразие их видов как в отношении нарушений правил безопасности движения, полетов и судоходства, так и их последствий.
Важным обстоятельством, подлежащим выяснению по каждому делу, является вид нарушения безопасности движения, полетов и судоходства. Возбуждение уголовного дела не должно откладываться до окончания служебного расследования, ибо промедление, когда для этого имеются достаточные основания, затрудняет действия следователей по сбору и исследованию доказательств в условиях быстро изменяющейся обстановки на месте происшествия.
Процесс доказывания по делам о преступлениях, совершенных на транспорте, усложняется трудностями, возникающими при проведении первоначальных следственных действий (например, таких, как осмотр места происшествия, который по делам этой категории имеет свою специфику). В определенных случаях место происшествия отличается большой протяжностью, отдаленностью, сложностью рельефа, а подчас быстро меняющаяся обстановка, связанная с мероприятиями по восстановлению движения либо ликвидации последствий катастрофы, требует от работников правоохранительных органов оперативности и правильной организации своей деятельности.
Предмет доказывания по делам о преступлениях данного вида также имеет свои отличительные особенности, которые вытекают из сложной структуры самого события, состоящего как бы из двух частей: нарушения правила (например, правила об остановке поезда перед запрещающим сигналом светофора) и собственно крушения (например, столкновения поездов). Обе эти части должны быть тщательно исследованы и доказаны, равно как установлена причинная связь между первым (нарушение правила) и вторым (крушение).
Встречаются случаи, когда работники транспорта, прибыв первыми на место происшествия и пытаясь избежать ответственности за упущения, приведшие к аварии, умышленно вносят в документы служебного расследования неправильные данные, искажающие истинные обстоятельства происшествия либо затрудняющие установление фактического положения вещей.
Используя право ознакомления с ходом и материалами служебного расследования, прокурор должен обращать внимание на то, чтобы составление важных документов, фиксирующих обстановку, поручалось специалистам, входящим в группу служебного расследования совместно с работниками, ответственными за состояние данного хозяйства с тем, чтобы в этих документах особенно тщательно фиксировалось состояние и показания важнейших приборов и средств управления транспортом.
В ходе служебного расследования изымаются документы и предметы, которые могут иметь значение для установления причин аварии. В этой связи прокурору необходимо проследить, чтобы все документы и предметы, которые впоследствии могут быть использованы в качестве доказательств, были собраны, сохранены и переданы следователю.
Значительный материальный ущерб, причиняемый в результате крушений, аварий и катастроф, имеет сложный состав и включает в себя сумму ущерба, нанесенного подвижному составу, воздушному судну, пути, различным сооружениям (строения пути, сигнальные и другие устройства) ущерба, связанного с повреждением и утратой груза, багажа, со стоимостью восстановительных работ, возмещением ущерба, причиненного здоровью людей. Все эти данные в ходе расследования должны быть точно установлены и обоснованы доказательствами.
Важное значение в правильном и полном проведенном расследовании имеет точное и обоснованное указание на все пункты специальных правил, обеспечивающих безопасность движения, полетов и судоходства.
Дела о нарушениях правил движения относятся к категории весьма сложных. Поэтому прокурору, даже хорошо знающему материалы уголовного дела, на этой стадии следует внимательно отнестись ко всем ходатайствам обвиняемых и их адвокатов о дополнении следствия, о проверке обстоятельств, выяснение которых они считают весьма важными. Изучая материалы уголовного дела, поступившие с обвинительным заключением, прокурор в соответствии с УПК проверяет правильность ссылки на правила безопасности движения, которые были нарушены, обоснованность утверждения о наличии причинной связи между нарушениями правил безопасности движения и наступившими последствиями. Очень важное значение имеет установление характера последствий и размеров ущерба, вызванного нарушением правил безопасности движения. Одним из наиболее эффективных доказательств вероятности наступления в конкретной ситуации тяжких последствий является заключение судебно-технической экспертизы. Поэтому следует добиваться от экспертов детального анализа обстановки и обоснования выводов.
В целом при осуществлении прокурорского надзора, кроме законодательных актов, касающихся деятельности правоохранительных актов, необходимо использовать основные законы и подзаконные акты, регулирующие правоотношения на железнодорожном, водном, воздушном и трубопроводном транспорте, а также в организациях, осуществляющих строительство и эксплуатацию объектов транспортной инфраструктуры.
Создание специализированных органов прокуратуры обусловлено объективной необходимостью осуществления прокурорской деятельности в определенных сферах правовых отношений, характеризующихся такой спецификой, которая не может быть надлежащим образом обеспечена территориальными органами прокуратуры. Специализированные органы прокуратуры играют важную роль в решении задач обеспечения законности и правопорядка в специфических сферах, имеющих особую важность для страны и где при осуществлении прокурорского надзора требуется определенный специфичный подход.
К иным специализированным прокуратурам относятся:
· природоохранные (Атырауская, Акмолинская, Алматинская, Восточно-Казахстанская, Карагандинская, Кызылординская, Мангыстауская, Уральская);
· прокуратуры по надзору за законностью в исправительных учреждениях (Алматинская, Акмолинская, Восточно-Казахстанская, Карагандинская);
· прокуратуры, осуществляющие надзор на объектах особой важности и особо режимных объектах (г. Байконур Кызылординской области, г. Курчатов Восточно-Казахстанской области, г. Приозерск Карагандинской области, п. Таукент Южно-Казахстанской области).
Все эти прокуратуры обладают статусом районной прокуратуры и действуют в пределах своей компетенции.
Специализированные прокуратуры не подменяют территориальные, а дополняют их деятельность, обеспечивают законность по основным направлениям прокурорского надзора во взаимодействии с ними. Перед ними стоят такие же задачи, что и перед всеми органами прокуратуры. На них распространяются общие принципы организации и деятельности прокуратуры, поэтому они руководствуются теми же законами, что и территориальные прокуратуры и используют одинаковые для всех средства прокурорского надзора. Различие заключается только в том, что для более эффективного и оптимального осуществления прокурорского надзора в специфических объектах в них используется так называемый производственный принцип организации работы.
Контрольные вопросы
1. Какие критерии лежат в основе деления прокуратур на территориальные и специализированные?
2. Каковы основные направления деятельности военной прокуратуры?
3. Каковы основные направления деятельности транспортной прокуратуры?
4. Каковы основные направления деятельности природоохранной прокуратуры?
5. В чем состоит взаимодействие между территориальными и специализированными прокуратурами?[kgl]
[gl]ГЛАВА 5 СИСТЕМА ПРАВОВОЙ СТАТИСТИКИ И СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕТОВ[:]
Цель:Рассмотреть вопросы развития и задачи органов прокуратуры в сфере правовой статистики и специальных учетов, а так же организация работы в сфере правовой статистики и специальных учетов и надзора за за законностью приема, регистрации и учета заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях и происшествиях.
Структура лекции:
1. Основные этапы развития и задачи органов прокуратуры в сфере правовой статистики и специальных учетов
2. Организация работы в сфере правовой статистики и специальных учетов
3. Организация прокурорского надзора за законностью приема, регистрации и учета заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях и происшествиях