Вопрос 2. Обязанности участкового уполномоченного полиции.
ЛЕКЦИЯ
по теме № 6: «Служба участковых уполномоченных полиции»
лекция № 1 «Правовые и организационные основы деятельности участкового уполномоченного полиции»
для курсантов, специальность 030505.65 – Правоохранительная деятельность, специализация – административная деятельность ОВД, ведомственная специализация – деятельность службы участковых уполномоченных милиции
Время 2 часа.
Подготовил:
Доцент кафедры
АП и АД ОВД
полковник полиции
Ряпухина И.А.
Обсуждена и одобрена на
заседании предметно-методической секции кафедры АП и АД ОВД
« » 2011 года
Протокол №
Белгород – 2011 г.
Цели лекции:
Учебная цель:Ознакомить курсантов с правовыми и организационными основами деятельности участкового уполномоченного полиции, а также его правами и обязанностями.
Развивающая цель: научить анализировать и оценивать различные источники информации, творчески мыслить, логично и последовательно излагать свои мысли, свободно выступать в обсуждении вопросов лекции, высказывать и обосновывать своё мнение.
Методические приёмы: конспектирование материала, обсуждение проблемных вопросов правового и организационного обеспечения деятельности участкового уполномоченного полиции.
Воспитательные цели:формирование у курсантов профессиональных черт характера (внимательность, ответственность, исполнительность); собственных взглядов, убеждений и мировоззрения на сущность деятельности участкового уполномоченного милиции; таких качеств, как гуманизма в обращении с гражданами, чувства уважения к мнению других лиц, учиться культуре межличностного общения; а так же ориентирование на более успешную учебную деятельность.
Методические приёмы: личный пример преподавателя, апелляция к авторитетам, похвала курсантов, принимающих участие в обсуждении вопросов лекции, порицание нарушающих дисциплину на занятии.
Методические приёмы:после обсуждения каждого вопроса лекции необходимо уточнять у курсантов “Все ли Вам понятно?” или “Есть ли вопросы к лектору?”, что позволит творчески мыслить, рассуждать, доказывать обоснованность своего мнения, а также это возможный выход на дискуссию. В качестве анализа и оценки источников информации служат – использование на лекции технических средств обучения.
Междисциплинарная связь:заключается в связи с дисциплиной “Административное право”.
Внутридисциплинарная связьзаключается в том, что в рамках темы настоящей лекции начинается изучение организации деятельности участковых уполномоченных милиции.
Вид лекции:академическая с элементами проблемной.
Метод проведения занятия:
ü разъяснение учебного материала с последующим обсуждением на групповых занятиях;
ü репродуктивный, наглядно-пояснительный – при отработке вопросов лекции;
ü анализ проблемных вопросов правового и организационного обеспечения деятельности участкового уполномоченного милиции.
Учебно-материальное обеспечение:
Лекционный зал, отвечающий санитарно-гигиеническим условиям, наличие подготовленных технических средств активного восприятия информации – демонстрация схематичного материала в виде схем с использованием стационарной видеокамеры.
Примерное распределение учебного времени :
План лекции | Страницы |
Вступительная часть – 5 минут | |
Учебные вопросы: | |
1.Правовое и организационные основы деятельности участкового уполномоченного полиции. - 25 минут | 5-10 |
2.Обязанности участкового уполномоченного полиции. - 30 минут | 11-26 |
3. Права участкового уполномоченного полиции. -25 минут | 27-31 |
Заключительная часть (подведение итогов) – 5 минут |
Литература:
Основная литература:
1. Федеральный Закон РФ от 7.02. 2011 г. №3-ФЗ «О полиции»
2. Указ Президента РФ от 12.02.1993 г. №209 «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации» (в ред. от 02.12.1998г.)
3. Приказ МВД России от 16.09.2002 г. № 900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции» (в ред. от 12.04.2007г.)
4. Кокорев А.Н. Организация деятельности участковых уполномоченных милиции: Учебное пособие. - Москва, 2010.
Дополнительная литература:
1. Организационно-правовые основы деятельности участковых уполномоченных милиции: курс лекций / Т.Ф. Мещерякова, Т.Ю. Конькова, В.Г. Антипов и др. Домодедово: ВИПК МВД России.. – 2004. - 229 с.
2. Кокорев А.Н. Организация деятельности участковых уполномоченных милиции : Учебно-методическое пособие. – М. : МосУ МВД России. Издательство «Щит – М», 2009. – 160 с.
3. Сазанов В.Л. Организация деятельности участкового уполномоченного милиции : Практикум / Науч. Ред. Ермолаев М.Г., Сирук В.Ф. – М. : ЦОКР МВД России, 2006. – 72 с.
4. Постановление правительства Белгородской обл. от 18.02.2008 г. N 26-пп «О совершенствовании деятельности участковых уполномоченных милиции органов внутренних дел на территории Белгородской области» (вместе с «Положением об организации взаимодействия органов местного самоуправления со службой участковых уполномоченных милиции» (ред. от 15.09.2008г.)
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ:
Введение
В работе органов внутренних дел большое место принадлежит участковым уполномоченным полиции. Участковые уполномоченные, как важнейшее звено органов внутренних дел, призвано надежно обеспечивать общественный порядок на обслуживаемых участках. Они ближе всех стоят к населению, наделены соответствующими права самостоятельно решать многие вопросы борьбы с преступностью и охраны общественного порядка и от эффективности их работы в значительной мере зависят конечные результаты практической деятельности органов внутренних дел.
Участковым уполномоченным принадлежит ведущая роль в решении задач, возложенных на полицию. И не только потому, что они составляют одну из наиболее многочисленных ее служб, но и потому, что находятся на главных передовых рубежах охраны общественного порядка и борьбы с преступностью. Формы и методы работы участковых уполномоченных полиции, как правило, доступны для наблюдения и оценки населения, поэтому именно они во многом определяют социальный престиж полиции.
Вполне закономерно поэтому, что совершенствование деятельности участковых уполномоченных полиции рассматривается как одно из главных направлений повышения эффективности органов внутренних дел в целом.
Вопрос 1. Правовое положение участкового уполномоченного полиции. Основные его задачи и функции.
Организационное построение службы участковых уполномоченных, за последние два десятилетия претерпело ряд серьезных изменений в соответствии с концепциями, т.е. основными идеями о роли этой службы, которые в данный период берутся на вооружение МВД России.
Так, до 1974 г. участковые инспектора входили в состав службы охраны общественного порядка (именовавшейся в то время наружной службой милиции). В 1977 г. они были введены во вновь созданную службу профилактики, являющуюся в свою очередь составной частью подразделений уголовного розыска. Считалось, что это укрепит организационное единство процессов профилактики и раскрытия преступлений. Через 6 лет было признано, что такая реформа не принесла положительных результатов. В связи с этим в 1983 г. служба профилактики была упразднена, а участковые инспектора выведены из подчинения уголовного розыска. В МВД, УВД за работу участковых отвечали организационно-инспекторские аппараты (в то время - инспекторские), которым вменялось в обязанность контролировать работу и оказывать помощь начальникам ГОРОВД и их первым заместителям в руководстве участковыми инспекторами.
В 1986 г. участковые инспектора вновь были введены в состав службы охраны общественного порядка. Это было вполне логично и объяснимо характером возложенных на участковых инспекторов обязанностей, среди которых непосредственная охрана общественного порядка занимает первое место. Никто эту задачу лучше участковых инспекторов выполнить не сможет, и она будет решатся ими и в будущем, в независимости от того к какой службе они будут отнесены.
В настоящее время участковые уполномоченные полиции входят в состав подразделений по охране общественного порядка.
Участковый уполномоченный полиции является представителем подразделения по охране общественного порядка районного, городского, районного в городе отдела внутренних дел на обслуживаемом административном участке.
Организационное построение службы участковых уполномоченных полиции выглядит следующим образом. В структуре Главного управления по обеспечению общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в составе Управления организации и координации деятельности в области охраны общественного порядка образован отдел нормативно-правового и организационного обеспечения деятельности участковых уполномоченных полиции.
В территориальных ОВД организацию работы участковых уполномоченных полиции осуществляет начальник горрайоргана внутренних дел, его заместитель - начальник полиции по охране общественного порядка, начальник отдела (отделения) участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних. Последний осуществляет непосредственное руководство работой участковых уполномоченных.
Штатная численность участковых уполномоченных устанавливается соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления и не может быть ниже нормативов, утвержденных МВД России.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответствующих бюджетов устанавливать дополнительную численность участковых уполномоченных, а также помощников участковых уполномоченных.
Участковый уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности начальником органа внутренних дел по представлению его заместителя - начальника полиции по охране общественного порядка.
Должность участкового уполномоченного подлежит замещению лицами, имеющими, как правило, высшее или среднее специальное (преимущественно юридическое) образование и стаж работы в органах внутренних дел не менее двух лет, а также выпускниками образовательных учреждений МВД России.
Сотрудник, впервые принятый в органы внутренних дел на должность участкового уполномоченного, допускается к самостоятельной работе на участке после прохождения специальной подготовки, а назначенный на эту должность по окончании образовательного учреждения МВД России или переведенный из других подразделений, если он ранее не работал в этой должности - после прохождения месячной стажировки под руководством наставника (старшего участкового уполномоченного или другого наиболее опытного участкового уполномоченного).
В настоящее время в горрайорганах сложилась следующая система управления службой участковых уполномоченных. На каждые три - четыре должности участковых уполномоченных вводится должность старшего участкового уполномоченного, которая замещается лицом, способным руководить группой участковых уполномоченных и имеющим, как правило, высшее юридическое образование. За старшим участковым уполномоченным закрепляется участок с проживающим на нем населением в городах не более полутора тысяч человек, а в сельской местности - по аналогии с участковым уполномоченным.
Старший участковый уполномоченный (наряду с обслуживанием закрепленного за ним участка) организовывает работу участковых уполномоченных. Он обеспечивает их участие в проведении комплексных оперативно-розыскных и профилактических мероприятий на территории микрорайона, обслуживаемой группой участковых уполномоченных; оказывает помощь участковым уполномоченным в вопросах повышения их профессионального мастерства, подбора и организации работы внештатных сотрудников милиции, укрепления взаимодействия с общественностью, проведения индивидуальной профилактической работы с правонарушителями, рассмотрения писем и заявлений граждан, выполнения других обязанностей по службе; обобщает и оценивает результаты работы группы участковых уполномоченных по итогам за месяц, квартал, полугодие, год и докладывает их с соответствующими предложениями начальнику милиции общественной безопасности.
В целях создания и обучения резерва в штаты органов внутренних дел введены должности помощника участкового уполномоченного.
Помощник участкового уполномоченного назначается на должность и закрепляется за конкретным участковым уполномоченным и освобождается от должности приказом начальника горрайоргана внутренних дел. На помощника участкового уполномоченного в полном объеме возлагаются права и обязанности, предусмотренные Инструкцией по организации деятельности участкового уполномоченного милиции, за исключением самостоятельного принятия процессуальных решений по делам и материалам о преступлениях и административных правонарушениях. Свою служебную деятельность помощник участкового уполномоченного осуществляет под непосредственным руководством участкового уполномоченного, за которым он закреплен. Численность помощников участковых уполномоченных определяется начальником органов внутренних дел и согласовывается с органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Их содержание осуществляется за счет средств местного бюджета.
Участковый уполномоченный при исполнении служебных обязанностей носит форменную одежду со знаками различия и эмблемой, установленными для сотрудников полиции, образцы которых утверждены МВД России.
Участковый уполномоченный несет службу с табельным оружием, специальными средствами связи и индивидуальной защиты, которые выдаются ему на постоянное ношение и хранение в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России.
Соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления предоставляют участковому уполномоченному на обслуживаемом административном участке участковый пункт полиции.
Участковый пункт полиции в установленном порядке оборудуется мебелью, средствами связи и иной офисной техникой, необходимой для выполнения участковым уполномоченным возложенных на него задач и функций.
Правовую основу деятельности участкового уполномоченного составляют Конституция РФ, законы и иные правовые акты Российской Федерации, Конституции, законы и иные правовые акты республик входящих в состав Российской Федерации, нормативные акты Министерства внутренних дел Российской Федерации, нормативные акты министерств внутренних дел республик в составе Российской Федерации, акты органов государственной власти и управления, принятые в пределах их полномочий.
Приказ МВД России № 900 от 16.09.2002 г. «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции» утверждает Инструкцию по организации деятельности участкового уполномоченного милиции, содержащую общие положения, права и обязанности участкового уполномоченного, организацию и оценку его деятельности.
Кроме этого, участковые уполномоченные полиции в своей деятельности руководствуются требованиями следующих ведомственных нормативных актов:
- Приказ МВД РФ от 22.09.2006 № 750 «Об утверждении инструкции по работе с обращениями граждан в системе МВД России»;
- Приказ МВД РФ от 04.05.2010 № 333 «Об утверждении инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях»;
- Приказ МВД РФ от 02.06.2005г. №444 «О полномочиях должностных лиц МВД России и ФМС России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию» (в ред. от 15.11.2006г.);
- Приказ МВД РФ от 19.01.2010 г. №25 «Вопросы оценки деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, отдельных подразделений криминальной милиции, милиции общественной безопасности и органов предварительного расследования».
Также необходимо назвать Приказ МВД России от 03.09.2003 г. №701 «О мерах по усилению социальной защиты участковых уполномоченных милиции», устанавливающий дополнительные выплаты участковым уполномоченным милиции за непрерывную службу в должности, а также ряд других социальных гарантий и льгот.
Таким образом, служба участковых уполномоченных сегодня – это имеющее стройную внутреннюю организацию и четкую правовую регламентацию деятельности подразделение, которому принадлежит ведущая роль в решении задач, возложенных на полицию.
Вопрос 2. Обязанности участкового уполномоченного полиции.
В соответствии с Приказом от 16 сентября 2002 года №900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции», участковый уполномоченный милиции имеет должен:
- изучать и анализировать складывающуюся на административном участке оперативную обстановку;
1. Знать:
- законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты МВД России, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, изданные в пределах их полномочий, регламентирующие деятельность милиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью;
- территорию административного участка, его особенности, систему дорог, расположение и режим работы организаций всех форм собственности, объектов хранения культурных ценностей, баз, складов, иных мест хранения товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также места хранения огнестрельного оружия и взрывчатых материалов, аптеки, другие места хранения наркотических средств и психотропных веществ, порядок охраны, места стоянок автотранспорта, а в сельской местности - все населенные пункты, фермерские хозяйства, лесные массивы, заготовительные и перерабатывающие организации, места произрастания дикорастущих и культурных растений, содержащих наркотические средства;
- население административного участка, характер его занятости, этнический состав, местные обычаи, традиции, культуру проживающего населения.
- количество совершенных на административном участке преступлений, их разделение по видам, способам, месту и времени совершения, обстоятельства, способствовавшие их совершению; лиц, поведение которых в установленном законом порядке контролируется сотрудниками органов внутренних дел; приметы разыскиваемых преступников и лиц, подозреваемых в совершении преступлений, похищенные вещи и находящиеся в розыске транспортные средства, данные о потерпевших;
- места концентрации лиц с противоправным поведением, а также места, где чаще всего допускаются нарушения общественного порядка и совершаются преступления;
- силы и средства, участвующие в охране общественного порядка, предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений на административном участке;
- порядок осмотра места происшествия, обнаружения, закрепления и изъятия следов преступления и иных вещественных доказательств, а также порядок оформления процессуальных документов;
- проводить не реже одного раза в полугодие поквартирный (подворный) обход административного участка. Заносить полученную в соответствии с законодательством информацию в паспорт на жилой дом (жилые дома) по улице (в населенном пункте) для последующего ее анализа и систематизации.
- использовать в целях более полного изучения оперативной обстановки на административном участке информацию, полученную в результате личного наблюдения, общения с населением, рассмотрения жалоб, заявлений и сообщений, данные статистической отчетности, оперативно-розыскных, информационно-справочных и иных учетов, другие сведения, имеющиеся в органе внутренних дел;
2. Обеспечивать личную безопасность граждан. В этих целях участковый уполномоченный должен:
- защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан от преступных и иных противоправных посягательств;
- оказывать в пределах своей компетенции правовую, медицинскую и иную помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, лицам, находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их жизни и здоровья;
- принимать в пределах своей компетенции участие в защите потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих раскрытию преступлений;
- участвовать в установленном порядке в обеспечении защиты граждан от лиц, входящих в группы риска;
- принимать при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях необходимые меры по спасению людей, оказанию им первой медицинской (доврачебной) помощи, а также по охране имущества и своевременному информированию об этих обстоятельствах дежурного по органу внутренних дел, при необходимости - органы местного самоуправления и население;
- пресекать факты нарушения законодательства об охране окружающей среды и экологической безопасности населения;
- проводить среди населения административного участка разъяснительную работу о способах и средствах правомерной защиты и самообороны от преступлений и иных противоправных посягательств, в установленном порядке информировать об этом население через местные средства массовой информации;
- выявлять на административном участке общественные и религиозные объединения либо иные организации, деятельность которых сопряжена с совершением противоправных действий либо с побуждением к их совершению. Принимать к ним в установленном порядке в пределах своей компетенции меры, предусмотренные законодательством;
3. Выявлять, предупреждать и пресекать преступления и административные правонарушения на территории административного участка. В этих целях должен:
- принимать заявления, сообщения и иную информацию о преступлениях, незамедлительно сообщать о ее получении дежурному по органу внутренних дел и в пределах своих полномочий принимать по ним своевременные меры, предусмотренные законодательством;
- анализировать складывающуюся оперативную обстановку на административном участке и вносить руководству органа внутренних дел предложения по повышению эффективности оперативно-профилактической деятельности подразделений органа внутренних дел и улучшению координации их деятельности;
- осуществлять контроль за своевременным принятием мер руководителями организаций по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений и административных правонарушений. В случае невыполнения ими ранее данных рекомендаций докладывать руководству органа внутренних дел для принятия мер;
- устанавливать организаторов либо содержателей притонов для потребления наркотических средств и психотропных веществ, занятия проституцией, а также лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий, в том числе в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством. Принимать к ним в установленном порядке и в пределах своей компетенции меры, предусмотренные законодательством;
- выявлять на административном участке лиц, незаконно изготавливающих, приобретающих, хранящих, перерабатывающих, потребляющих без назначения врача, пропагандирующих и сбывающих наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, а также занимающихся незаконным посевом или выращиванием запрещенных к культивированию наркотикосодержащих растений. Информировать об этом заинтересованные подразделения криминальной милиции и принимать в установленном порядке и в пределах своей компетенции меры по привлечению таких лиц к ответственности;
- осуществлять проверки соблюдения должностными лицами и гражданами Российской Федерации установленных правил регистрационного учета;
- вести списочный учет постоянно проживающих на административном участке иностранных граждан и лиц без гражданства, ежемесячно осуществлять проверки их фактического проживания;
- по письменным запросам паспортно-визового подразделения в отношении лиц, обратившихся по вопросу приобретения гражданства Российской Федерации, проводить проверку фактического проживания данных лиц по месту регистрации, а также подтверждения их трудовой деятельности. О результатах проверки в месячный срок направлять рапорт инициатору запроса;
- участвовать не реже одного раза в год в проверках соблюдения гражданами и должностными лицами на территории административного участка правил хранения огнестрельного оружия и боеприпасов, а также правил хранения организациями взрывчатых веществ и материалов, законодательства о частной детективной и охранной деятельности. При выявлении фактов нарушений информировать об этом заинтересованные подразделения органов внутренних дел для принятия мер по их устранению;
- привлекать население административного участка, общественные объединения правоохранительной направленности, граждан и частные охранные предприятия к работе по предупреждению преступлений, проведению индивидуальных профилактических мероприятий в отношении лиц, допускающих правонарушения;
- проверять на причастность к совершенным преступлениям ранее судимых лиц, других категорий правонарушителей, состоящих на профилактическом учете, а также жителей административного участка с противоправным поведением;
- устанавливать доверительные отношения с гражданами с целью получения информации, способствующей предупреждению и раскрытию преступлений и иных правонарушений, розыску преступников и лиц, пропавших без вести;
- выявлять на административном участке лиц, допускающих правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, хронических алкоголиков, психически больных, создающих непосредственную опасность для себя и окружающих. Применять к указанным лицам своевременные меры профилактического и правового воздействия с целью недопущения совершения ими преступлений и административных правонарушений;
- проводить разъяснительную работу по склонению на добровольное лечение в специальные наркологические учреждения лиц, больных наркоманией, а также допускающих потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, и хронических алкоголиков, систематически нарушающих общественный порядок либо ущемляющих законные права и интересы других лиц на почве систематического употребления спиртных напитков, наркотических средств и психотропных веществ. Оказывать содействие работникам здравоохранения в направлении на добровольное либо принудительное лечение психически больных лиц, представляющих опасность для окружающих.
- контролировать соблюдение лицами, освобожденными из мест лишения свободы, ограничений, установленных для них законодательством, а также в пределах своей компетенции в установленном порядке принимать участие в контроле за поведением лиц, осужденных к мерам уголовного наказания, не связанным с лишением свободы.
- выявлять и пресекать преступления, не представляющие общественной опасности, в целях предупреждения тяжких и особо тяжких преступлений против жизни и здоровья граждан, общественного порядка и общественной безопасности.
- оказывать содействие сотрудникам подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел в выявлении родителей или лиц, их заменяющих, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию и обучению детей, а также работников образовательных, воспитательных, лечебных либо иных учреждений, нарушающих права и законные интересы несовершеннолетних, совершающих в отношении их противоправные действия, и по принятию к ним мер и соответствии с законодательством Российской Федерации.
- выявлять на административном участке лиц, нарушающих установленные правила торговли, а также лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без регистрации либо без специального разрешения (лицензии). Принимать к ним в установленном порядке и в пределах своей компетенции меры, предусмотренные законодательством.
- знать места расположения на административном участке и осуществлять периодические проверки автостоянок, гаражных кооперативов, станций технического обслуживания, автосервисов и автомастерских, созданных частными лицами, с целью выявления угнанного, похищенного или причастного к совершению преступлений автотранспорта, а также лиц, занимающихся изменением маркировочных обозначений.
- выявлять на административном участке брошенный, бесхозяйный и разукомплектованный автотранспорт, принимать меры к установлению его принадлежности, проводить проверку на предмет их нахождения в розыске.
4. Участвовать в раскрытии преступлений, по делам о которых предварительное расследование производится в форме дознания и отнесенных федеральным законодательством к компетенции органов внутренних дел. В этих целях:
- осуществлять по поручению начальника органа дознания предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам по преступлениям, выявление и раскрытие которых отнесено к компетенции органов внутренних дел.
- при обнаружении на административном участке деяний, содержащих признаки преступлений, по делам о которых предварительное расследование производится в форме дознания органами внутренних дел, самостоятельно принимать по ним предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством меры, направленные на установление обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу, а в исключительных случаях, вызванных отсутствием следователя, по поручению начальника органа дознания - по уголовным делам о преступлениях, отнесенных к подследственности органов предварительного следствия. Незамедлительно докладывать собранные материалы начальнику органа внутренних дел либо его заместителю для производства по ним дознания либо предварительного следствия.
5. Участвоватьвохране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности:
- обеспечивать охрану общественного порядка на территории административного участка.
- осуществлять регулярный обход административного участка, проверку подъездов домов, чердачных и подвальных помещений, пустующих и подлежащих сносу строений с целью выявления и задержания лиц, представляющих оперативный интерес, пресечения преступлений и других правонарушений.
- докладывать начальнику и дежурному органа внутренних дел об изменении оперативной обстановки на административном участке и вносить предложения о наиболее целесообразной расстановке и использовании сил и средств, участвующих в охране общественного порядка.
- при необходимости по согласованию с руководителями органа внутренних дел, а в их отсутствие - с дежурным по органу внутренних дел осуществлять маневрирование патрульно-постовыми нарядами на территории административного участка.
- проверять несение службы патрульно-постовыми нарядами на административном участке, оказывать им помощь в пресечении преступлений и других правонарушений, в задержании преступников, обеспечивать взаимодействие с общественными объединениями правоохранительной направленности, участвующими в охране общественного порядка.
- информировать патрульно-постовые наряды об изменениях оперативной обстановки и совершении правонарушений на административном участке, а также о лицах, потенциально способных к совершению преступлений и иных правонарушений.
- Осуществлять совместно с патрульно-постовыми нарядами патрулирование административного участка, обход мест возможного появления лиц, нарушающих общественный порядок, обучать милиционеров методам несения патрульно-постовой службы.
- поддерживать постоянную связь с населением, органами местного самоуправления. Не реже одного раза в квартал отчитываться о проделанной работе по охране общественного порядка и борьбе с преступностью перед жителями административного участка, а при необходимости - перед органами местного самоуправления.
6. Принимать меры по защитечастной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. В этих целях должен:
- принимать на административном участке меры по сохранности частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. При необходимости вносить собственникам имущества за подписью начальника горрайлиноргана внутренних дел письменные предложения об устранении выявленных недостатков и принятии конкретных мер по их устранению.
- оказывать содействие представителям государственных контролирующих органов и сотрудникам подразделений по борьбе с экономическими преступлениями в проведении проверок, установлении и задержании лиц, осуществляющих противоправную деятельность в сфере экономики.
- участвовать не реже одного раза в год в пределах своей компетенции в проведении на административном участке проверок состояния технической укрепленности и пожарной безопасности объектов хранения товарно-материальных и культурных ценностей, денежных средств и в принятии в установленном порядке совместно с другими подразделениями органов внутренних дел, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления мер по их технической укрепленности.
- проводить разъяснительную работу среди населения по оборудованию силами и средствами вневедомственной охраны либо других организаций своих квартир и иных объектов собственности средствами охранной либо тревожной сигнализации.
7. Осуществлять розыск отдельных категорий лиц, установление места нахождения которых отнесено к компетенции милиции общественной безопасности. В этих целях должен:
- осуществлять на административном участке по письменным запросам военных комиссариатов мероприятия по установлению места нахождения лиц, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу, прохождения военных сборов или альтернативной гражданской службы. О результатах в установленном порядке уведомлять инициатора розыска;
- осуществлять на административном участке по письменным запросам органов внутренних дел установление местонахождения должников-граждан, объявленных в розыск постановлением судебного пристава-исполнителя. О результатах уведомлять инициатора розыска;
8. Участковый уполномоченный при оказании содействия сотрудникам подразделений криминальной милиции и органов предварительного следствия в исполнении возложенных на них обязанностей должен:
- оказывать содействие сотрудникам криминальной милиции и органов предварительного следствия в преследовании и задержании лиц, подозреваемых в совершении преступления, проверке на территории административного участка мест возможного нахождения лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших;
- при прибытии на место происшествия раньше следственно-оперативной группы принимать меры по охране места происшествия;
- в случае невозможности прибытия на место происшествия следственно-оперативной группы или сотрудников подразделений криминальной милиции самостоятельно проводить предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления и иных обстоятельств, имеющих значение для раскрытия и расследования преступления;
- выявлять на административном участке по приметам и другим данным лиц, объявленных в розыск, устанавливать через родственников и знакомых разыскиваемых лиц, если они ранее проживали на административном участке, сведения, имеющие значение для их розыска и задержания.
- незамедлительно информировать инициаторов розыска об установлении места нахождения разыскиваемого и при необходимости принимать участие в его задержании.
- исполнять по указанию непосредственного начальника в пределах своей компетенции на территории административного участка письменные поручения лиц, производящих дознание, следователя, прокурора и суда о приводе лиц, уклоняющихся от явки по вызову, оказывать им содействие в производстве отдельных процессуальных действий ;
- исполнять в случаях и порядке, установленных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, письменные поручения следователей о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также осуществлять содействие при их проведении;
9.При оказании помощи гражданам, должностным лицам, организациям и общественным объединениям в защите их законных прав и интересов участковый уполномоченный милиции должен:
- оказывать в пределах своей компетенции помощь и содействие территориальным антимонопольным органам, подразделениям органов внутренних дел по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке и исполнению административного законодательства, органам государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации, законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также соответствующим службам и подразделениям органов местного самоуправления, осуществляющим контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг);
- оказывать в пределах предоставленных им законодательством прав содействие судебным приставам-исполнителям при исполнении ими служебных обязанностей в случаях, если судебным приставам-исполнителям препятствуют в совершении исполнительных действий или угрожает опасность их жизни или здоровью;
- обеспечивать по указанию начальника органа внутренних дел или начальника милиции общественной безопасности охрану общественного порядка на административном участке при выселении граждан из жилых помещений по решению суда;
- поддерживать взаимодействие, оказывать содействие и помощь общественным объединениям правоохранительной направленности в осуществлении ими мероприятий по охране общественного порядка и проведении профилактической работы с правонарушителями и другими гражданами, потенциально склонными к совершению противоправных действий;
-осуществлять инструктажи членов общественных объединений правоохранительной направленности, внештатных сотрудников милиции при заступлении их на дежурство по охране правопорядка, оказывать им методическую и практическую помощь в работе;
- информировать членов общественных объединений правоохранительной направленности о совершенных на административном участке правонарушениях, получать от них информацию, представляющую оперативный интерес для органов внутренних дел;
- участвовать в обучении членов общественных объединений правоохранительной направленности, внештатных сотрудников милиции формам и методам работы по охране общественного порядка;
- обобщать и анализировать результаты работы членов общественных объединений правоохранительной направленности и внештатных сотрудников милиции, вносить в установленном порядке начальнику органа внутренних дел либо в органы местного самоуправления предложения об улучшении их деятельности и поощрении членов общественных объединений правоохранительной направленности, внештатных сотрудников милиции, а также отдельных граждан, отличившихся в охране общественного порядка;
10. Участковый уполномоченный в сфере обеспечения безопасности дорожного движения должен:
- контролировать в пределах своей компетенции на административном участке соблюдение водителями автомототранспорта и пешеходами правил дорожного движения;
- изымать в установленном порядке водительские удостоверения у лиц при совершении ими административного правонарушения, влекущего лишение права управления транспортным средством соответствующего вида, а также при исполнении постановления о лишении права управления транспортным средством соответствующего вида или другими видами техники;
- в случае изъятия водительских удостоверений выдавать в установленном порядке временные разрешения на право управления транспортным средством;
- оказывать сотрудникам ДПС помощь в обеспечении движения транспортных средств и пешеходов в местах проведения аварийно-спасательных работ и массовых мероприятий, в розыске угнанных, похищенных и используемых в противоправных целях транспортных средств, а также водителей, скрывшихся с места дорожно-транспортного происшествия;
- участвовать совместно с сотрудниками ДПС в обеспечении беспрепятственного проезда транспортных средств аварийно-спасательных служб в район чрезвычайной ситуации на административном участке;
- проводить на административном участке мероприятия, направленные на выявление и пресечение фактов управления транспортными средствами водителями в состоянии опьянения, а также на профилактику аварийности на автомототранспорте и нарушений правил дорожного движения.
11. Рассматривать обращения и заявления граждан:
- осуществлять прием и регистрацию в журнале обращений и приема граждан участковым уполномоченным милиции поступивших от населения сообщений о совершенных на административном участке правонарушениях с последующей обязательной регистрацией в установленном порядке обращений о совершенных или готовящихся преступлениях в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях.
- рассматривать поступившие письма и заявления граждан, не содержащие признаки состава преступления, в срок не более одного месяца со дня их поступления, а не требующие дополнительного изучения и проверки - безотлагательно, но не позднее 15 дней.
- выявлять при рассмотрении письменных обращений граждан факты и обстоятельства, требующие проверки, а также круг лиц, от которых необходимо получить объяснения, ответы на другие вопросы, подлежащие разрешению;
- принимать по письменным обращениям граждан одно из следующих решений:
О привлечении в пределах установленных полномочий правонарушителей к административной ответственности.
О принятии к правонарушителям мер профилактического воздействия.
О направлении за подписью руководителя органа внутренних дел заявления гражданина по принадлежности (подследственности) с обязательным уведомлением об этом заявителя.
Об отказе в удовлетворении просьбы с разъяснением гражданину мотивов отказа.
- анализировать причины поступления письменных обращений жителей административного участка, в установленном порядке и в пределах своей компетенции принимать меры по их устранению.
12. Осуществлять индивидуальную профилактику правонарушений с лицами, состоящими на профилактическом учет. В этих целях, должен:
Осуществлять в пределах своей компетенции контроль и профилактическую работу со следующими категориями граждан:
- освобожденными из мест лишения свободы, в отношении которых установлены ограничения в соответствии с законом;
- осужденными к мерам наказания, не связанным с лишением свободы;
- освобожденными от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям;
- допускающими правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений;
- хроническими алкоголиками и лицами, больными наркоманией, а также допускающими потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, из числа состоящих на учете в учреждениях здравоохранения, систематически допускающими правонарушения;
- психически больными лицами, представляющими непосредственную опасность для себя и окружающих, состоящими на учете в учреждениях здравоохранения;
- несовершеннолетними правонарушителями, состоящими на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних;
- выявлять на административном участке лиц, подлежащих индивидуальному предупреждению совершения ими преступлений и других правонарушений;
- собирать, систематизировать и использовать полученную о таких лицах информацию в целях осуществления мер индивидуального предупреждения совершения ими преступлений и других правонарушений;
- применять к профилактируемым лицам меры индивидуального предупреждения преступлений в соответствии с принципами и нормами служебной деятельности и при наличии соответствующих законодательных оснований;
- заводить на лиц, состоящих на учете в органе внутренних дел, контрольную карточку, а на лиц, освобожденных из мест лишения свободы, в отношении которых установлены ограничения в соответствии с законом - учетно-профилактическое дело;
- иные обязанности могут быть возложены на участкового уполномоченного только федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами МВД России путем внесения в установленном порядке соответствующих изменений или дополнений в Инструкцию по организации деятельности участкового уполномоченного милиции.
Таким образом, мы видим, что на сотрудников службы участковых уполномоченных полиции органов внутренних дел возлагаются серьезные и многочисленные задачи по охране общественного порядка и борьбе с преступностью. Для полноценного выполнения данных обязанностей Инструкция по организации деятельности участкового уполномоченного милиции наделяет УУП широким кругом полномочий.