Определение социальной работы
КОДЕКС ЭТИКИ
Социального работника
И социального педагога
Содержание
Раздел 1: ВВЕДЕНИЕ______________________________________________ 2
Раздел 2: ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ___________________ 3
Раздел 3: ЦЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ_______________________3
Раздел 4: ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ______________________ 6
Раздел 5: СТАНДАРТЫ ЭТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ_________________ 11
Раздел 6: ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И КОММЕНТАРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ФЕДЕРАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ____ 13
Раздел 7: МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ, НА КОТОРЫХ СТРОЯТСЯ ПРИНЦИПЫ И СТАНДАРТЫ ЭТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ_______ 14
Перед нами - огромное профессиональное пространство,
где каждый может проявить свои лучшие душевные качества.
Раздел 1:
ВВЕДЕНИЕ
1.1. В задачи Кодекса входит характеристика основных этических норм и правил, которыми руководствуются социальные работники и социальные педагоги в своей практической деятельности. Этот документ является манифестом, провозглашающим ценности и принципы, способствующие повышению и поддержанию высокого стандарта профессиональной деятельности каждого работника социальной сферы независимо от занимаемой должности и являющегося членом ССОПиР.
1.2. Кодекс содержит директивы для работников социальной сферы, которые являются членами Союза социальных педагогов и социальных работников. Кодекс может быть использован и другими людьми для определения стандартов профессионализма, ожидаемого от специалистов социальной сферы и студентов социальных вузов. Поэтому работодатели могут включать данный Кодекс в текст контрактов по найму, заключаемых с социальными работниками и социальными педагогами.
1.3. В дальнейшем, ССОПиР будет стремиться к признанию Кодекса всеми остальными специалистами, организациями и институтами, имеющими отношение к данной профессиональной среде (социальной сфере).
1.4. Положения Кодекса ориентирует членов ССОПиР строить практическую деятельность вокруг интересов клиента, вовлекая его на равноправной основе на всех стадиях в процесс оказания ему социальных услуг.
1.5. Кодекс требует от практиков исполнять свои обязанности профессионально, руководствуясь этическими и моральными принципами.
1.6. Кодекс не предоставляет права никому подвергать дискриминации человека в каких бы то ни было целях.
1.7. Согласие с Кодексом этики и его профессиональное и личностное принятие являются своеобразным допуском к профессиям социальной сферы.
1.8. Дополнения, пересмотр и обновление Кодекса является непосредственной обязанностью Правления Союза социальных педагогов и социальных работников и утвержденной Правлением группы экспертов.
1.9. По вопросам толкования или применения Кодекса следует обращаться в первую инстанцию - Правление ССОПиР.
Раздел 2:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
В связи с формированием в России принципиально новой системы социальной защиты и обслуживания населения, отвечающей новым условиям развития российского общества, появилась потребность в соответствующих методических разработках и кадрах социальных работников новой формации. В начале 90-х годов в стране стала создаваться адекватная материально-техническая база и система подготовки кадров для социальной работы. Специальность «социальная работа» была введена в апреле 1991 года, и в этом же году «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих» был дополнен квалификационной характеристикой «специалист по социальной работе». После тщательного обсуждения в профессиональной среде российскими специалистами было выработано и принято следующее определение социальной работы:
Социальная работа - это совокупность видов деятельности (профессиональной и непрофессиональной, служебной и добровольной) по удовлетворению социальных потребностей человека. Тот, кто в любом случае обращается за помощью к социальному работнику, или кому такая помощь предлагается, определяется как клиент (посетитель, заказчик) социальной и социально-педагогической работы. Клиент может представлять собой индивидуума, семью, какую-либо группу или сообщество.
Раздел 3:
ЦЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Компетентность
Компетентность (профессионализм) является ценностью социальной работы и социально-педагогической деятельности, которая обеспечивает качественное решение социальных проблем обратившегося за помощью человека, его социума, социальной среды в целом и
ü обеспечивает принадлежность социального педагога и социального работника к их профессиональной группе;
ü определяет возможность их быстрого профессионального роста и привлечения для решения более сложных задач клиента;
ü побуждает к постоянному повышению уровня профессионализма, освоению новых знаний, развитию навыков и умений практической деятельности, глубокого понимания ценностей социальной работы и освоению методов научного исследования процессов социальной среды.
Социальные работники и социальные педагоги:
а) изучают, используют, распространяют и применяют знания, умения и навыки в практике социальной и социально-педагогической работы;
б) постоянно повышают уровень своего профессионализма, поддерживают и расширяют свою компетентность в целях повышения качества услуг, осуществляя при этом поиск и оценку новых подходов и практических методов (методик, технологий) в своей деятельности;
в) участвуют в научном поиске причин ущемления социальных интересов конкретных людей и социальных групп в целом, выявляют их характер и определяют пути их предупреждения и преодоления;
г) принимают участие в образовательном процессе совместно со своими коллегами, студентами и практикантами, публикуют свой опыт разрешения конкретных социальных проблем клиентов или ситуаций на основе соблюдения принципа конфиденциальности;
ж) признают рамки своей компетентности и не выходят за их пределы в ситуациях, где требуется более высокий уровень решения проблемы; ставят перед руководством вопрос о необходимости дальнейшего повышения своего профессионализма.
Социальный работник и социальный педагог не имеют права использовать свои профессиональные знания, навыки и умения, а также отношения с клиентом в личных целях. Они должны избегать связей и отношений, которые идут во вред клиентам; никогда и ни при каких обстоятельствах не должны вступать в сексуальные отношения с ними.
ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Социальные работники и социальные педагоги, являясь представителями государственных социальных институтов, общественных неправительственных организаций и объединений, действуют в интересах человека, обратившегося к ним за помощью, делая зачастую для него существенно больше, нежели это предписывается должностной инструкцией.
Социальный работник и социальный педагог не должны поддаваться влияниям и нажимам, встречающимся на пути их профессиональной деятельности; их долг - беспристрастно выполнять свои профессиональные обязанности.
Доброжелательность присутствует на всех этапах взаимодействия социального работника и социального педагога с клиентом. Именно она обеспечивает верный тон при совместной работе с человеком, который обратился за помощью, вызывает его на откровенность и взаимодействие. Желая добра человеку, обратившемуся за помощью, социальный работник и социальный педагог осуществляют необходимое руководство его действиями, тактично указывают на ошибки и недостатки, помогают в решении трудных проблем или полностью берут на себя заботу о клиенте.
Личная порядочность социального педагога и социального работника гарантирует качество и эффективность их профессиональной деятельности и обеспечивает выполнение ими требований международного и национального Кодексов этики социального работника и социального педагога.
Раздел 5:
Г.
Принятие этих документов откладывалось Международной Федерацией социальных работников, что было связано с различиями в культуре, религии, традициях и истории становления социальной работы, а также в политическом устройстве в странах, представители которых являются членами МФСР. После долгого обсуждения и согласования на общем собрании МФСР в 1994 году приняла документ«Этика социальной работы: принципы и стандарты», который состоит из двух частей: «Международная декларация этических принципов социальной работы» и «Международные этические стандарты социальных работников». Например, «Международные этические стандарты социальной работы» содержат 5 групп стандартов:
ü Стандарты этического поведения
ü Взаимоотношения с клиентами
ü Взаимоотношения с агентствами и организациями
ü Взаимоотношения с коллегами
ü Отношение к профессии.
7.2. Всеобщая декларация прав человека, 1948 г. (Universal Declaration of Human Rights)
Декларация состоит из 30 статей, которые определяют основные права (гражданские, политические, экономические, социальные и культурные) и свободы всех людей.
Декларация не имеет юридической силы, но представляет собой свод нравственных норм, которые включены во внутреннее законодательство большинства стран мира.
7.3. Международный пакт о гражданских и политических правах, 1966 г. (The International Covenant on Civil and Political Rights)
Документ закрепляет следующие права:
- на жизнь, свободу и личную неприкосновенность;
- не подвергаться пыткам, и жестокому, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению;
- запрещение рабства;
- не подвергаться произвольному аресту и задержанию;
- на свободу слова, религии, собрания и ассоциаций, включая членство в профсоюзах;
- на свободу передвижения и выбора места жительства;
- голосовать на основе системы всеобщего избирательного права;
- на свободное судебное разбирательство;
- на защиту меньшинств.
7.4. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, 1965 г. (The Convention on the Elimination of All forms of Racial Discrimination)
В конвенции гарантируется полная реализация принципа равенства и исключение дискриминации для каждого человека. Документ направлен на ликвидацию расовой дискриминации во всех ее формах и проявлениях, предупреждение и искоренение расистских теорий и практики их осуществления и создание международного сообщества, свободного от всех форм расовой сегрегации и расовой дискриминации.
7.5. Международная конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, 1976 г. (The Convention on the Elimination of all forms of Discrimination against Women)
В Конвенции дается следующее определение понятия дискриминации в отношении женщин: "Любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сведение на нет признание, пользование или осуществление женщинами прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области".
7.6. Конвенция о правах ребенка, 1989 г. (The Convention on the Rights of Children)
Главная цель Конвенции - максимально защитить интересы ребенка. Согласно конвенции, ребенком является каждое лицо в возрасте до 18 лет, если только национальным законодательством не установлен более ранний возраст достижения совершеннолетия.
Конвенция:
- призывает государства, ратифицировавшие данную конвенцию, создавать условия, при которых дети могут принимать активное и творческое участие в социально-политической жизни своих стран;
- защищает детей от всех форм эксплуатации, рассматривая вопрос о детях представителей национальных меньшинств и групп коренных народов;
- рассматривает проблемы злоупотребления наркотиками и отсутствия заботы о детях;
- содержит конкретные предложения, направленные на защиту прав детей, вовлеченных в преступную деятельность;
- признает первостепенную роль семьи и родителей в заботе о детях и их защите, а также обязанность государства помогать родителям в выполнении их обязанностей.
КОДЕКС ЭТИКИ
Социального работника
И социального педагога
Содержание
Раздел 1: ВВЕДЕНИЕ______________________________________________ 2
Раздел 2: ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ___________________ 3
Раздел 3: ЦЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ_______________________3
Раздел 4: ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ______________________ 6
Раздел 5: СТАНДАРТЫ ЭТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ_________________ 11
Раздел 6: ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И КОММЕНТАРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ФЕДЕРАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ____ 13
Раздел 7: МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ, НА КОТОРЫХ СТРОЯТСЯ ПРИНЦИПЫ И СТАНДАРТЫ ЭТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ_______ 14
Перед нами - огромное профессиональное пространство,
где каждый может проявить свои лучшие душевные качества.
Раздел 1:
ВВЕДЕНИЕ
1.1. В задачи Кодекса входит характеристика основных этических норм и правил, которыми руководствуются социальные работники и социальные педагоги в своей практической деятельности. Этот документ является манифестом, провозглашающим ценности и принципы, способствующие повышению и поддержанию высокого стандарта профессиональной деятельности каждого работника социальной сферы независимо от занимаемой должности и являющегося членом ССОПиР.
1.2. Кодекс содержит директивы для работников социальной сферы, которые являются членами Союза социальных педагогов и социальных работников. Кодекс может быть использован и другими людьми для определения стандартов профессионализма, ожидаемого от специалистов социальной сферы и студентов социальных вузов. Поэтому работодатели могут включать данный Кодекс в текст контрактов по найму, заключаемых с социальными работниками и социальными педагогами.
1.3. В дальнейшем, ССОПиР будет стремиться к признанию Кодекса всеми остальными специалистами, организациями и институтами, имеющими отношение к данной профессиональной среде (социальной сфере).
1.4. Положения Кодекса ориентирует членов ССОПиР строить практическую деятельность вокруг интересов клиента, вовлекая его на равноправной основе на всех стадиях в процесс оказания ему социальных услуг.
1.5. Кодекс требует от практиков исполнять свои обязанности профессионально, руководствуясь этическими и моральными принципами.
1.6. Кодекс не предоставляет права никому подвергать дискриминации человека в каких бы то ни было целях.
1.7. Согласие с Кодексом этики и его профессиональное и личностное принятие являются своеобразным допуском к профессиям социальной сферы.
1.8. Дополнения, пересмотр и обновление Кодекса является непосредственной обязанностью Правления Союза социальных педагогов и социальных работников и утвержденной Правлением группы экспертов.
1.9. По вопросам толкования или применения Кодекса следует обращаться в первую инстанцию - Правление ССОПиР.
Раздел 2:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
В связи с формированием в России принципиально новой системы социальной защиты и обслуживания населения, отвечающей новым условиям развития российского общества, появилась потребность в соответствующих методических разработках и кадрах социальных работников новой формации. В начале 90-х годов в стране стала создаваться адекватная материально-техническая база и система подготовки кадров для социальной работы. Специальность «социальная работа» была введена в апреле 1991 года, и в этом же году «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих» был дополнен квалификационной характеристикой «специалист по социальной работе». После тщательного обсуждения в профессиональной среде российскими специалистами было выработано и принято следующее определение социальной работы:
Социальная работа - это совокупность видов деятельности (профессиональной и непрофессиональной, служебной и добровольной) по удовлетворению социальных потребностей человека. Тот, кто в любом случае обращается за помощью к социальному работнику, или кому такая помощь предлагается, определяется как клиент (посетитель, заказчик) социальной и социально-педагогической работы. Клиент может представлять собой индивидуума, семью, какую-либо группу или сообщество.
Раздел 3:
ЦЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ