Закон – это принятый в особом порядке нормативный акт законодательного органа, обладающей высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.
В зависимости от значимости законов в системе действующего законодательства законы подразделяют на конституционные и текущие. Конституционные законы закрепляют основы общественного и государственного строя. К ним относятся Конституция и законы, конкретизирующие ее содержание.
Конституция – это Основной Закон государства, она занимает первое место среди всех нормативно-правовых актов.
Конституционные законы принимаются по вопросам, перечисленным в Конституции (например, Закон о Правительстве РФ, о судебной системе, о Конституционном Суде и т.д.). Для принятия конституционного закона необходимо не менее двух третей от общего числа голосов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации.
Текущие (обыкновенные) законы принимаются на основе и во исполнение конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные стороны экономической, политической, культурной жизни страны.
Текущие (обыкновенные) законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы РФ. В случаях, предусмотренных Конституцией РФ, федеральный закон должен передан на рассмотрение Совета Федерации.
Особыми разновидностями текущих законов являются:
1) органические (кодифицированные) законы – юридически цельные, внутренне согласованные акты, отличающиеся высоким уровнем нормативных обобщений и призванные комплексно регулировать определенную сферу общественной жизни (основы законодательства, кодексы);
2) чрезвычайные (исключительные) законы, которые принимаются при тех или иных чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природными, социальными и иными причинами.
Законы подлежат обязательному официальному опубликованию через семь дней после подписания Президентом РФ в «Российской газете», «Парламентской газете», «Собрании законодательства РФ». Закон вступает в силу, по общему правилу, через десять дней после официального опубликования, либо со дня официального опубликования, либо со дня указанной конкретной даты. Данные положения закреплены в Федеральном законе от 25 мая 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (с последующими изменениями).
Нормативно правовые акты.
Нормативно-правовой акт обладает целым рядом признаков:
■ это результат правотворческой деятельности компетентных органов и должностных лиц государства или уполномоченных государством общественных объединений;
■ содержит общеобязательные правила поведения общего характера (правовые нормы), неперсонифицирован;
■ в предписаниях нормативно-правовых актов выражена государственная воля;
■ принятие и реализация происходит в особом процедурном, процессуальном порядке;
■ наличие строго определенной документальной формы;
■ направлен на регулирование наиболее типичных массовых отношений.
Итак, нормативно-правовой акт – это изданный в особом порядке официальный акт-документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права.
Нормативные акты, как правило, распространяют свое действие на широкий круг субъектов и рассчитаны на многократное их применение. Субъектами, на которых распространяется действие нормативных актов, могут быть как все правоспособные граждане страны, так и граждане определенного пола, возраста, профессии, местожительства и т. п. Однако во всех случаях субъекты составляют весьма значительные группы физических, либо юридических лиц. Одноразовым применением нормативный акт никогда себя не исчерпывает, так как он рассчитан на множество субъектов и многократное применение в аналогичных ситуациях.
Различные нормативные акты в системе права находятся в определенной соподчиненности между собой и поэтому обладают неодинаковой юридической силой. Она зависит от того, какой орган издал данный нормативный акт и какое место занимает этот орган в системе органов государства. Чем выше место государственного органа в механизме государства, тем большей юридической силой обладают принятые им нормативно-правовые акты.
· В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативно-правовые акты подразделяются на нормативные акты государственных органов, общественных объединений, совместные акты; акты, принятые в порядке референдума.
· В зависимости от сферы действия нормативные акты делятся на общефедеральные, акты субъектов РФ, акты органов местного самоуправления, локальные акты. Локальные акты распространяют свое действие на определенное предприятие, учреждение, организацию.
· В зависимости от срока действия нормативные акты могут быть неопределенно длительного действия и временные акты.
· По юридической силе нормативные акты подразделяются на законы и подзаконные нормативные акты.
В отличие от актов применения права нормативные акты носят общий характер, неперсонифицированы, распространяются не на конкретную ситуацию и не на конкретных лиц, а на неограниченное число типичных ситуаций и неограниченное число лиц. Кроме того, акты применения права принимаются только исполнительными, судебными и контрольно-надзорными органами, а нормативные акты – законодательными и исполнительными органами государственной власти, органами местной власти, уполномоченными общественными организациями, а также на референдуме; указанные акты различаются по структуре, по уровню распространения, так как фактически нормативные акты охватывают гораздо больший круг лиц. Процедура принятия нормативных и правоприменительных актов тоже различается.
От актов разъяснений права нормативные акты отличаются прежде всего тем, что содержат правовые нормы, а акты разъяснений права только разъясняют содержание правовых норм; степень обязательности тоже различна, так как акты разъяснений права далеко не всегда бывают общеобязательными в отличие от нормативно-правовых актов; структура праворазъяснительных актов проще и, как правило, они не содержат статей, а включают пункты. Акты разъяснений права могут исходить от очень многих государственных органов, а если носят неофициальный характер – даже от участников юридического процесса.