Естественное право и позитивное право.

Идеи естественного права были выдвинуты уже в античную эпоху (Сократ, Платон и др.). Ест. право – это учение об не зависящем от государства праве, вытекающем из факта рождения и природы человека. Оно разумно и справедливо, распространяется на все времена и народы. Оно вечно и неизменно, как вечны и неизменны природа и разум человека

Понятия естественного права включает в себя представления о прирожденных и неотъемлемых правах человека и гражданина, которые являются обязательными для каждого гос-ва. К ним относят свободу, равенство, семью, собственность, безопасность и др. Основная идея заключается в том, что человек рожден свободным.

Позитивное право создается гос-вом и основывается на требованиях ест. права (права на жизнь, свободное развитие, труд, участие в делах общества и гос-ва).

Позитивное право – это официально признанное, действующее в том или ином гос-ве право, получающее выражение в законах и иных правовых актах ГВ, в том числе в санкционируемых ею обычаях.

В цивилизованном обществе нет оснований для противопоставления ест. и позитивного права, так как последнее закрепляет и охраняет естественные права человека, составляя единую общечеловеческую систему правового регулирования общественных отношений.

Следует иметь в виду, что само естественное право как нравственные и правовые идеи, принципы, идеалы, требования не являются правом в юрид. смысле, а представляет собой мораль, правосознание, демократические устремления, т. е. ближайшую и необходимую предпосылку права. Важная роль в претворении идеалов ест. права принадлежит основанному на нем позитивному или собственно юр. праву.

Правовой нигилизм и правовой идеализм.

Правовой нигилизм и правовой идеализм – формы деформированного правового сознания.

Прав. нигилизм подразумевает негатив., неуважит. отношение к праву, законам, нормативному порядку, правовому воспитанию осн. массы населения. В данном случае право не востребовано обществом, имеет второстепенный характер. Неверие в высокое предназначение, возможности и даже необходимость права – основа данного течения.

В прошлом столетии общество видело данное течение модным. Такие люди безразлично относились к праву, видели в нем нецелесообразный инструмент регуляции общественной жизни. Но именно право вносит стабильность, порядок в общество. Нигилизм был развит в тоталитарном обществе.

Правовой идеализм – это переоценка права. Связан с невысоким уровнем правосознания, прав. культуры,. прав. идеализм также наносит вред государству, обществу. Нельзя видеть в праве единственное средство регуляции жизни общества, тем более если это не обусловлено соц., эконом., полит. Мерами. Абсолютизация права – это иллюзия. Нельзя исправить соц-экон. положение государства только з/д мерами, надо избрать реальный реформистский путь.

Преемственность в праве.

Правопреемственность имеет 2 аспекта: внутренняя и внешняя заданность прав. развития. Внутренний аспект правопреемственности – это связь между разными этапами развития нац. прав. системы отдельного государства, внешний аспект – восприятие нац. прав. системой зарубежного прав. опыта.

Основания: 1. общественные отношения; 2. человек как главный адресат прав. норм; 3. связь между правом и государством.

Проявления преемственности в праве: 1. Наличие одинаковых прав. норм, отраслей права в разных прав. системах. 2. Единообразные правила з/д техники (кодексы делятся на общую и особенную части). 3. Рецепция римского права – восприятие рим. права в совр. условиях многими западными странами. 4. Одинаковые способы прав. регулирования – дозволение, запрет, позитивное обязывание. 5. Одинаковые формы реализации права. 6. Сближение м/н и внутригос. права. 7. Человеческая природа (биология, генетика).

Преемственность в праве — это заимствование правом того или иного государства положений прошлых либо современных ему правовых систем. Какие же элементы сходства можно установить, анализируя правовые системы? Ими являются:

1.Наличие сходных отраслей и институтов в различных или во всех правовых системах.

2.Сходство в технических сторонах правового регулирования.

3.Сходство и даже идентичность в непосредственном объекте и непосредственной цели отдельных правовых институтов.

4.Сходство некоторых правовых норм в области обязательственного права (регуляция институтов купли-продажи, займа, найма и т.д.).

5.Сходство ряда правовых норм, регулирующих отношения между родителями и детьми.

6.Наличие во всех правовых системах норм, предусматривающих наказание за такие преступления, как убийство, кража и т. д.

7.Наличие во всех правовых системах норм (и даже сходство этих норм), учитывающих некоторые биологические законы и факторы, например, наследственность, кровосмешение, биологические особенности полов (например, в трудовом праве), особенности возраста, здоровья субъектов и т.д.

8.Сходство и преемственность в некоторых принципах и институтах процессуального права (право на защиту, гласность, состязательность процесса и т.д.).

9.Использование таких общих формул, как «институт собственности», «содержание института собственности», а его составляют такие элементы, как владение, пользование, распоряжение и другие элементы.

Принципы права.

Право строится и функционирует на основе определенных принципов, которые выражают его сущность и социальное назначение.

Принципы права – это основополагающие начала, ключевые идеи права, определяющие и выражающие его сущность. Принципы права – это объективные свойства права, которые отражают закономерности общественного развития, потребности данного общества. Каждая система общественных отношений регулируются не произвольно, а в соответствии с объективными требованиями, которые составляют сущность системы права.

Принципы права пронизывают все правовые формы, являются стержнем системы права данного государства. Поэтому принципы имеют определяющее значение для регулирования общественных отношений, для юридической практики. Осуществление требований права означает одновременное воплощение в жизнь тех принципов, которые в праве заложены. Соответственно принципы права могут использоваться при преодолении пробелов, при разрешении юридических коллизий.

Принципы права могут

☼ напрямую закрепляться в юридических нормах – нормах-принципах, которые содержатся, как правило, в начальной части законов.

☼ логически выводиться из содержания многочисленных норм, пронизывая включенные в них правила поведения.

Классификация правовых принципов производится в зависимости от того, на какую область правовых норм они распространяются. Три основные группы принципов – это общие, межотраслевые и отраслевые принципы.

Общеправовые принципы определяют наиболее существенные черты права в целом, всей системы права. К ним относятся:

· принцип социальной свободы (свободы человека в различных сферах жизнедеятельности – трудовой, семейной, научной, экономической и пр.);

· принцип социальной справедливости (соответствие между практической ролью индивидов в обществе, между правами и обязанностями, правонарушением и наказанием и т.д.);

· равноправие граждан;

· гуманизм;

· единство прав и обязанностей (субъективное право человека должно быть обеспечено корреспондирующей юридической обязанностью);

· принцип демократизма (реализация идеи о том, что народ выступает источником государственной власти);

· принцип законности;

· принцип сочетания убеждения и принуждения в праве (убеждение и принуждение – это методы государственного руководства обществом, при этом главным выступает убеждение, но когда оно не срабатывает, применяется принуждение).

Межотраслевые принципы касаются одновременно нескольких родственных отраслей права (например, гласность и устность судебного разбирательства в гражданском процессуальном и уголовном процессуальном праве).

Отраслевые принципы характеризуют существенные черты одной конкретной отрасли права (принцип равенства сторон в имущественных отношениях в гражданском праве).

К общеправовым принципам относят:

1. Принцип справедливости имеет особую значимость. Он в наибольшей степени выражает общесоциальную сущность права, стремление к поиску компромисса между участниками правовых связей, между личностью и обществом, гражданином и государством. Справедливость требует соответствия между действиями и их социальными последствиями. Должны быть соразмерны труд и его оплата, нанесение вреда и его возмещение, преступление и наказание. Законы отра­жают эту соразмерность, если отвечают принципу справед­ливости.

2. Принцип равноправия закрепляет равный правовой ста­тус всех граждан, т.е. равные конституционные права и еди­ную для всех правосубъектность. Государство гарантиру­ет равенство прав и свобод человека и гражданина незави­симо от пола, национальности, положения.

3. Принцип гуманизма (закрепляет и обеспечивает условия для защиты чести и достоинства личности).

4. Содержание принципа законности заключается в требовании строгого и неуклонного исполнения и соблюдения норм права всеми субъектами права.

5. Принцип уважения прав человека отражает тот факт, что естественные, прирожденные, неотчуждаемые права человека составляют ядро правовой системы государства. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Функции права.

Наши рекомендации