Изучению конституционного права

Методические рекомендации преподавателям

а) Технологии обучения

Преподавание курса конституционного права осуществляется в основном следующих формах: лекции и практические занятия.

На лекциях предпочтительнее освещать наиболее дискуссионные вопросы теории и практики конституционного права. Теоретические вопросы следует иллюстрировать нормами отраслевого законодательства, примерами правоприменительной практики.

На практических занятиях акцент необходимо делать на решениях казусов.

По теме «права и свободы человека и гражданина» и «органы государственной власти субъектов РФ» можно провести диспут-клубы по наиболее интересным проблемам. Студенты делятся на 2 группы и неделю работают в малых группах для сбора материала и подготовки выступления на диспут-клубе. Это приучает студентов искать информацию, обобщать ее, выступать с докладами и вести дискуссию.

По теме «Выборы Президента РФ» целесообразно провести деловую игру. В начале семестра из числа студентов избирается Избирком, назначаются кандидаты на должность Президента РФ, инициативные группы по выдвижению кандидатов. В начале каждого занятия отводится 10-15 минут на представления программ кандидатов, ответы на вопросы электората, дебаты. Инициативные группы собирают пакет необходимых документов и передают их в избирком. На занятии по теме «Выборы Президента» происходит голосование и подведение итогов выборов и обобщение вопросов, касающихся данной темы.

Экзамены рекомендуется проводить в письменной форме, поскольку это, с одной стороны, позволяет проверить знания студентов по всем темам, а, во-вторых, позволяет наиболее объективно оценить их знания.

б) Формы организации работы со студентами

Для наиболее эффективной работы со студентами на лекционных занятиях необходимо вовлекать студентов в дискуссии по наиболее острым проблемам конституционного права.

На семинарских занятиях следует организовывать студентов для работы в малых группах, проводить деловые игры, диспуты. Для проверки знаний следует в начале занятий проводить небольшие контрольные работы в виде тестов, что позволяет проверить уровень подготовки студентов к теме.

В рамках самостоятельной работы студентов следует рекомендовать им работать со справочно-правовыми системами, имеющимися в университете («КонсультантПлюс», «Гарант»), локальной сети факультета, на которой размещены методические материалы, включая вопросы для практических занятий, положение о письменном экзамене по конституционному праву.

3.2.Методические рекомендации студентам

а) Поэтапные действия студента в процессе работы над темами

Подготовку к практическому занятию следует начать с изучения соответствующего раздела программы курса, где указаны вопросы, изучаемые в данной теме, основная и дополнительная литература, нормативно-правовые акты и судебная практика.

В первую очередь необходимо изучить учебную литературу, затем нормативно-правовые акты. Положения учебника следует постоянно сверять с действующем законодательством, поскольку нормативная база по конституционному праву РФ довольно динамично меняется и, как правило, даже самое свежее издание учебника уже при его издании устаревает в той или иной части.

Для более успешного усвоения теоретического материала рекомендуется составлять схемы, которые не только упорядочивают материал, но и позволяют выявить связи и закономерности в структуре того или иного института конституционного права.

Далее следует приступить к изучению судебной практики. Знакомясь с решениями Конституционного Суда РФ необходимо уделить особое внимание следующим вопросам:

- кто обратился в Конституционный Суд РФ

- что явилось предметом запроса

- какое решение вынес Конституционный Суд РФ

- как аргументировал Конституционный Суд РФ свое решение

- были ли высказаны особые мнения судей и в чем состояла аргументации их позиции.

Для удобства работы с текстом решения Конституционного Суда на семинарских занятиях рекомендуется выделять ключевые места или делать краткий конспект.

После этого можно приступать к последнему этапу освоения материала – чтению периодических изданий, рекомендованных к данной теме. Это позволит хорошо ориентироваться в современной проблематике по данной теме, ознакомиться с мнениями ученых-конституционалистов по дискуссионным вопросам.

За дополнительной информацией можно обратиться к официальным сайтам органов государственной власти и органов местного самоуправления.

б) Рекомендации по самостоятельному изучению теоретического материала и выполнению практических работ

Практические занятия по конституционному праву проводятся с целью выработки у студентов навыков хорошо ориентироваться в нормативном материале, отстаивать свою точку зрения в дискуссионных вопросах, уметь разрешать конкретные правовые казусы. Работа на практических занятиях может проводиться в различных формах: обсуждение наиболее трудных теоретических вопросов, решение казусов, составление правовых документов, проведение деловых игр.

Одним из основных видов работ на практических занятиях является решение казусов. Это способствует выработки таких компетенций как способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5); юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6); владеть навыками подготовки юридических документов (ПК-7); способность толковать различные правовые акты (ПК-13); давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-14).

в) Указания по оформлению практических работ

При решении казусов необходимо использовать нормативно-правовые акты. Для того чтобы успешно решить задачу можно воспользоваться предложенным ниже алгоритмом.

1. Внимательно прочитайте условия задачи.

2. Выделите из ее условия те существенные данные, которые, по вашему мнению, являются ключевыми для применения той или иной нормы.

3. Определите, какой нормативный акт (или несколько) нужно применить в данном случае. Не являлся ли этот вопрос предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ.

4. Найдите в нормативно-правовом акте конкретные статьи, регулирующие данные правоотношения.

5. Обратите внимание, есть ли исключения из этой статьи и не подпадают ли под них некоторые из условий вашей задачи.

6. При устном ответе, четко сформулируйте, как нужно разрешить данный казус и сошлитесь на конкретные статьи (или статью). Можно также дать пояснения, почему вы решили, что именно данные статьи регулируют разрешение данного казуса.

7. При подготовке письменного ответа необходимо дать логичный аргументированный ответ, основываясь на действующем законодательстве.

г) Рекомендации по подготовке курсовых работ

Одним из видов работ, предусмотренных учебным планом является написание курсовой работы. Выбор темы — один из важных вопросов для студента, который он должен решить для себя, поскольку качество курсовой работы во многом определяется правильным выбором ее темы.

При выборе темы необходимо исходить из того, что курсовая ра­бота — это небольшое научное исследование по достаточно узкой проблематике, а не переписывание известных истин. В первую очередь выбор темы курсовой работы по конституционному праву определяется уже имеющимися знаниями по конституционному праву. При выборе те­мы студент должен руководствоваться своим интересом к тому или иному вопросу, желанием глубже его познать.

Если студент испытывает затруднения в самостоятельном выборе темы, то необходимо проконсультироваться у научного руководителя или у преподавателей, ведущих предмет.

В основе выполнения курсовой работы лежит углубленное изуче­ние и осмысление студентами трудов отечественных и зарубежных ученых и практиков, действующего законодательства, эмпирическою материала по России и Калининградской области.

Курсовая работа по конституционному праву представляет собой творческий процесс, который состоит из ряда последовательных стадий (этапов):

1. Выбор темы курсовой работы.

2. Составление плана курсовой работы.

3. Поиск и сбор научной информации, относящейся к теме исследования, изучение литературы.

4. Анализ собранного материала, обработка материала в целом, изложение темы курсовой работы.

5. Уточнение плана курсовой работы, консультация научного руководителя (при необходимости).

6. Оформление курсовой работы.

7. Представление курсовой работы на кафедру международного и европейского права для регистрации и рецензирования.

8. Ознакомление с рецензией и устранение замечаний.

9. Защита курсовой работы (для студентов очной формы обучения).

За основу плана работы можно взять структурирование той или иной те­мы по конституционному праву в классических учебниках, в конспектах лекций, при обобщении основных литературных источников. Структура плана должна быть логичной, намеченные к разработке вопросы взаимосвязаны.

Вполне закономерно, что в процессе работы первоначальный план может изменяться (дополняться, корректироваться).

Традиционно сложилась определенная композиционная структура курсовой работы, основными элементами которой (в порядке их рас­положения) являются следующие:

1. Титульный лист с соответствующими реквизитами.

2. Содержание (план).

3. Введение.

4. Основной текст.

5. Заключение.

6. Список источников.

7. Приложения.

При подготовке курсовой работы необходим поиск источников по соответствующей проблематике. Помимо монографической литературы полезную информацию можно почерпнуть из журналов «Государство и право», «Правоведение», «Вестник МГУ. Серия «Право»», «Конституционное и муниципальное право» и др.

Вполне допустимо использовать и материалы интернет-сайтов, поскольку электронные информационные ресурсы позволяют найти интересный материал по любой тематике. При использовании в тек­сте ресурсов Интернета обязательны ссылки на использованный сайт.

Следует особо подчеркнуть значение нормативных актов, решений Конституционного Суда Российской Федерации, Уставного Суда Калининградской области, используемых в курсовой работе. Умение работать с данным материалом должен продемонстрировать каждый студент. При аргументации научных положений должны присутствовать ссылки на Конституцию Российской Федерации, международно-правовые акты, законы и подзаконные и др. акты.

Введение к курсовой работе.В этом разделе обосновывается ак­туальность выбранной темы, ее цель и содержание поставленных за­дач. Достаточно в пределах 1—2 страниц текста показать главное — суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. Во введении также необходимо отметить, каким аспектам темы (и почему) будет уделено больше внимания, а какие будут затронуты лишь обзорно.

Содержание параграфов основной части должно точно соответствовать теме курсовой работы и полно­стью ее раскрывать. В основной части, во-первых, излагаются теоретические аспекты темы. Необходимо проанализировать использованную литературу, приводя мнения ученых по тем или иным проблемам, и обязательно выразить свое отношение к ним. Ваше мнение может совпадать с мнением кого-либо из ученых или не совпадать. Главное, чтобы оно было аргументировано и показаны ваши рассуждения по данному во­просу в тексте работы.

Особую ценность работе придают предложения автора по совер­шенствованию действующего законодательства.

В заключении курсовой работы подводятся ее итоги и суммиру­ются все выводы. Оно предполагает также наличие обобщенной ито­говой оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем за­ключается ее главный смысл, какие результаты получены.

ΙΙΙ. ГЛОССАРИЙ

Абдикация –добровольная отставка или отречение от должности главы государства.

Аброгация(лат. abrogatio - отмена) – утрата законом силы в результате принятия нового закона, даже в случае отсутствия в последнем специального указания.

Абсентеизм(лат. absentia - отсутствие) – неучастие граждан, обладающих активным избирательным правом, в голосовании на выборах и референдумах.

Абстрактный нормоконтроль –способ проверки органом конституционного контроля конституционности правового акта по запросам органов государственной власти, указанных в конституции или законе, безотносительно к конкретному случаю или к практике применения проверяемого акта.

Автономия(греч. autos – сам и nomos – закон) – особый правовой режим осуществления власти в обособленной сфере, который предполагает передачу части функций по государственному управлению в определенной сфере независимым общественным или государственным органам, (национально-культурная автономия), в том числе с обособленной территориальной сферой (автономные административно-территориальные единицы в РСФСР).

Автономия государственная– создание автономных образований в виде автономных государств или национально-государственных образований, являющихся элементами государственного устройства соответствующего государства.

Автономия национальная –система организационно-правовых институтов интересов отдельных национальных групп населения (этнических общностей), базирующихся на их самоуправлении.

Агитация (предвыборная или по вопросам референдума) – деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании или кампании референдума и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них) либо против всех кандидатов (против всех списков кандидатов), а также к голосованию за или против вопроса, выносимого на референдум.

Административная юстиция– система специальных органов, осуществляющих проверку законности деятельности органов государственной администрации (органов исполнительной власти).

Административно-территориальная единица – территория, выделенная для целей осуществления государственного управления центральной властью и, как правило, не обладающая собственной правосубъектностью.

Администрация –система органов исполнительной власти.

Акцессия –приращение федерации путем приема в состав федерации новых территорий, присоединяемых к уже существующим субъектам, путем приема новых субъектов и путем внутрифедеративного переустройства с образованием новых субъектов.

Альтернативная гражданская служба –особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

Амнистия(греч. аmnestia – забвение) – освобождение от ответственности, наказания или снятие судимости, объявляемое неопределенному кругу лиц парламентом государства, обычно в связи с каким-то событием или праздником.

Апартеид –политика раздельного проживания лиц разных рас или национальностей.

Апатрид– лицо без гражданства.

Апелляция– процедура пересмотра решения юрисдикционного органа (чаще всего суда), при которой вышестоящий орган повторно выявляет и анализирует доказательства, устанавливает факты, имеющие значение для дела и дает им правовую оценку.

Ассиметричность федерации– такое распределение полномочий между федеральной властью и субъектами федерации, при котором субъекты отличаются друг от друга по объему принадлежащих им прав (правовой статус субъектов различен).

Беженец – это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов (совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития) личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз (совокупности условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам).

Бикамерализм –двухпалатная структура парламента.

Билль о правах– 1. международный б. о п. – совокупность ряда международно-правовых актов (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Пакт о социальных и культурных правах 1966, а также некоторые дополнительные протоколы к ним), в которых закрепляются права и свободы человека

2. в Великобритании – закон 1689 года, закреплявший ряд личных прав и прав в области уголовного преследования

3. в США – (а) первые 10 поправок к Конституции США, принятые через несколько лет после конституции и устанавливавшие права и свободы граждан;

– (б) до образования США – законы штатов, закреплявшие права и свободы граждан (первый б. о п. был принят в штате Виржиния в 1776 г.).

Бипатрид –лицо, имеющее двойное гражданство.

Большинство– часть состава общества, избирательного корпуса или коллегиального органа власти, превышающая другие его части. Известен также принцип б. – технический прием принятия решения при голосовании, который заключается в том, что решение считается принятым, если за него подали голоса больше голосующих, чем за другие альтернативные решения (относительное б.), более половины голосующих (абсолютное б.) или заранее установленное количество голосующих– 2/3, 3/4, 3/5 и т.д. (квалифицированное большинство).

Бюллетень– документ, предназначенный для выражения мнения (выбор предложенных вариантов решения) при голосовании. Форма, содержание, порядок использования б. устанавливаются государством.

Верительная грамота –документ, удостоверяющий полномочия лица в качестве дипломатического представителя в иностранном государстве или при международной организации.

Верховенство закона –конституционный принцип, согласно которому закон обладает наибольшей юридической силой (после конституции) в системе нормативных правовых актов.

Верховенство права -конституционный принцип, означающий признание верховенства и прямого действия естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека.

Ветвь власти– система органов государственной власти, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную функцию в соответствии с принципом разделения властей.

Вето(лат. veto – не позволять, запрещать, отклонять) – запрет, налагаемый одним органом на закон, принятый другим органом, который препятствует опубликованию и вступлению в силу этого закона. Вето бывает абсолютным (не может быть преодолено парламентом) и относительным (преодолевается парламентом квалифицированным большинством голосов при соблюдении определенной процедуры), а также отлагательным (откладывает срок вступления закона в силу, но не препятствует его применению после истечения срока) или отменительным (содержит бессрочное препятствие для вступления закона в силу).

Виза– разрешение временно находится на территории государства, выдаваемое компетентными органами лицу, не имеющему гражданства этого государства.

Власть – возможность принимать обязательные для исполнения решения.

Военное положение (война) –особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в случае непосредственной угрозы агрессии (действий иностранного государства (группы государств), совершенных в нарушение норм международного права и непосредственно указывающих на подготовку к совершению акта агрессии против Российской Федерации, включая объявление войны Российской Федерации), а также в случае агрессии против Российской Федерации.

Воинская повинность –обязанность проходить военную службу.

Вотум доверия (недоверия) –выражение парламентом одобрения (неодобрения) политики правительства, которое может быть основанием для принятия кадровых решений (назначений или наоборот отставки отдельных членов правительства или всего правительства в целом).

Всенародное голосование– голосование на общенациональных выборах (парламента, президента) и референдумах.

Всенародное обсуждение– процедура, предусматривающая опубликование проекта совершения каких-то действий или проекта нормативного акта, а также выяснение мнения граждан по его поводу.

Всеобщее избирательное право –один из основных принципов демократической избирательной системы, предполагающий предоставление избирательных прав всем взрослым гражданам без дискриминации и неоправданных ограничений.

Выборы – форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.

Выдача(экстрадиция – от лат. ex – из, вне и tradere– передавать) – передача лица, не являющегося гражданином данного государства, но находящегося и задержанного на его территории, компетентным органам другого государства для привлечения его к ответственности в этом государстве.

Выдвижение кандидата– процедура предложения кандидатур для регистрации в качестве кандидатов. Предшествует регистрации. Может выражаться в обязательном голосовании избирателей, членов партии или представлении документов в порядке самовыдвижения.

Выдворение (высылка)– вид административного наказания, применяемый к иностранцам и состоящий в принудительном перемещении через государственную границу государства.

Вынужденный переселенец – гражданин Российской Федерации (или иностранный гражданин либо лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации), покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Выход из гражданства –прекращение гражданства на основании добровольного волеизъявления гражданина.

Герб –государственный символ, представляющий собой составленный по определенным правилам, охраняемый законом изображение, которое используется государством в качестве своей эмблемы, отражающей историю, культурные, исторические и национальные особенности государства.

Гимн – государственный символ, представляющий собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных законом.

Глава государства – единоличный или коллегиальный орган, представляющий государство в целом внутри и во внешних отношениях, а также выполняющий иные функции, обеспечивающие единство государства.

Голосование– способ принятия решения путем выражения мнения членами какого-то коллектива. Принятие решения может осуществляться с помощью принципа большинства и путем пропорционального учета мнений. Голосование может быть открытым (например, путем поднятия рук, опроса и т.д.) и тайным, как правило, по персональным вопросам (бюллетенями или с помощью специальных электронных систем, не позволяющих установить волеизъявление отдельного голосующего).

Государственная охрана –функция органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер.

Государственное устройство– характеристика государства, отражающая особенности территориальной организации власти (распределение функций и полномочий между центральными и территориальными органами власти).

Государственный орган – единоличный или коллективный субъект (независимо от его гражданско-правовой и иной правосубъектности), на который возложено исполнение публичных функций и деятельность которого в силу этого полностью либо частично финансируется за счет государственного бюджета. В зависимости от характера функций среди государственных органов выделяют органы государственной власти.

Государственный язык –язык, подлежащий обязательному использованию в деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, в официальных процедурах и официальном делопроизводстве.

Гражданство –устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Денонсация –официальный односторонний отказ государства от ранее заключенного международного договора.

Депутат –член представительного органа власти.

Депутатский индемнитет – непривлечение к ответственности депутата за высказывания и действия, связанные с выполнением депутатских функций.

Депутатское объединение– устойчивый коллектив депутатов, созданный, как правило, из единомышленников для осуществления парламентской деятельности – обсуждения и выработки позиции по вопросу, обсуждаемому в представительном органе.

Дискриминация –ограничение или нарушение равенства прав по признакам принадлежности гражданина к определенной социальной группе.

Договор – соглашение (двустороннее волеизъявление) между государственными органами или иными субъектами правовых отношений по поводу передачи прав или совершения каких-либо действий, а также имеющее иные правовые последствия.

Дополнительные выборы –выборы, проводимые для замещения мандата, освободившегося в результате досрочного прекращения полномочий члена представительного органа или должностного лица.

Достоинство – внутренняя самооценка личности, в том числе оценка собственной ценности.

Естественное право –система правовых норм, содержание которых обусловлено природой человека, общества или Вселенной и не подлежит произвольному изменению волей государства или отдельных лиц.

Жалоба– обращение в государственный орган или орган местного самоуправления по поводу нарушения прав, выразившееся в незаконном возложении обязанности, создании препятствия для реализации права или незаконном привлечении к ответственности. Конституционная индивидуальная жалоба – способ защиты конституционных прав от их нарушения законом путем обращения в орган конституционной юстиции.

Жизнь – форма бытия биологических существ, характеризующаяся обменом веществ и другими видами деятельности.

Жилище – помещение, избранное гражданином в качестве места своего пребывания, либо постоянного, а также временного проживания.

Заградительный пункт (или барьер)– условие (правило) при избрании представительного органа по пропорциональной избирательной системе, в соответствии с которым допускаются к распределению мандатов только те избирательные объединения, которые набрали установленный законом процент голосов.

Заключение– правовой акт, выражающий мнение компетентного лица или органа по поводу каких-либо обстоятельств (фактов).

Закон – акт высшей юридической силы, регулирующий наиболее важные общественные отношения, как правило, имеющий нормативный характер.

Законодательная власть –(1) вид государственной деятельности, состоящий в принятии общеобязательных правил поведения (в форме законов), (2) система органов государственной власти, осуществляющих (1).

Законодательная инициатива –внесение в законодательный орган проекта закона и сопроводительных документов, которое влечет обязанность этого органа рассмотреть такой проект.

Законодательный процесс– последовательность совершения действий по внесению проекта (законодательной инициативе), его обсуждению, рассмотрению и принятию, состоящая из ряда стадий (этапов).

Законодательство– совокупность нормативных правовых актов, изданных в форме законов (включая законы конституционные) и указов главы государства по вопросам, требующим законодательного регулирования.

Запрос – обращение в государственный орган или орган местного самоуправления с требованием предоставить информацию (депутатский или парламентский з., в т.ч. интерпелляция) или совершить иные юридически значимые действия (рассмотреть вопрос о конституционности закона).

Защита права – правовой механизм, обеспечивающий условия для реализации субъективного права.

Идеология – система взглядов, убеждений и представлений.

Избирательная кампания – деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении (проведении) выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.

Избирательная комиссия – коллегиальный государственный орган или орган местного самоуправления, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов.

Избирательная система – группа норм избирательного права, устанавливающая особенности порядка определения персонального состава избираемого органа.

Избирательное объединение – специальный термин для обозначения коллективных участников избирательного процесса, которое включает в себя политическую партию, имеющую в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня. При проведении выборов в органы местного самоуправления избирательным объединением является также иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрировано в соответствии с законом на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне.

Избирательное право – 1. В объективном смысле это институт (подотрасль) Конституционного права, представляющая собою совокупность норм, регулирующих порядок подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления.

2. В субъективном смысле это часть более общего конституционного права гражданина Российской Федерации на участие в управлении делами государства. В этом смысле выделяют активное избирательное право – право избирать, – и пассивное избирательное право – быть избранным. Избирательное законодательство предусматривает также иные избирательные права в рамках процесса подготовки и проведения выборов – право на участие в выдвижении кандидатов, право проводить предвыборную агитацию и т.д.

Избирательный залог –денежная сумма, вносимая как условие регистрации кандидата на выборах и возвращаемая в случае, если кандидат наберет установленное законом количество голосов.

Избирательный округ– территория, от которой непосредственно избирается один или несколько депутатов в законодательный (представительный) орган государственной власти.

Избирательный процесс – последовательность совершения действий по подготовке и проведению выборов.

Иммунитет – 1. освобождение от юридической обязанности совершить какие-то действия

2. депутатский и. – неприкосновенность, выражающаяся в невозможности привлечения к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке без согласия определенных законом органов, задержания ареста, обыска (кроме случаев задержания на месте преступления) или допроса, личного досмотра, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Неприкосновенность распространяется на жилые и служебные помещения, используемые личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие документы и багаж, на переписку. Лишение депутатского и. предусматривается в особом порядке и возможно по решению соответствующей палаты парламента.

Императивный мандат(лат. imperativus – повелительный) – принцип правового статуса депутата, сводящийся к отсутствию его самостоятельности и определению содержания депутатской деятельности (в том числе вариант голосования при принятии решения в представительном органе) волей избирателей – их мнениями и наказами, за несоблюдение которых депутат может быть отозван.

Импичмент(англ. impeachment – недоверие, обвинение) – процедура отстранения парламентом от должности главы государства за совершение особо тяжких преступлений (прежде всего государственного характера).

Имплементация –включение норм международного права в национальную правовую систему путем издания соответствующих внутригосударственных норм.

Инаугурация(лат. inaugurare – посвящать) – процедура вступления в должность главы государства, включающая принесение присяги. Правовое значение состоит в обозначении момента отсчета срока полномочий главы государства и прекращение.

Индемнитет – гарантия деятельности депутата, состоящая в (а) невозможности привлечения к уголовной или административной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании и другие действия, соответствующие статусу депутата, (б) праве на отказ от дачи свидетельских показаний по обстоятельствам, ставшим известны депутату в связи с исполнением их своих функций и (в) праве на компенсацию расходов, понесенных в связи с депутатской деятельностью.

Иностранец – иностранный гражданин (физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства) или лицо без гражданства (физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства).

Интерпелляция –парламентский запрос, подаваемый по поводу нарушений законодательства деятельности органов исполнительной власти.

Информация– сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Исполнительная власть

Наши рекомендации