Размеры пособия по безработице

Статья 33 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» определяет общий порядок определения размера пособия по безработице, а также определяет порядок установления размеров максимальной и минимальной величин пособия по безработице.

Такой порядок распространяется на граждан:

1) уволенных по основаниям, не связанным с их виновными действиями, в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы;

2) имевших в этот период оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей);

3) признанных в установленном порядке безработными[40].

К гражданам, размер пособия по безработице которым начисляется по иным правилам, относятся:

– впервые ищущие работу (ранее не работавшие);

–стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;

– прекратившие индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

– уволенные за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

–уволенные в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшие в этот период оплачиваемую работу менее 26 недель;

– направленные органами службы занятости на обучение и отчисленные за виновные действия;

– вышедшие из членов крестьянского (фермерского) хозяйства.

Общий порядок определения размера пособия по безработице установлен в процентном отношении к среднему заработку уволенного работника за последние три месяца по последнему месту работы (службы).

При этом пособие по безработице устанавливается в том случае, если гражданин в течение календарного года (12 месяцев) до обращения в службу занятости имел оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня.

Согласно порядку начисления пособия по безработице, установленного п. 1 статьи 33 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», время выплаты пособия разделяется на два периода:

1) в первом (12-месячном) периоде выплаты пособие безработным гражданам начисляется:

– в первые три месяца в размере 75% от их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца;

– в следующие четыре месяца – в размере 60%;

– в дальнейшем – в размере 45%.

При этом необходимо учитывать, что размер пособия по безработице, начисленного в первом (12-месячном) периоде, не может быть выше максимальной величины пособия и ниже минимальной величины пособия, увеличенных на размер районного коэффициента;

2) во втором (12-месячном) периоде выплаты размер пособия по безработице начисляется в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.

При начислении пособия по безработице и в первом и во втором периоде учитывается районный коэффициент, который в соответствии со ст. 316 ТК РФ устанавливается Правительством РФ для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления предоставлено также право за счет своего бюджета самостоятельно устанавливать более высокие размеры коэффициентов[41].

Законодатель не пояснил причину установления такого сложного двухпериодного порядка начисления пособия по безработице. При этом наиболее логичным в нем представляется включение в расчет пособия районного коэффициента, так как это позволяет рассчитывать пособие по безработице исходя из особенностей социально-экономического развития региона.

Положения п. 1 статьи 33 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», устанавливающие выплату пособия в первом 12-месячном периоде в процентном соотношении к среднему заработку (в размере 75, 60, 45%), превосходят требования Конвенции МОТ № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы»[42], в соответствии с которыми пособие по безработице устанавливается в размере не менее 50% от заработной платы, а в случае сделанного на основании ст. 5 Конвенции заявления - не менее 45% (ст. 15 Конвенции), выплата которого может быть ограничена 26 неделями (6 месяцев) в каждом периоде безработицы или 39 неделями в течение любого периода в 24 месяца (ст. 19 Конвенции). Хотя Российская Федерация не ратифицировала указанную Конвенцию, уже есть основания говорить, что по отдельным показателям российское законодательство приближается к европейскому. Вместе с тем, несмотря на высокие процентные показатели, размер пособия по безработице ограничен установлением его максимальной и минимальной величин.

Как уже было отмечено ранее, пунктом вторым статьи33 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»устанавливается обязанность Правительства РФ ежегодно определять размеры максимальной и минимальной величин пособия по безработице.

На 2017 г. Правительство РФ Постановлением Правительства РФ от 08.12.2016 № 1326«О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2017 год» минимальную величину пособия по безработице установило в размере 850 руб. Максимальная величина пособия по безработице в соответствии с указанным Постановлением составила 4900 руб.

При этом максимальная величина пособия по безработице ощутимо ниже величины прожиточного минимума на душу населения, который определяется ежеквартально Правительством РФ. Согласно Постановлению Правительства РФ от 01.12.2016 № 1275 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за III квартал 2016 г.»[43]величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за I квартал 2015 г. на душу населения составила 9889 руб.

По вопросу такого существенного расхождения двух величин, напрямую относящихся к уровню жизни и уровню доходов граждан, в судебной практике сложилось довольно четкое мнение[44]. В частности, Конституционный Суд РФ указал, что установление минимальной и максимальной величин пособия по безработице, выступающего основной формой социальной поддержки безработных граждан и предназначенного для предоставления безработному гражданину временного источника средств к существованию на разумный период, необходимый для поиска подходящей работы, направлено в том числе на сокращение периода безработицы, стимулирование безработного к активному поиску работы и предотвращение необоснованных отказов от нее[45].

Такое правовое регулирование имеет своей целью обеспечение баланса интересов частных лиц и публичных интересов государства, а потому не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании проведенного исследования, в работе можно сформулировать следующие выводы.

Изучив понятие и правовой статус безработного нами был сделан вывод, что безработные – это незанятые (не имеющие работы и заработка), не полностью занятые (работающие неполное рабочее время), формально занятые, но не имеющие заработка, (находящиеся в вынужденных отпусках по инициативе администрации), граждане, достигшие трудоспособного возраста, ищущие работу, готовые к ней приступить и зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы.

Правовой статус безработного гражданина состоит из прав и обязанностей, которые носят корреспондирующий характер. Праву безработного гражданина на получение подходящей работы корреспондирует обязанность соответствующего органа службы занятости предоставить ему возможность получить информацию об имеющихся вариантах подходящей работы.

Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» закрепляет широкий спектр прав граж­дан.

Проведенный анализ позволил выявить весь комплекс статутных прав, обязанностей и гарантий, принадлежащих безработным, как в широком, так и в узком смысле слова, сравнить уровень государственных гарантий реализации ими права на защиту от безработицы. Это позволило прийти к выводу, что подавляющая часть числа безработных, в силу факта отсутствия официальной регистрации в качестве безработного, лишена значительного комплекса государственных мер содействия занятости и социальной поддержки, предоставляемой официально зарегистрированным безработным. Что приводит к мысли о сложной процедуре регистрации в качестве безработного, о неэффективности работы органов службы занятости по содействию в трудоустройстве безработных граждан, о фактическом неравенстве (при юридическом равенстве) безработных в реализации ими права на защиту от безработицы в зависимости от факта регистрации.

Далее нами был проведен анализ порядка и условий признания граждан безработными на основании статьи 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», котораясодержится перечень признаков, при одновременном наличии которых гражданин признается безработным, то есть лицом, не имеющим постоянного места работы и, соответственно, постоянного заработка.

Проведенный анализ порядка регистрации безработных граждан позволил прийти к выводу, что в целом порядок признания гражданина безработным схематично можно представить следующим образом:

1) регистрация в целях поиска подходящей работы;

2) предъявление перечисленных в п. 2 статьи 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» документов;

3) поиск органами службы занятости подходящей работы в целях ее предоставления данному гражданину (в течение 10 дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы);

4) признание гражданина безработным в случае невозможности предоставления подходящей работы в указанный срок (решение принимается не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости перечисленных в п. 2 статьи 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» документов).

Порядок определения (исчисления) размера пособия по безработице зависит от категории граждан, признанных в установленном порядке безработными.

Говоря о размерах пособия по безработице можно отметить, что на 2017 г. установлена минимальная величина пособия по безработице в размере 850 руб., максимальная величина пособия по безработице составила 4900 руб. (первые 3 месяца выплата пособий составляет 75% от среднего заработка гражданина, но не более 4900 руб., следовательно, для максимальной суммы пособия среднемесячный доход должен быть не менее 6530 руб.).

Наши рекомендации