Понятие и правовой статус безработного

Правовой статус является одной из основных характеристик юридической личности как субъекта правовой отрасли. Определение понятия и элементного состава правового статуса имеет большое значение, при этом вопрос о том, какие элементы входят в содержание правового положения является, несомненно, важным поскольку от его разрешения зависит четкость формулирования положений, касающиеся правового статуса личности, в том числе безработного. Однако вопрос о содержании правового статуса субъекта трудового права до сих пор является дискуссионным[2].

Понятие безработного зависит от целей, для которых оно определяется и установленных критериев. Так, безработные, определенные по критериям Международной организации труда (далее – МОТ), – это лица, достигшие трудоспособного возраста, которые в рассматриваемый период не имели работы (доходного занятия), занимались ее поиском или не искали ее по определенным причинам, но были готовы к ней приступить.

Для правового регулирования понятия безработного устанавливается ряд требований, закрепленных в правовых актах. Анализ ряда Конвенций и Рекомендаций МОТ позволил выявить характерные признаки для его определения. Безработный на международном уровне – это лицо:

- застрахованное (добровольное, обязательное или сочетание обоих способов страхования);

- ранее работавшее, но потерявшее заработок в результате безработицы;

- работающее при сокращенной нормальной или установленной законом продолжительности рабочего времени (частично безработный);

- работающее неполный рабочий день;

- работающее, но временно не получающее заработную плату; способное к систематической работе по какой-то либо профессии;

- способное и готовое работать;

- ищущее (действительно ищущее) подходящую работу.

В российском законодательстве, согласно ст. 79 КЗоТа 1918 г.[3], под безработным понимался всякий, обязанный трудовой повинностью гражданин РСФСР, зарегистрированный в местном отделе распределения рабочей силы как не имеющий работы по своей специальности.

К безработным приравнивались также иные категории работников: получившие работу, продолжительностью не более двух недель (ст. 25), т.е., так называемые, временные работники; получившие работу не по своей специальности и исполняющие ее временно, до получения работы по своей специальности (ст. 29, 30).

В Постановлении от 13 июля 1923 г., о работе бирж труда, выделялось две группы безработных: ищущие труда – безработные, не имеющие никакого заработка или дохода; ищущие труда – имеющие какие-либо занятия и заработок, но желающие получить другую работу. С упразднением бирж в 1933 г., термин «безработный» официально исчез из нормативно-правового регулирования.

Следующим нормативно-правовым актом, закрепившим понятие безработного, стал Закон РСФСР «О занятости населения в РСФСР» от 19 апреля 1991 г. В п. 1 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы к ней приступить. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя[4].

Сравнение приведенных выше признаков безработных, закрепленных в Конвенциях и Рекомендациях МОТ, с признаками безработных, закрепленных в Законе о занятости, позволяет выявить следующие отличия.

По российскому законодательству в качестве безработных не рассматриваются лица:

- частично безработные;

- работающие неполное рабочее время;

- работающие, но временно не получающие заработную плату[5].

Таким образом, российское законодательство лишает указанных лиц возможности признания их безработными, а значит, лишает их права на государственные гарантии защиты от безработицы.

Россия не ратифицировала ни одной из рассмотренных выше Конвенций МОТ, но это не означает, что признаки безработного, закрепленные в них, не должны быть восприняты российским законодательством. России, как государству-члену МОТ, необходимо реализовывать политику МОТ в отношении безработных путем имплементации норм международного права в российское законодательство о труде и занятости.

В науке российского трудового права понятие безработного также основывается на данных положениях и анализируя различные точки зрения можно назвать следующие признаки безработного, которые выделяют большинство ученых: «трудоспособность, отсутствие работы и дохода, регистрация в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, поиск работы и готовность к ней приступить»[6].

Данные условия являются необходимыми для приобретения лицом правового статуса безработного и в совокупности составляют главный элемент содержания правового статуса – правосубъектность, поскольку при ее отсутствии безработный как субъект отношений в сфере занятости не может иметь субъектных прав и обязанностей и соответственно не будет безработного как субъекта трудового права и его юридического статуса[7].

Синтезируя вышеизложенное, считаем, что: безработные – это незанятые (не имеющие работы и заработка), не полностью занятые (работающие неполное рабочее время), формально занятые, но не имеющие заработка, (находящиеся в вынужденных отпусках по инициативе администрации), граждане, достигшие трудоспособного возраста, ищущие работу, готовые к ней приступить и зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы.

Правовой статус безработного гражданина состоит из прав и обязанностей, которые носят корреспондирующий характер. Праву безработного гражданина на получение подходящей работы корреспондирует обязанность соответствующего органа службы занятости предоставить ему возможность получить информацию об имеющихся вариантах подходящей работы.

Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» закрепляет широкий спектр прав граж­дан, признанных в установленном порядке безработными, ко­торые условно можно подразделить на две группы:

1) правомочия, направленные на реализацию права свободно распоряжать­ся своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию;

2) правомочия, обеспечивающие социальную под­держку и материальную помощь безработному в период поиска работы.

В соответствии со ст. 9 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» безработные граждане имеют право на бесплатное получение услуг по психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости. Данному праву корреспондирует обязанность соответствующих органов службы занятости и учебных заведений предоставить безработному гражданину возможность пройти перечисленные виды профессиональной подготовки.

При отсутствии подходящей работы, а также при прохождении профессионального обучения по направлению органов службы занятости безработные граждане имеют право на получение пособия по безработице или заменяющей данное пособие стипендии. В свою очередь органы службы занятости обязаны обеспечить их выплату.

В ст. 12 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» безработным гражданам гарантируется компенсация материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органа службы занятости в размерах, установленных действующим законодательством.

Выплата указанных компенсаций обеспечивается соответствующим органом службы занятости, предложившим безработному гражданину работу или обучение в другой местности.

Безработный гражданин имеет право на бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение. Данному праву корреспондирует обязанность органов службы занятости, медицинских учреждений по бесплатному медицинскому обслуживанию и освидетельствованию безработных граждан.

Органы службы занятости обеспечивают возможность заключения безработными гражданами срочных трудовых договоров для выполнения общественных работ.

Безработный гражданин также имеет право на получение содействия в организации собственного дела.

Поскольку закон относит к числу безработных тех трудоспособных граждан, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней, то и обязанности безработных определяются этими требованиями. Прежде всего, безработные граждане обязаны активно содействовать своему трудоустройству.

Выполнение указанной обязанности выражается не только в регулярном посещении службы занятости в установленные сроки, своевременной явке на переговоры с работодателями, готовности приступить к подходящей работе, но и в самостоятельном поиске работы.

Следующая обязанность безработных граждан заключается в соблюдении порядка и условий регистрации и перерегистрации.

Закон обязывает граждан, признанных безработными, в сроки, установленные органами службы занятости (дни и часы) проходить перерегистрацию, при этом перерегистрация производится не реже двух раз в месяц. При перерегистрации безработные обязаны предъявить трудовую книжку и паспорт.

Безработные должны являться по приглашению в центр занятости для получения направления на работу (учебу).

Закон обязывает безработных граждан являться на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления центром занятости.

На основании вышеперечисленных обязанностей безработного гражданина некоторые из них можно сформулировать как добросовестность и дисципли­нированность.

Таким образом, обращаясь за содействием в государственную службу за­нятости, гражданин должен сообщить определенные сведения о себе и своей семье. На основании этих сведений принимается решение о признании гражданина безработным и назначении ему пособия по безработице. Если же безработный поступил недобросовестно и получал пособие обманным путем, то вы­плата пособия по безработице может быть прекращена с одно­временным снятием с учета в качестве безработного.

Кроме того, безработный обязан являться в органы служ­бы занятости в трезвом виде, так как явка безработного на пе­ререгистрацию в состоянии опьянения влечет за собой соответ­ствующие санкции со стороны органа службы занятости.

Исходя из обязанностей безработного гражданина, следует отметить, что безусловное выполнение безработными гражданами всех возложенных на них законом обязанностей является одним из определяющих условий обеспечения их работой в наиболее краткие сроки.

Проведенный анализ вышеперечисленных источников права позволил выявить весь комплекс статутных прав, обязанностей и гарантий, принадлежащих безработным, как в широком, так и в узком смысле слова, сравнить уровень государственных гарантий реализации ими права на защиту от безработицы. Это позволило придти к выводу, что подавляющая часть (2/3 от общего числа безработных), в силу факта отсутствия официальной регистрации в качестве безработного, лишена значительного комплекса государственных мер содействия занятости и социальной поддержки, предоставляемой официально зарегистрированным безработным.

Это приводит к мысли о сложной процедуре регистрации в качестве безработного, о неэффективности работы органов службы занятости по содействию в трудоустройстве безработных граждан, о фактическом неравенстве (при юридическом равенстве) безработных в реализации ими права на защиту от безработицы в зависимости от факта регистрации.

Наши рекомендации