Прав. основы функционирования сети Интернет. Государственная политика в отношении сети Интернет.
В результате развития телекоммуникационных систем, глобальных сетей и интерактивных средств распространения информации создаются возможности доступа отдельного пользователя к практически неограниченным инф. массивам.
Интернет – это глобальная компьютерная сеть. В отличие от других подобных ему сетей, имеющих одного владельца, Интернет не имеет единого владельца и не подчиняется законам одной страны. “Родителем” Интернета стало Агентство перспективных исследований (Advanced Research Projects Agency – ARPA), к кот.у, в разгар холодной войны (1960–70е гг.), обратилось правительство США с инициативой создания сети, способной обеспечить связь между правительственными узлами в случае начала ядерной атаки. Принимая во внимание необходимость “связать” компьютеры всех видов для совместного использования ими сетевых средств, был разработан протокол управления передачей/межсетевой протокол TCP/IP (Transmission Control Protocol/Internetwork Protocol), позволивший различным компьютерам взаимодействовать друг с другом, как одна эффективно интегрированная компьютерная сеть. Сегодня Интернет связывает, примерно, 25 миллионов компьютерных пользователей. Эта глобальная сеть охватывает, в настоящее время, тысячи университетских, правительственных и корпоративных сетевых систем, связанных высокоскоростными частными и общедоступными сетями.
Интернет является общедоступной сетью, открытой для любого пользователя, имеющего модем и программное обеспечение для работы с протоколом TCP/IP. Доступ в Интернет предоставляется провайдером услуг Интернет (Internet Service Provider – ISP) через постоянное сетевое соединение или через коммутируемую линию.
Интернет можно рассматривать как распределенную всемирную базу знаний, включающую в себя множество различных инф. массивов (инф. ресурсов, баз данных или знаний), состоящих из документов, данных, текстов, объединенных между собой трансграничной телекоммуникационной инф. сетью.
Эта всемирная инф. сеть сформирована на базе множества компьютеров разных типов и назначения, программных средств, инф. ресурсов, средств связи и телекоммуникаций, по которым передается и получается информация.
Применение Интернета позволяет осуществлять различные формы и виды деятельности, кот. получают свое развитие в результате стремления гос-ва к формированию инф. общества:
1) подготовка (обучение) членов общества к работе на персональных компьютерах и в трансграничных информационно-телекоммуникационных сетях;
2) купля-продажа товаров и услуг в сети, связь и коммуникация, отдых и развлечение, медицинское обслуживание и т.п.;
3) возможность каждому практически мгновенно получать полную, точную и достоверную информацию;
4) мгновенная коммуникация каждого члена общества с каждым, каждого со всеми и всех с каждым (например, “чаты” по интересам, живые журналы (блоги) в Интернете).
Т.о., с помощью Интернета активно формируется мировое инф. пространство, составляющее основу инф. общества.
По способам представления информации источники информации в Интернете можно разделить на:
1. Веб-страницы – наиболее распространенный и используемый из инф. ресурсов, представляющий собой страницы гипертекста. Страницы могут содержать текстовую, графическую, звуковую и видеоинформацию.
2. Файловые серверы – это реализация в Интернете традиционного способа представления информации.
3. Телеконференции могут являться важным источником информации. Они разбиваются на группы (рубрики) по тематике. Участвующие в телеконференции могут послать сообщение или комментарии на чужое сообщение.
4. Базы данных могут быть доступны через Интернет.
В целом, Интернет представляет собой автоматизированную информационную систему, которая имеет глобальный (всемирный) характер. Как упоминалось ранее, инф. система, обеспечивающая интеграцию инф. ресурсов, а также в установленном порядке обеспечивающая доступ субъектов инф. отношений к информации, содержащейся в них, называется автоматизированной инф. системой.
Поскольку Интернет не имеет географических границ и неясно, к юрисдикции какого гос-ва он относится, возникает проблема прав. регулирования общественных отношений в виртуальной среде. При этом следует отметить, что именно инф. право составляет основу или юридический базис этой среды.
В законодательстве отсутствует определение Интернета. Несмотря на это, можно выделить следующие существенные признаки сети Интернет:
1) Интернет является совокупностью инф. ресурсов, а также представляет собой совокупность технических (компьютерных) и программных средств, обеспечивающих передачу информации;
2) ресурсы сети Интернет являются общедоступными;
3) Интернет имеет трансграничную (международную) природу;
4) взаимодействие различных элементов сети Интернет осуществляется при помощи протоколов TCP/IP или иных программных средств, обеспечивающих коммутацию пакетов.
Сегодня ведется много споров по поводу того, что такое Интернет с правовой точки зрения. Можно выделить две группы специалистов, высказывающих мнения по этому поводу.
Одна группа специалистовсчитает, что Интернет – такая среда, в которой право принципиально не применимо.
Вторая группаполагает, что право в Интернете займет достойное место, нужно только учитывать особенности и юридические свойства объектов, по поводу кот. субъекты этой среды вступают в отношения, ведущие к юридическим последствиям. И даже высказываются теории о формировании новой отрасли права – “Интернет-права”.
Поскольку Интернет – это, прежде всего, среда инф., то для ее регулирования необходимо использовать инф. законодательство с учетом особенностей общественных отношений в этой сфере.
Особенность регулирования инф. отношений в Интернете определяется именно особенностью физического представления информации в этой сети, в первую очередь, представления ее в электронном виде.При передаче информации по каналам связи, отображении ее на экране компьютера нет твердого носителя,на кот. она зафиксирована, а есть виртуальный, т.е. на ощупь не ощутимый. А это осложняет оформление и представление документированной информации в виртуальной среде и, прежде всего, официальных документов.
В РБ постепенно формируется система нормативных актов, кот. регулируют те или иные аспекты отношений в сети Интернет. Среди них можно назвать З-н РБ от 2812.2009 г. “Об электронном документе и электронной цифровой подписи”, Положение о Национальном правовом Интернет-портале РБ (утверждено Указом През-та РБ от 16.12.2002 г. №609), Указ През-та РБ от 1.02.2010 г. №60 “О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет” и др.
В целом, основными направлениями прав. регулирования отношений в Интернете являются:
1) защита от вредной и незаконной информации (содержания);
2) соблюдение авторских и смежных прав в условиях распространения информации в электронной форме и технически легкого копирования такой информации;
3) вопросы электронного документооборота, доменные имена, прав. регулирование отношений при использовании электронной цифровой подписи;
4) вопросы киберэкономики (электронные деньги, реклама, маркетинг, электронные публикации и т.п.);
5) инф. безопасность как состояние защищенности всех объектов инф. правоотношений в Интернете;
6) правонарушения в Интернете.