Понятие гос. секретов. Сведения, составляющие и не составляющие инф. секреты.

Одним из видов информации является информация с ограниченным доступом, которая обладает особым правовым режимом. К такой информации относится и информация о гос. секретах, доступ к которой наиболее ограничен.

Базовым законом института гос. тайны является З-н РБ от 29.11.1994 г. “О гос. секретах”, который определяет прав. основы отнесения сведений к гос. секретам, их засекречивания, рассекречивания и защиты, а также регулирует отношения, возникающие при обращении с гос.и секретами, в целях обеспечения национальной безопасности РБ.

Согласно ст.1 З-на РБ “О гос. секретах” инф. секреты – это сведения, защищаемые гос-вом в целях предотвращения их несанкционированного распространения и создания угрозы национальной безопасности РБ, а также конституционным правам и свободам граждан.

Носителями гос. секретов выступают материальные объекты, в кот. сведения, составляющие инф. секреты, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов, позволяющих их распознать и идентифицировать.

Инф. секреты подразделяются на две категории: государственная тайна и служебная тайна.

Государственная тайна – это инф. секреты, разглашение или утрата кот. могут повлечь тяжкие последствия для национальной безопасности РБ, а также создать угрозу безопасности граждан либо их конституционным правам и свободам.

Служебная тайна – это инф. секреты, разглашение или утрата кот. могут причинить существенный вред национальной безопасности РБ, а также конституционным правам и свободам граждан. Сведения, составляющие служебную тайну, имеют характер отдельных данных, входящих в состав сведений, составляющих государственную тайну и не раскрывающих ее в целом.

Для гос. тайны устанавливается особенный правовой режим, суть которого заключается в жестком ограничении доступа к такой информации, надежной защите ее от несанкционированного доступа и четком определении круга лиц, которым предоставляется доступ к такой информации.

Режим гос. тайныдолжен определять и устанавливать:

1) информацию, которая относится к гос. тайне, и информацию, которая не может быть отнесена к гос. тайне;

2) порядок отнесения информации к гос. тайне (порядок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну);

3) порядок рассекречивания гос. тайны;

4) особый порядок допуска (или доступа) к гос. тайне;

5) порядок передачи сведений, составляющих государственную тайну;

6) порядок обеспечения защиты гос. тайны;

7) ответственность за нарушения режима гос. тайны.

Сведения, составляющие инф. секреты, рассматриваются как информация, которая в соответствии с законодательством РБ отнесена к гос. секретам, закреплена на их носителях и представлена в виде, позволяющем ее распознавать и идентифицировать.

Совокупность категорий сведений в области экономики, политики, экологии, оперативно-розыскной деятельности, военной сфере и других жизненно важных сферах деятельности, несанкционированное распространение кот. создает или может создать угрозу национальной безопасности РБ, а также конституционным правам и свободам граждан образуют Перечень сведений, составляющих государственную тайну РБ. Этот Перечень был утвержден Указом През-та РБ от 12.04.2004 г. №186 и постоянно обновляется.

В соответствии со ст.14 З-на РБ “О гос. секретах” не подлежат отнесению к гос. секретам и засекречиванию сведения:

1) о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной опасности;

2) о состоянии окружающей среды, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

3) о льготах и компенсациях, предоставляемых гос-вом организациям и физическим лицам;

4) о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

5) о размерах золотого запаса;

6) об обобщенных показателях по внешней задолженности;

7) о состоянии здоровья должностных лиц гос-ва;

8) о фактах нарушения законности гос.и органами, иными организациями и их должностными лицами.

Не подлежат также засекречиванию сведения, кот. в соответствии Законом отн.ся к гос. секретам, в том случае, если затраты на защиту этих сведений превышают размеры вреда, который может быть причинен в результате нарушения правил обращения с ними как с гос.и секретами.

Наши рекомендации