Исторические предпосылки возникновения и становления ОРД
Ярославский филиал
Аккредитованного негосударственного образовательного учреждения
Высшего профессионального образования
«МОСКОВСКАЯ ФИНАНСОВО – ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»
КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ:
ОСНОВЫ ОПЕРАТИВНО - РАЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
для студентов по специальности: «Юриспруденция»
специализация: уголовно - правовая
подготовил: к.ю.н. Кашковский В.В.
Год
Лекция № 1
«Общая характеристика оперативно-розыскной деятельности»
«Введение в курс учебной дисциплины «Основы оперативно-розыскной деятельности»
Вопросы:
1. Понятие и цели ОРД.
2. Исторические предпосылки возникновения и становления ОРД.
3. Объективная необходимость существования ОРД.
4. Место ОРД в государственной системе мер борьбы с преступностью.
5. Возникновение и становление теории ОРД.
6. Система и структура курса «Основы ОРД».
Понятие и цели ОРД.
Одним из факторов, препятствующих осуществлению в России экономических, социальных и общественных преобразований является крайне неблагополучная криминогенная обстановка в стране.
Современное ее состояние характеризуется тревожной тенденцией роста общего числа зарегистрированных преступлений.
Около 60% преступлений являются тяжкими. Высокими темпами развиваются организованная преступность и коррупция, бандитизм, заказные убийства.
Растет число убийств при отягчающих обстоятельствах, террористических актов, захватов заложников, посягательств на жизнь и здоровье представителей органов власти, финансово-банковских и промышленных структур, а также преступлений с применением огнестрельного оружия и взрывных устройств.
Не снижается количество преступных группировок с межрегиональными и международными связями. Значительное количество преступлений остаются не раскрытыми.
Следует отметить и такое негативное явление, как рост числа граждан без вести пропавших. Актуальность розыска таких граждан определяется тем, что по данным органов внутренних дел, они во многих случаях становятся жертвами преступлений _ убийств, доведения до самоубийств, похищений и т.д.
Продолжают расширяться масштабы преступного проникновения в сферу экономики. Свидетельством этого являются серьезные изменения, произошедшие в последние годы в структуре и динамике экономической преступности. Она стала более организованной и профессиональной.
Заметно повышается и интеллектуальный уровень противоправной деятельности, расширяется сфера использования новых способов посягательств на собственность, в том числе на основе современной техники и технологий, а также насильственных методов ее перераспределения.
При этом уже отчетливо видно, что интересы криминальной среды активно устремляются именно в сферу экономики, где на фоне издержек и трудностей экономической реформы, возникли и сохраняются практически неограниченные возможности для быстрого обогащения.
Правоохранительная система государства, включающая суд, прокуратуру, органы внутренних дел, федеральной службы безопасности и некоторые другие государственные институты, призвана свести к минимуму преступные проявления.
При этом многолетняя практика борьбы с преступностью показывает, что для своевременного обнаружения, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений (особенно тяжких), розыска скрывшихся преступников одних только гласных уголовно-процессуальных, криминалистических и иных средств явно не достаточно.
Как уже отмечалось, преступники действуют тайно, тщательно маскируют, фальсифицируют или быстро уничтожают следы противоправных деяний, используют современные технологии и способы совершения преступлений, коррумпированные связи, пробелы в действующем законодательстве.
В этих условиях их действиям должны быть противопоставлены специфические организационно-тактические приемы, позволяющие выявлять их противоправные замыслы и брать под контроль дальнейшее развитие криминально-значимых событий.
Другими словами, для борьбы с криминальными явлениями необходим особый государственно-правовой специфический механизм.
Такой механизм, существует во всех цивилизованных государствах, в том числе и в нашей стране _ это оперативно-розыскная деятельность.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время с помощью оперативно-розыскных сил, средств и методов раскрывается более половины регистрируемых преступлений.
Особая роль оперативно-розыскной деятельности отводится борьбе с экономическими преступлениями, отличающихся высокой степенью латентности и, прежде всего, таких как взяточничество, контрабанда, незаконные сделки с валютными ценностями, незаконное предпринимательство и др. По оценкам специалистов их латентность составляет порядка 90%., а реальные масштабы, как минимум, в три-четыре раза выше регистрируемых.
В самом общем виде ОРД представляет собой систему специальных мероприятий непроцессуального характера, осуществляемых, преимущественно негласно, оперативными подразделениями соответствующих государственных правоохранительных органов, в целях борьбы с преступностью.
К основным признакам, характеризующим ОРД как самостоятельное направление правоохранительной деятельности можно отнести следующие:
— разведывательно-поисковая направленность оперативно-розыскных мероприятий. (Оперативно-розыскная деятельность нацелена на поиск неизвестных фактов и явлений, носящих криминальный характер. Информация об указанных фактах может быть получена либо от самих преступников, либо от их окружения, что предопределяет разведывательный характер ОРД);
— конспиративный характер большинства проводимых ОРМ. (Предполагает, во-первых, сохранение в тайне от преступников и их окружения сущности проводимых ОРМ и, во-вторых, зашифровку тех оперативных возможностей, при помощи которых осуществляется проникновение в преступную среду);
— наличие специальных субъектов ОРД (В Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» (ст.14) определен исчерпывающий перечень субъектов ОРД, которые используют возможности ОРД, применительно своей компетенции);
— особый порядок правовой регламентации ОРД (основана на законах и подзаконных нормативных актах).
В своей совокупности указанные признаки легли в основу понятия оперативно-розыскной деятельности. Так, в ст.1 Федерального закона об ОРД она определяется как вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Приведенное в Законе определение ОРД позволяет сделать следующие выводы:
во-первых, ОРД это особый специфический вид правоохранительной деятельности, который не только определен и поддерживается государством, но регламентируется специальным Федеральным законом;
— во-вторых, ОРД осуществляется гласно и негласно посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (их перечень дан в ст.6 Федерального закона);
— в-третьих, ОРД осуществляют оперативные подразделения государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом;
— в-четвертых, ОРД имеет четко обозначенную цель _ защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Следует подчеркнуть, что, несмотря на то, что в системе мер борьбы с преступностью ОРД, является самостоятельным направлением, она все же носит вспомогательный характер, обусловленный подчиненностью ее целей целям уголовного процесса, а именно, своевременному выявлению, предупреждению и раскрытию, в первую очередь, опасных преступлений, привлечению всех виновных к ответственности, обеспечению полного возмещения материального ущерба.
Необходимость оперативно-розыскной деятельности четко проявляется в системе задач, которые она призвана решать. В соответствии с Федеральным законом (ст. 2) основными задачами ОРДявляются следующие:
— выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
— осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
— добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
Ни для каких иных целей и задач оперативно-розыскная деятельность применяться не должна. Более того, для решения обозначенных задач ОРД осуществляется только в тех случаях, когда открытыми, процессуальными средствами достигнуть указанный целей невозможно или крайне затруднительно.
ОРД — это основанный на федеральном законодательстве вид социально полезной юридической государственной деятельности уполномоченных, на то законодателем субъектов, представляющий собой систему поведенческих актов конспиративного и гласного применения специальных сил, средств и методов, а также совершения оперативно-розыскных действий и принятия оперативно-значимых решений, осуществляемый с целью защиты человека и общества от преступных посягательств при наличии объективного затруднения или невозможности достижения этой цели посредством реализации иных законных средств.
Социальная роль ОРД.Она в границах своего предмета предназначена обеспечивать реализацию правоохранительной (юрисдикционной) функции российского права, т.е. защищать присущими ей специфическими средствами человека, общество и государство от преступных посягательств.
Цели ОРД.Цели этой деятельности указаны в ст. I ФЗ об ОРД. Ими являются: а) защита человека (гражданина) от преступных посягательств (его жизни и здоровья, прав и свобод); б) защита собственности от преступных посягательств; в) обеспечение безопасности общества и государства (в аспекте защиты от лиц, совершающих преступления).
Исторические предпосылки возникновения и становления ОРД.
- потерпевший сам проводил розыск виновного
- Иван Грозный учредил Разбойный Приказ (существовал более 150 лет).
- 1655 - создание Приказа Тайных дел
- слово «сыщик» впервые упоминается в Соборном Уложении (1649 г.)
- Петр-1 в Указе 1695 г. предписывал воеводам «про воров и разбойников проводить тайно всякими методами»
- 1715 г. - создана регулярная полиция
- 1718 г. - создается Тайная канцелярия розыскных дел
- Ванька-Каин - 1741 г.
- в 1802 г. (200 лет) учреждено МВД. ОРД занималась Особая канцелярия МВД.
- Родина сыскной полиции Франция (1810 г.) образована «Сюрте» (Безопасность), которую возглавил бывший каторжник Видок, решивший покончить со своим прошлым и предложившего властям французской столицы услуги в борьбе с преступностью.
В 50-х годах XIX столетия первое сыскное бюро появляется в Лондоне (Скотленд-ярд) /Шотландский двор/.
- 1864 г. Устав уголовного судопроизводства - закреплено право полиции на осуществление негласной разведывательной деятельности
- 1866 г. - при полицейском управлении Петербурга учреждена сыскная часть (возглавил Путилин) на которую возлагалось предупреждение и раскрытие уголовных преступлений с использованием специальных методов и средств.
- Законодательных нормативных актов для сыскной полиции не имелось, использовался Устав уголовного судопроизводства. Содействие оказывали околоточные надзиратели, которым предписывалось негласно собирать сведения от жителей
- В 1878 г. был образован Корпус урядников - помощников становых приставов, на которых возлагалась обязанность проведения некоторых ОРМ
- создание сыскной полиции дало толчок развитию не только ОРД, но и учетно-регистрационной работы. В 1890 г. в Петербурге было образовано антропологическое бюро и фотокабинет на всех преступников
- в 1908 г. образована сыскная часть в 89-и городах России и был принят закон «Об организации сыскной части».
- ОРД в теории определялась как часть дознания. Субъектами выступали Отдельный корпус жандармов, сыскная полиция и военная контрразведка. Правовая база, в основном была ведомственной.
- После 1917 г. в правовом регулировании ОРД можно выделить ряд этапов:
1 - средина 18-ого - конец 20-х годов. Субъекты: ВЧК, ОГПУ, оперативно-розыскные подразделения милиции. В 1922 г. УР был выведен из состава милиции.
2 - 1928-1953 г.г.
3 - 1954-средина 70-х годов
4 - ср. 70-х - август 1991 г.
5 - 1992 г. - н.в.