Эта система была создана относительно недавно
Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ"О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" определил специальный механизм заключения государственных и муниципальных контрактов. Глобально этот механизм действует отчасти в тех пределах, которые определены бюджетным законодательством, в частности, БК РФ определяет, при каких условиях должны применяться положения № 94-ФЗ. Глобально условием применения этого механизма является использование средств бюджетов (государственных или муниципальных).
Бюджетный кодекс определяет, до какого уровня сделки государственных органов, хотя бы даже связанные с расходованием средств бюджета, не требуют применения специальных механизмов размещения заказов и предписывают, чтобы в отношении тех сделок, которые превышают определенный размер, применение специальных процедур размещения государственного заказа.
Основная идея – расходование государственных средств должно осуществляться эффективно. Для того, чтобы оно было эффективным, есть только один способ – при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд объявлять открытый конкурс. Идея 94 закона – это установление специального механизма, который обеспечит экономические интересы государства, сэкономить бюджетные средства, станет лекарством против коррупции.
Устанавливает, что любое размещение заказов по общему должно проводиться в форме конкурса или аукциона. Есть исключение – упрощенные процедуры, в частности, в форме запроса котировок (это ситуация, когда гос. орган, который хочет для своих нужд хочет получить определенный товар, запрашивает хозяйствующие организации об условиях поставок товара (в первую очередь о цене). Соответственно, после запроса он просто выбирает наиболее выгодные условия)
Конкурс или аукцион – более сложная процедура, предполагающая, что формируется определенный проект контракта, условия того, что требуется для гос. нужд, и дальше сопоставляются претенденты на соответствующую поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг по нескольким параметрам, которые определяет сам государственный орган (квалификация, предшествующий опыт деятельности в этой области, цена).
Конкурс позволяет более широко учитывать различные условия, аукцион и запрос котировок связаны исключительно с различием в ценах на одни и те же товары, работы, услуги у разных поставщиков и производителей.
è Глобально закон № 94-ФЗ регулирует порядок подготовки заключения государственного контракта, предполагающий административную процедуру выбора контрагента государства. А дальше, когда контрагент выбран заключается договор, который носит гражданско-правовой характер (договор поставки, договор подряда, договор оказания услуг)
Если вы поговорите с теми, кто сталкивался на практике с применением этого закона, то услышите очень много плохого. Классика – хотели как лучше, но получилось все примерно как обычно. То, что пытались заформализовать, в итоге принесло больше минусов, чем плюсов.
Сегодня любое гос. учреждение или государственный орган, которые используют в своей деятельности средства бюджета, вынуждено заключать любые контракты через процедуры, установленные законом № 94-ФЗ.
Причем, если для коррупционных целей, его хочется обойти, то к этому нет особых препятствий. А если хочется заключить договор на наиболее выгодных условиях, зачастую закон № 94-ФЗ этому препятствует.
Главный недостаток – формализм процедур. Он предполагает очень стандартные, негибкие условия, которые вроде как созданы для того, чтобы уменьшить свободу усмотрения конкретных должностных лиц государственных органов, тем самым снижая потенциальную возможность коррупции, но одновременно предполагая фактически то, что этот формализм может быть вполне использован в противоречии с целями его введения. Например, когда объявляется конкурс, от государственного органа требуется достаточно много действий и их совершение занимает определенное время, кроме того сама процедура размещения заказа тоже занимает определенное время и если государственному органу нужно достаточно срочно получить какой-то товар, то зачастую процедура закона № 94-ФЗ становится просто непреодолимым препятствием для этого. Препятствие может возникнуть в связи с тем, что Если будет так, как теоретически мыслил законодатель, что вот государственный орган захотел чего-нибудь и разместил заказ, а дальше все заинтересованные лица, получив эту информации, побежали заявлять о своей готовности заключить такой контракт и гос. орган просто выбирает более выгодный вариант. На практике все происходит совершенно иначе, потому что если заранее не подготовить уже известного поставщика, очень может быть, что такой заказ, размещенный «в никуда», так никакого отклика и не найдет. А у нас же еще все финансовые отношения жестко обрываются по итогам финансового года, соответственно, “выход за пределы финансового года вообще смерти подобен”,à и получается, что государственный орган имеет риск не потратить деньги, потратить кучу времени и усилий совершенно бессмысленно и кроме того, не получить тот товар, работы, услуги, которая ему требовались.
Вся эта система достаточно часто предполагает, что заключается один крупный контракт в целях экономии сил, времени и это неблагоприятно сказывается на конкуренции, крупные поставщики в этом отношении получают явно необоснованные преимущества перед небольшими поставщиками, которые по отдельным контрактам могли бы предоставить более выгодные условия, но не способны выполнить весь огромный контракт целиком.
По поводу формализованности отдельного упоминания заслуживают требования закона о размещении заказа на специальном вебсайте в интернете. Бывает так, что сайт организован как будто назло и сделан специально так, чтобы там было просто физически невозможно что-либо найти (заказов около ста в час, а системы поиска не существует вообще (Белов похоже говорил о старом сайте, сейчас его обновили)).
Применяя запрос котировок нельзя устанавливать какие-то специфические требования, например, к определенной марке или модели поставляемых товаров и это выливается в крупные неприятности, когда нужно, чтобы поставили комплектующие к технике или расходные материалы. Формально можно указать технические характеристики, а указать марку нельзя à в результате учреждение или орган вынуждены заключать договор на поставку того, что заведомо не будет работать, но другого выхода нет
Сроки – избирательные комиссии добились того, что размещение заказов на изготовление избирательных бюллетеней не подчиняется требованиям законе № 94-ФЗ, потому что сроки размещения заказов и заключения контрактов вообще выходили за пределы избирательной кампании.
Тема 9. Административная деятельность, связанная с ограничением частной свободы (принуждение в широком смысле)