Гос. контроль в области рекламы.
В соответствии со ст. 5 З-на РБ “О рекламе” государственное регулирование в области рекламы осуществляется Президентом РБ, Национальным собранием РБ, Советом Министров РБ, Министерством торговли РБ, местными исполнительными и распорядительными органами и иными гос.и органами в пределах их компетенции.
Одним из направлений государственного регулирования рекламной деятельности является осуществление контроля со стороны гос. органов за соблюдением законодательно установленных правил в области рекламы.
В соответствии с Конституцией РБ Президент РБ определяет единую государственную политику и осуществляет иные полномочия в области рекламы.
Совет Министров РБ в области рекламы в пределах своей компетенции определяет порядок государственного контроля за осуществлением рекламной деятельности.
Непосредственный контроль за соблюдением законодательства о рекламе могут осуществлять Министерство торговли РБ, Министерство информации РБ, местные исполнительные и распорядительные органы и др.
Все они связаны определенными рамками, выходить за пределы кот. не имеют право. Одни органы контролируют содержание рекламы, другие – соблюдение рекламораспространителями специфических требований к рекламе отдельных товаров и услуг, третьи проверяют ведение учета и расчеты за рекламу и т.д.
Полномочия гос. органов по контролю за рекламой регулируются, с одной стороны, нормативными правовыми актами, составляющими законодательство о рекламе; с другой стороны, полномочия гос. органов определяются документами, устанавливающими их статус (как правило, это положения о Мин-вах), а также документами, регулирующими порядок проведения проверок.
Министерство торговли РБ в области рекламы в пределах своей компетенции:
1) осуществляет гос. контроль за осуществлением рекламной деятельности;
2) предупреждает факты ненадлежащей рекламы;
3) выносит нарушителям предписания об устранении выявленного нарушения законодательства о рекламе;
4) принимает и направляет нарушителям решения о признании рекламы ненадлежащей;
5) рассматривает обращения организаций или граждан и иные материалы о нарушении законодательства о рекламе;
6) направляет материалы о нарушении законодательства о рекламе в местные исполнительные и распорядительные органы для прекращения распространения ненадлежащей рекламы, органы прокуратуры или другие правоохранительные органы;
7) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.
Так, Министерство торговли рассмотрело обращение предпринимателя, который указывал на факты осуществления ненадлежащей рекламы в журнале. Министерство торговли установило, что в номерах 12, 13, 14 журнала была размещена реклама ООО “Мебельное производство”, которая содержала утверждения, что изготавливаемая данным ООО мебель является самой дешевой на рынке. В то же время из представленных предпринимателем материалов усматривалось, что по ряду позиций мебель, продаваемая им, была дешевле. Министерство торговли признало данную рекламу ненадлежащей и обязало осуществить контррекламу в том же объеме, что и распространенная реклама, в трех последующих номерах данного журнала. ООО “Мебельное производство” оплатило журналу рекламную площадь, на которой была размещена контрреклама.
Министерство информации РБ напрямую не наделено полномочиями по контролю за соблюдением законодательства о рекламе, однако может осуществлять этот контроль в части деятельности средств массовой информации, издательских, полиграфических предприятий, организаций распространения книг.
В соответствии с п. 3 Положения о Министерстве информации (утверждено постановлением Совета Министров РБ от 26.10.2001 г. №1545) на это министерство возложена задача по контролю за соблюдением законодательства РБ средствами массовой информации, организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими издательскую, полиграфическую деятельность и деятельность по книгораспространению.
З-ном РБ “О средствах массовой информации” предусмотрено право Мин-ва информации выносить предупреждения средствам массовой информации за нарушения законодательства (ст.40), в том числе за превышение допустимого объема рекламы в средстве массовой информации либо публикации рекламы лицензируемого вида деятельности без указания лицензии и т.п. Кроме того, согласно ст. 41 Закона в случае неустранения средством массовой информации нарушений, послуживших основанием для вынесения письменного предупреждения Министерство информации вправе принять решения о приостановлении выпуска данного средства массовой информации.
Местные исполнительные и распорядительные органы в области рекламы на территории соответствующих административно-территориальных единиц в пределах своей компетенции:
1) предупреждают факты ненадлежащей рекламы;
2) выносят нарушителям предписания об устранении выявленного нарушения законодательства о рекламе;
3) принимают и направляют нарушителям решения о признании рекламы ненадлежащей, за исключением решений о признании рекламы недобросовестной;
4) прекращают размещение ненадлежащей рекламы посредством демонтажа средств наружной рекламы, вынесения распространителям рекламы предписаний о прекращении распространения ненадлежащей рекламы или иными способами;
5) рассматривают обращения организаций или граждан и иные материалы о нарушении законодательства о рекламе;
6) направляют в органы прокуратуры и другие правоохранительные органы материалы о нарушении законодательства о рекламе;
7) осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством.