Инф. права и свободы как основа инф. права. Право на поиск, получение и использование информации.
Основу инф. права, его юрид. базис, составляют инф. права и свободы, обеспечение гарантий кот. является основной целью этой новой отрасли права.
Мировое сообщество еще в середине XX столетия ввело прав. механизмы, обеспечивающие гарантии прав и свобод человека и гражданина, значительную роль в кот. играют инф. права и свободы. Инф. права и свободы впервые закреплены во Всеобщей декларации прав человека, утвержденной и провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Например, ст. 19 Декларации закрепила свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от гос. границ.
Конвенция Совета Европы о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) развивает положения, закрепляющие инф. права и свободы. В частности, в статье 10 содержится норма о свободе получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны гос. органов и независимо от гос. границ. Данная статья не препятствует гос-вам осуществлять лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий.
Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. также включал статьи, закрепляющие инф. права и свободы.
Инф. права и свободы закреплены в действующей Конституции РБ.
Свобода информации в конституционном праве представляет собой группу прав и свобод, включающую в себя:
· свободу слова;
· свободу печати и иных средств массовой информации;
· право на получение информации, имеющей общественное значение;
· свободу распространения информации любым законным способом.
Конституционной основой поиска, получения и распространения информации являются следующие положения Конституции РБ:
1) статья 34: “Гражданам РБ гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности гос. органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды.
Инф. органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставить гражданину РБ возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы.
Пользование информацией может быть ограничено законодательством в целях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав”;
2) часть первая ст. 51: “Каждый имеет право на участие в культурной жизни. Это право обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры...”.
3) статья 28: “Каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство”.
4) статья 33: “Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и свободное выражение. Монополизация средств массовой информации гос-вом, общественными или отдельными гражданами, а также цензура не допускаются”.
При этом Конституция РБ защищает общество и каждого его члена от распространения вредной, опасной информации.
В целом, право свободного поиска и получения информации означает:
1) право каждого обращаться в органы гос. власти, общественные объединения, организации, другие структуры за получением необходимой информации;
2) право обращаться в учреждения культуры, иные структуры, к хранителям культурных ценностей с целью получения у них запрашиваемой информации;
3) право свободно получать сообщения, подготавливаемые и распространяемые средствами массовой информации;
4) право получать информацию, содержащуюся в научных трудах и литературных произведениях, а также другую информацию.
В Беларуси базовым актом, регулирующим отношения, возникающие между потребителями информации и ее производителями при обращении информации, является З-н РБ от 10 ноября 2008 года “Об информации, информатизации и защите информации”.
Статья 6 указанного Закона содержит основные положения о праве на информацию:
1. Инф. органы, физические и юридические лица вправе осуществлять поиск, получение, передачу, сбор, обработку, накопление, хранение, распространение и (или) предоставление информации, пользование информацией в соответствии с законодательством РБ.
2. Инф. органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставлять гражданам РБ возможность ознакомления с информацией, затрагивающей их права и законные интересы.
3. Гражданам РБ гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности гос. органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды.
4. Право на информацию не может быть использовано для пропаганды войны или экстремистской деятельности, а также для совершения иных противоправных деяний.
Т.о., право на получение информации, которое может быть ограничено только законом, имеют: гос-во в лице его гос. органов; юридические или физические лица.
Доступ физических и юридических лиц к гос. инф. ресурсам признается основой осуществления общественного контроля за деятельностью органов гос. власти, органов местного управления и самоуправления, общественных, политических и иных организаций, а также за состоянием экономики, экологии и других сфер общественной жизни.
Органы гос. власти, уполномоченные ими юридические лица, обязаны организовывать работу по формированию и предоставлению пользователю открытых инф. ресурсов, являющихся собственностью гос-ва.
Юридические и физические лица, чьи инф. ресурсы содержат документированную информацию о других физических или юридических лицах, обязаны дать возможность лицу ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы. Физические и юридические лица имеют право:
1) на доступ к документированной информации о них;
2) на уточнение этой документированной информации в целях обеспечения ее полноты и точности;
3) оспаривать эту документированную информацию в установленном законодательством порядке;
4) знать, кто и в каких целях накапливает или использует документированную информацию о них.
Отказ в предоставлении информации, необоснованная отсрочка ответа или его непредставление в течение установленного срока, равно как и другие нарушения порядка рассмотрения и удовлетворения запроса, предусмотренного законом, могут быть обжалованы в вышестоящий в порядке подчиненности гос. орган. Если решение вышестоящего органа не удовлетворяет подателя жалобы, жалоба может быть направлена в суд.
Лица, которым неправомерное отказано в доступе к информации, имеют право на возмещение понесенного ущерба.
5. Понятие и виды источников инф. права. Инф. законодательство, его система и тенденции развития.
Под источниками инф. права понимаются внешние формы выражения информационно-прав. норм. Основу источников инф. права составляют нормативные прав. акты инф. законодательства, которое активно развивается.
По уровню принятия нормативных прав. актов инф. законодательства и их действию в пространстве можно выделить общереспубликанские акты и акты органов местного управления и самоуправления.
Республиканский уровень источников инф. права представлен информационно-правовыми нормами Конституции РБ, законами, декретами и указами През-та РБ, постановлениями Правительства РБ, нормативными правовыми актами министерств и иных республиканских органов управления.
Источники инф. права на уровне органов местного управления и самоуправления представляются нормативными правовыми актами этих органов, принимаемыми в порядке применения норм общереспубликанского уровня.
Структура инф. законодательства может быть представлена следующей совокупностью инф. прав. норм и актов инф. законодательства:
1) информационно-прав. нормы международных актов;
2) информационно-прав. нормы Конституции РБ;
3) нормативные прав. акты отрасли инф. законодательства;
4) информационно-прав. нормы в составе других отраслей законодательства.
В Едином правовом классификаторе РБ, утвержденном Указом През-та РБ от 4.01.1999 г. №1, система законодательства об информации и информатизации представлена в следующем виде:
1. Общие вопросы информации и информатизации.
2. Средства массовой информации:
· общие вопросы организации и деятельности средств массовой информации;
· периодические издания;
· радиовещание, телевидение.
3. Издательское дело.
4. Отдельные виды информации: общие вопросы; правовая информация; научно-техническая информация; статистическая информация; коммерческая информация; экономическая информация; реклама.
5. Инф. обслуживание. Инф. услуги.
6. Информатизация. Инф. системы, технологии и средства их обеспечения.
7. Иные вопросы законодательства об информации и информатизации.
Исходную базу прав. регулирования инф. отношений в РБ составляют положения Конституции, закрепляющие основные инф. права и свободы граждан, а также их конституционные гарантии (статьи 2, 5, 21, 23, 28, 33, 34 и т.д.).
Наибольшее число прав. норм, регулирующих инф. отношения, включены в специальные нормативные прав. акты. К их числу отн.ся: З-н РБ от 10 ноября 2008 г. “Об информации, информатизации и защите информации”, З-н РБ от 28 декабря 2009 г. “Об электронном документе и электронной цифровой подписи”, З-н РБ от 29 ноября 1994 г. “О гос. секретах”, З-н РБ от 17 июля 2008 г. “О средствах массовой информации”, Закон РБ от 10 мая 2007 г. “О рекламе”, З-н РБ от 16 мая 1996 г. “Об авторском праве и смежных правах” и др.
Информационно-прав. нормы, опосредующие охранительные инф. правоотношения, содержатся в Уголовном кодексе РБ от 9.06.1999 г., Кодексе РБ об административных правонарушениях от 21.04.2003 г., Законе РБ от 17.07.2007 г. “Об органах внутренних дел РБ”, Законе РБ от 9.07.1999 г. “Об оперативно-розыскной деятельности” и т.д.
Кроме того, принято и действует большое количество президентских, правительственных, ведомственных, иных нормативных прав. актов, содержащих нормы об информации, информатизации и защите информации. Например, указы През-та РБ “О порядке распространения правовой информации в РБ” от 1 декабря 1998 г. № 565; “О некот. вопросах информатизации в РБ” от 6 апреля 1999 г. № 195; “Об утверждении Перечня сведений, составляющих государственную тайну РБ” от 12 апреля 2004 года №186; “О совершенствовании работы гос. органов, иных гос. организаций со средствами массовой информации” от 6 февраля 2009 года №65; “О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет” от 1 февраля 2010 года №60 и др.
Большое значение имеют технические нормативные прав. акты, разрабатываемые в процессе технического нормирования и стандартизации с целью обеспечения защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды; повышения конкурентоспособности продукции (услуг); технической и инф. совместимости, а также взаимозаменяемости продукции; единства измерений; национальной безопасности; устранения технических барьеров в торговле; рационального использования ресурсов. Правовую базу в этой сфере составляют Законы РБ от 5 января 2004 года “О техническом нормировании и стандартизации” и “Об оценке соответствия требованиям технических нормативных прав. актов в области технического нормирования и стандартизации”.
Согласно ст.15 З-на РБ “О техническом нормировании и стандартизации” к техническим нормативным правовым актам отн.ся:
1) технические регламенты;
2) технические кодексы;
3) стандарты, в том числе инф. стандарты, стандарты организаций;
4) технические условия.
Официально изданные технические регламенты, технические кодексы, международные, межинф. (региональные) и инф. стандарты, информация о технических нормативных прав. актах, прошедших государственную регистрацию, а также иные документы, предусмотренные актами законодательства, составляют Национальный фонд технических нормативных прав. актов.
В целом, инф. законодательство РБ находится в постоянном развитии. Перед законодателем стоит непростая задача создания нормативных прав. актов, кот. бы отражали происходящие в инф. сфере процессы, регулировали бы постоянно появляющиеся новые инф. отношения, реагировали бы на развитие инф. технологий.
Информационно-прав. нормы.
Информационно-правовым нормам присущи все основные, характерные черты норм, составляющих правовую систему. Как и нормы других отраслей права, они содержат правила поведения, кот. устанавливаются гос-вом в определенном порядке, форме и вводятся в действие в установленный законодателем срок. Информационно-прав. нормы задают содержание прав и обязанностей субъектов – участников инф. правоотношений, исполнение кот. обеспечивается принудительной силой гос-ва.
Отличие информационно-прав. норм от норм других отраслей права в том, что они регулируют отношения, возникающие в инф. сфере в связи с реализацией инф. прав и свобод и осуществлением инф. процессов при обращении информации.
Совокупность норм инф. права формируется на основе конституционных норм, кот. регулируют отношения, связанные с реализацией инф. прав и свобод. Это, в первую очередь, право каждого на производство, передачу, распространение, получение, поиск и потребление информации законным способом, право на свободное творчество, преподавание, другую интеллектуальную деятельность.
Как и нормы других отраслей права, информационно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотеза определяет условия, обстоятельства, при кот. могут возникать инф. правоотношения, и указывает на круг субъектов — участников этих правоотношений. Например, при установлении порядка получения информации от государственного органа определяются условия обращения потребителя к этому органу и выдачи информации этим органом.
Основу информационно-правовой нормы составляет диспозиция, которая содержит предписание о том, как должны поступать субъекты инф. правоотношений, устанавливаются их права и обязанности.
Защита прав и обеспечение исполнения установленных правил производятся с помощью санкций. Санкции информационно-прав. норм весьма разнообразны. В зависимости от вида информации, характера нанесенного ущерба, условий возникновения правонарушения это может быть гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность.
В конкретной статье нормативного прав. акта могут не присутствовать все три составляющих информационно-правовой нормы. Однако они могут содержаться либо в других статьях данного акта, либо в других актах.
В зависимости от содержания информационно-прав. нормы могут быть материальными и процессуальными.
Материальные информационно-прав. нормы устанавливают структуру элементов и частей инф. сферы. Они определяют содержание гос. политики в инф. сфере, закрепляют комплекс обязанностей, прав, а также ответственность участников инф. процессов, в том числе материальное содержание юридических прав и обязанностей участников инф. правоотношений. Эти нормы устанавливают правовой статус субъектов в инф. сфере, в том числе определяют их обязанности и ответственность за организацию и обеспечение процессов обращения информации, формирование инф. ресурсов и предоставление пользования ими в соответствии с действующим законодательством.
Процессуальные информационно-прав. нормы по своему назначению регламентируют процедуру (порядок, правила) реализации обязанностей и прав, установленных материальными инф.и нормами в рамках регулируемых инф. отношений. Например, этими нормами устанавливается порядок лицензирования и сертификации в инф. сфере, порядок формирования инф. ресурсов, поиска и получения информации из этих ресурсов, другие процедуры прав. регулирования общественных отношений в инф. сфере.
Информационно-прав. нормы могут классифицироваться также в зависимости от способов их воздействия на субъектов правоотношений. По этому основанию выделяют две группы норм: диспозитивные и императивные.
Диспозитивные информационно-прав. нормы применяются при регулировании отношений в области защиты нематериальных благ, имущественных прав, личных неимущественных прав в инф. сфере (например, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, связанные с производством, преобразованием и потреблением информации).
Императивные информационно-прав. нормы устанавливают, в первую очередь, обязанности гос. органов по производству и распространению информации, создаваемой этими структурами в порядке обеспечения конституционных гарантий инф. прав граждан на информацию и исполнения этими органами своей компетенции в этой части. Кроме того, эти нормы устанавливают ф-ции и компетенцию органов гос. власти в области инф. безопасности, по формированию гос. инф. ресурсов, по созданию гос. информационно-телекоммуникационных систем; обеспечивают регулирование отношений по поводу ответственности за правонарушения в инф. сфере. В эту группу входят также нормы, обеспечивающие защиту прав субъектов персональных данных, установление гос. политики в инф. сфере, защиту прав потребителей информации в инф. сфере и другие подобные нормы.
Среди императивных норм выделяют:
1) нормы-определения (дефиниции), даваемые как в пределах тематических статей, так и путем нормативного закрепления понятий;
2) нормы-принципы,кот. закрепляют основные начала организации и деятельности субъектов права, в том числе инф. права (законность, независимость, коллегиальность, гласность и т.п.);
3) нормы-цели, закрепляющие цели и задачи в качестве обязательной нормативной ориентации видов деятельности;
4) компетенционные нормы, очерчивающие легальные пределы деятельности субъектов права в инф. сфере;
5) императивные нормы, содержащие однозначные предписания и закрепляющие обязанности гос. органов, учреждений, организаций и граждан.
Информационно-прав. нормы можно классифицировать по сфере их применения (по масштабу действия):
1) нормы, обязательные на всей территории гос-ва;
2) нормы, обязательные на территории определенной административно-территориальной единицы.
По объему регулирования информационно-прав. нормы подразделяются на нормы:
1) общего действия, распространяющие действие на все сферы и отрасли прав. регулирования, регламентирующие важнейшие стороны инф. деятельности. Это, в первую очередь, нормы, устанавливающие обязанности гос. органов по исполнению ими конституционных обязанностей по предоставлению информации потребителям;
2) межотраслевые, регулирующие инф. отношения, возникающие между группами гос. органов, по обеспечению инф. процессов;
3) отраслевые, действующие в пределах сферы ведения конкретного органа гос. власти;
4) на уровне органов местного управления и самоуправления, действующие в пределах административно-территориальной единицы.