Статья 5.1. Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума.

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, связанные с осуществлением избирательных прав граждан и правом на участие в референдуме, в частности с установленным законодательством правом граждан на ознакомление со списком избирателей (списком лиц, имеющих право участвовать в референдуме).

В списки избирателей, участников референдума включаются граждане по месту жительства или по факту временного пребывания на территории данного участка, обладающие на день проведения голосования активным избирательным правом, правом на участие в референдуме. В списки избирателей на выборах в органы местного самоуправления, списки участников местного референдума могут включаться также дееспособные иностранные граждане, достигшие 18-летнего возраста, постоянно проживающие на территории муниципального образования, в котором проводятся выборы или референдум.

На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

Список избирателей представляется участковой избирательной комиссией для ознакомления избирателей и дополнительного уточнения данных за 10 дней до дня выборов. Список лиц, имеющих право на участие в референдуме, представляется комиссией референдума для ознакомления участников референдума за 20 дней до дня проведения референдума.

Гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, ознакомившись со списком избирателей, участников референдума, вправе подать заявление в участковую избирательную комиссию, комиссию референдума, указав на невключение его в этот список, на любую ошибку или неточность в списке избирателей, участников референдума.

В течение 24 часов, а в день голосования в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования, участковая избирательная комиссия, комиссия референдума обязана проверить заявление и либо устранить ошибку или неточность, либо дать заявителю письменный ответ с указанием причин отклонения заявления. Вносить какие-либо изменения в списки избирателей, участников референдума после окончания голосования и начала подсчета голосов запрещается.

Объективная сторона правонарушения выражается в совершении членом избирательной комиссии (комиссии референдума) действий или бездействия, нарушающих права граждан на ознакомление со списком избирателей (участников референдума).

Субъектами правонарушения являются член участковой избирательной комиссии (комиссии референдума), в том числе председатель, его заместитель, секретарь и другой член комиссии, к которому обратился гражданин с просьбой об ознакомлении со списком и получил отказ, или член избирательной комиссии (комиссии референдума), к которому поступило заявление гражданина или указание председателя комиссии рассмотреть поступившее заявление и который нарушил установленные законом сроки и порядок его рассмотрения.

Данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

Статья 5.6. Нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата, избирательного объединения, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума либо представителя средства массовой информации.

Нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата, избирательного объединения, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума либо представителя средства массовой информации на осуществление наблюдения и на своевременное получение информации и копий избирательных документов, документов референдума, получение которых предусмотрено законом, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.6 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 29 статьи 68 Федерального закона № 67-ФЗ по требованию члена участковой избирательной комиссии, наблюдателя, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 Федерального закона № 67-ФЗ, участковая комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования (в том числе составленного повторно) обязана выдать указанным лицам заверенную копию протокола об итогах голосования.

Участковая комиссия отмечает факт выдачи заверенной копии в соответствующем реестре. Лицо, получившее копию, расписывается в указанном реестре. Ответственность за соответствие в полном объеме данных, содержащихся в копии протокола об итогах голосования, несет лицо, заверившее указанную копию протокола. Выдача председателем, заместителем председателя, секретарем или иным членом избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса указанным лицам заверенной копии протокола об итогах голосования, о результатах выборов или референдума, содержащей данные, которые не соответствуют данным, содержащимся в первом экземпляре соответствующего протокола, либо заверение копии протокола с нарушением требований, предусмотренных законом, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.6 КоАП РФ.

Наши рекомендации