Члены избирательных комиссий
ЧЛЕНЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ
С ПРАВОМ СОВЕЩАТЕЛЬНОГО ГОЛОСА, НАБЛЮДАТЕЛИ
НА ВЫБОРАХ, РЕФЕРЕНДУМАХ
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Москва
2015
Под общей редакцией Л.Г. Ивлева,
заместителя Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации,
кандидата философских наук, доцента
Авторы-составители:
Конкин Н.Е.,
секретарь Центральной избирательной комиссии Российской Федерации,
Гришина М.В.,
член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации,
заслуженный юрист Российской Федерации,
Симонова С.В.,
начальник Управления по взаимодействию с политическими партиями, общественными организациями и органами государственной власти,
Ягодина О.Л.,
начальник отдела по работе с общественными объединениями и молодежными организациями Управления по взаимодействию с политическими партиями, общественными организациями и органами государственной власти,
Козырь Е.А.,
заместитель начальника отдела по взаимодействию с Федеральным Собранием Российской Федерации и политическими партиями Управления по взаимодействию с политическими партиями, общественными организациями и органами государственной власти,
Кириенко Г.С.,
главный советник отдела по взаимодействию с Федеральным Собранием Российской Федерации и политическими партиями Управления по взаимодействию с политическими партиями, общественными организациями и органами государственной власти,
кандидат юридических наук,
Гирфанова Л.И.,
старший специалист 1 разряда отдела по взаимодействию с Федеральным Собранием Российской Федерации и политическими партиями Управления по взаимодействию с политическими партиями, общественными организациями и органами государственной власти,
Иванченко А.В.,
руководитель Российского центра обучения избирательным технологиям при
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации,
Акаевич В.Г.,
заместитель руководителя Российского центра обучения избирательным технологиям при
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………….4
Рекомендации по изучению учебно-методического пособия…………...5
Глоссарий…………………………………………………………………...6
Тема 1. Правовые основы организации наблюдения за проведением выборов, референдума
1.1. Нормативные правовые акты, регулирующие порядок осуществления наблюдения за проведением выборов, референдума, система избирательных комиссий Российской Федерации, комиссий референдума………………………………………..………………………….…..9
1.2. Правовой статус члена комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателя………………………………………………………………….…..12
Тема 2. Участие членов комиссий с правом совещательного голоса, наблюдателей в работе избирательных комиссий, комиссий референдума при проведении выборов, референдума
2.1. Подготовка члена комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателя к работе в избирательной комиссии, комиссии референдума...19
2.2. Участие члена комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателя в проведении выборов, референдума…………………………...22
Тема 3. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о выборах, референдуме
3.1. Нарушения в день голосования на выборах, референдуме………..38
3.2. Фиксация наблюдателем нарушений в день голосования на выборах, референдуме…………………………………………………………..48
Список рекомендуемой литературы……………………………………..51
Приложение 1. Форма нагрудного знака наблюдателя...………………55
Приложение 2. Форма уведомления о назначении члена комиссии с правом совещательного голоса………………………….……………………...56
Приложение 3. Форма направления наблюдателя……………………...57
ВВЕДЕНИЕ
В учебно-методическом пособии «Члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса, наблюдатели на выборах, референдумах» (далее – учебно-методическое пособие) рассматриваются вопросы правового регулирования участия членов комиссий с правом совещательного голоса, наблюдателей в проведении выборов, референдума. Отдельное внимание уделено анализу особенностей правового статуса указанных субъектов избирательного процесса, их прав и обязанностей, а также юридической ответственности в случае нарушения законодательства Российской Федерации о выборах, референдуме. Проанализирован порядок участия членов комиссий с правом совещательного голоса, наблюдателей в проведении выборов, референдума в участковых и территориальных избирательных комиссиях.
Главная цель подготовки пособия – оказание методической и практической помощи членам избирательных комиссий, наблюдателям, другим участникам избирательного процесса, студентам юридических факультетов вузов, гражданским активистам и всем, кто интересуется избирательным процессом.
В учебно-методическом пособии освещены следующие вопросы:
о правовых основах организации и проведения выборов, референдума;
о системе и статусе избирательных комиссий Российской Федерации, комиссий референдума;
о правовом статусе члена комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателя;
о работе члена комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателя в помещении для голосования избирательной комиссии, комиссии референдума;
об участии в наблюдении за процессом досрочного голосования, голосования вне помещения для голосования, голосования избирателей, участников референдума по открепительному удостоверению, за подсчетом голосов избирателей, участников референдума, установлением итогов голосования и определением результатов выборов, референдума избирательной комиссией.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ
В учебно-методическом пособии предусмотрены такие формы самостоятельного изучения учебного материала как лекционный материал, а также презентационный материал.
В лекционном материале наиболее подробно рассматриваются основополагающие теоретические положения о правовых и организационных аспектах деятельности членов комиссий с правом совещательного голоса, наблюдателей, практические вопросы их участия в работе избирательных комиссий, комиссий референдума при проведении выборов, референдума.
В презентационном материале в наиболее общем (кратком) изложении представлен учебный материал, позволяющий в кратчайший срок изучить основные положения, характеризующие правовой статус и порядок деятельности членов комиссий с правом совещательного голоса, наблюдателей на выборах, референдуме.
Формой итогового контроля является тестирование, которое имеет целью проверить и оценить уровень освоения учебного материала, уровень полученных знаний и умение применять их в решении практических задач, возникающих в процессе исполнения обязанностей члена комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателя.
ГЛОССАРИЙ
административная ответственность за нарушение избирательных прав граждан – предусмотренная Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях юридическая ответственность за совершение административных правонарушений, посягающих на избирательные права граждан;
бюллетень избирательный – документ установленной формы, выдаваемый избирателю для участия в голосовании на выборах, референдуме и лично им заполняемый в целях фиксации своего волеизъявления;
выборы – форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица;
ГАС «Выборы» – Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы»;
голосование (порядок) – совокупность правовых норм, направленных на регламентацию процесса волеизъявления граждан, связанного с формированием органа государственной власти, органа местного самоуправления или избранием должностного лица;
голосование вне помещения для голосования (порядок) – совокупность правовых норм, обеспечивающих возможность избирателю проголосовать вне помещения для голосования в случае, если он не имеет возможности самостоятельно прибыть в помещение для голосования;
голосование досрочное (порядок) – установленная избирательным законодательством процедура реализации гражданами активного избирательного права до наступления дня голосования;
голосование повторное (порядок) – совокупность правовых норм, обеспечивающих повторное волеизъявление избирателей на тех же выборах в случаях, предусмотренных законом;
избирательная кампания – деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов;
избирательная комиссия – коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов, референдума;
избирательное объединение – политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня. При проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам, глав муниципальных образований избирательным объединением является также иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрировано в соответствии с законом на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне, или соответствующее структурное подразделение указанного общественного объединения. При этом указанное общественное объединение либо внесенные в его устав изменения и дополнения, предусматривающие участие в выборах, должны быть зарегистрированы не позднее чем за один год до дня голосования, а в случае назначения выборов в орган местного самоуправления в связи с досрочным прекращением его полномочий - не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования. Указанные сроки не распространяются на иные изменения и дополнения, вносимые в устав общественного объединения;
избирательный округ – территория, которая образована (определена) в соответствии с законом и от которой непосредственно гражданами Российской Федерации избираются депутат (депутаты), выборное должностное лицо (выборные должностные лица);
избирательный округ единый – избирательный округ, включающий в себя всю территорию, на которой проводятся выборы;
избирательный округ многомандатный – избирательный округ, в котором избираются несколько депутатов и в котором за каждого из них избиратели голосуют персонально;
избирательный округ одномандатный – избирательный округ, в котором избирается один депутат и в котором избиратели голосуют персонально за одну кандидатуру;
избирательный участок – структурная часть избирательного округа, образуемая для проведения голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума;
комиссия референдума – коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение референдума;
наблюдатель – гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью избирательной комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума;
наблюдатель иностранный (международный) (иностранный (международный) наблюдатель) – представитель иностранной или международной организации, наделенный правом осуществлять в порядке, установленном законом, наблюдение за подготовкой и проведением выборов, референдума в Российской Федерации;
обжалование решения и действия (бездействия) избирательной комиссии в административном порядке – подача жалобы в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию с требованием проверки законности решения и действия (бездействия) избирательной комиссии и ее должностных лиц по вопросам реализации избирательных прав;
открепительное удостоверение – документ строгой отчетности, удостоверяющий право граждан принять участие в голосовании на любом избирательном участке, участке референдума в пределах избирательного округа, округа референдума, где гражданин обладает активным избирательным правом, правом на участие в референдуме;
референдум – форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан, обладающих правом на участие в референдуме;
судебное обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права граждан – подача в соответствующий суд общей юрисдикции жалобы или заявления с требованием о проверке законности решений и действий (бездействия) избирательных комиссий, комиссий референдума органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований, общественных объединений и должностных лиц по вопросам реализации избирательных прав;
территориальная избирательная комиссия (ТИК) – коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов на определенной территории;
уголовная ответственность за нарушение избирательных прав граждан – предусмотренная Уголовным кодексом Российской Федерации юридическая ответственность за совершение преступлений, посягающих на избирательные права граждан;
участковая избирательная комиссия (УИК) – коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, установленные законом, и обеспечивающий процесс голосования избирателей, участников референдума на соответствующем избирательном участке, участке референдума;
член избирательной комиссии с правом решающего голоса – гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, назначенный в состав избирательной комиссии уполномоченным органом в целях обеспечения реализации ее полномочий;
член избирательной комиссии с правом совещательного голоса – гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, назначенный в избирательную комиссию кандидатом, избирательным объединением в случаях и порядке, предусмотренных избирательным законодательством в целях контроля за деятельностью избирательной комиссии, а также представления интересов лиц, их назначивших.
Комиссий референдума
Основные принципы организации и проведения выборов, референдума, полномочия и порядок деятельности членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом совещательного голоса, наблюдателей определены в следующих актах:
Конституции Российской Федерации;
Федеральном законе от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ);
Федеральном законе от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях»;
Федеральном законе от 26.11.1996 № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»;
Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (далее – КоАП РФ);
Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ[1];
Уголовном кодексе Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (далее – УК РФ), и др.
При этом вопросы правового регулирования конкретных выборов урегулированы соответствующими федеральными законами, например, Федеральным законом от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», Федеральным законом от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» или законами субъектов Российской Федерации о выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, о выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), о выборах глав, депутатов представительных органов муниципальных образований.
Вопросы подготовки и проведения референдума урегулированы Федеральным конституционным законом от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами муниципальных образований о референдуме.
Существуют и иные акты, регламентирующие особенности порядка организации и проведения выборов, референдума, например уставы муниципальных образований, акты избирательных комиссий по вопросам реализации избирательных процедур и совершения избирательных действий.
Таким образом, важно, чтобы член избирательной комиссии, комиссии референдума с правом совещательного голоса, наблюдатель знал как основные избирательные принципы, действующие в Российской Федерации, так и определенные специальным законом правила, касающиеся конкретных выборов, референдума.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона № 67-ФЗ в Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии, комиссии референдума:
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;
избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;
избирательные комиссии муниципальных образований;
окружные избирательные комиссии;
территориальные (районные, городские и другие) комиссии;
участковые комиссии.
Виды избирательных комиссий отличаются друг от друга полномочиями, территориальным масштабом деятельности, порядком формирования, юридической силой принимаемых ими решений.
ЦИК России является федеральным государственным органом, организующим подготовку и проведение выборов, референдума в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной федеральными законами.
Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации являются государственными органами субъектов Российской Федерации, организующими подготовку и проведение выборов, референдума в субъектах Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной Федеральным законом № 67-ФЗ, иными федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.
Избирательная комиссия, организующая в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, является избирательной комиссией муниципального образования. Данная избирательная комиссия является муниципальным органом и не входит в структуру органов местного самоуправления.
Окружные избирательные комиссии формируются в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 26.11.1996 № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», при проведении выборов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам. Полномочия окружных избирательных комиссий могут возлагаться на иные избирательные комиссии.
Положение территориальных комиссий в системе государственных органов в субъектах Российской Федерации определяется законами субъекта Российской Федерации.
Участковые комиссии создаются на каждом избирательном участке и формируются окружной или территориальной избирательной комиссией. Участковые комиссии образуются для непосредственного обеспечения процесса голосования избирателей, участников референдума и подсчета их голосов на каждом избирательном участке, участке референдума. По существу участковые комиссии выступают первичным звеном в организации и проведении выборов всех уровней.
При проведении соответствующих референдумов ЦИК России избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, территориальные, участковые избирательные комиссии действуют в качестве комиссий референдума.
При проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Президента Российской Федерации ЦИК России вправе сформировать одну либо несколько территориальных комиссий для руководства деятельностью участковых комиссий, которые образованы за пределами территории Российской Федерации для проведения указанных выборов.
При проведении референдума Российской Федерации ЦИК России вправе сформировать одну либо несколько специальных территориальных комиссий для руководства деятельностью участковых комиссий, сформированных на участках референдума, которые образованы за пределами территории Российской Федерации, либо возложить полномочия специальных территориальных комиссий на соответствующие территориальные избирательные комиссии, сформированные при подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, – немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в 10-дневный срок. Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, данные участники избирательного процесса должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения.
Наблюдатели.
С момента начала работы участковой, территориальной комиссии, комиссии референдума в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума вправе присутствовать члены комиссий, наблюдатели, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума. Наблюдатель уполномочен осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей, участников референдума и иной деятельностью избирательной комиссии в период проведения голосования, определения результатов выборов, референдума.
Доступ в помещение участковой комиссии, сформированной на избирательном участке, участке референдума, образованных в воинской части, закрытом административно-территориальном образовании, больнице, санатории, доме отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также в помещение для голосования на этом избирательном участке, участке референдума должен быть обеспечен членам комиссий, наблюдателям, члену или уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума.
Наблюдателем может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет и обладающий активным избирательным правом. Наблюдение осуществляется на избирательных участках, участках референдума образованных на территории Российской Федерации, а также за пределами территории Российской Федерации.
Наблюдателями не могут быть:
выборные должностные лица, депутаты;
высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации);
главы местных администраций, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении;
судьи, прокуроры;
члены избирательных комиссий с правом решающего голоса.
Наблюдатели имеют право:
находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка, участка референдума в день голосования, а также в дни досрочного голосования в период с момента начала работы участковой комиссии, комиссии референдума в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума;
обращаться к председателю участковой комиссии, комиссии референдума, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;
наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям, участникам референдума;
знакомиться со списками избирателей, участников референдума, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;
присутствовать при голосовании избирателей, участников референдума вне помещения для голосования;
наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, участников референдума, бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, погашенных бюллетеней;
наблюдать за подсчетом голосов избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей, участников референдума;
знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей, участников референдума;
наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов;
знакомиться с протоколами соответствующей комиссии, нижестоящих комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдума и приложенными к ним документами, получать от соответствующей комиссии заверенные копии указанных протоколов;
носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, общественного объединения, направивших наблюдателя в комиссию. Законом может быть предусмотрено, что форма нагрудного знака устанавливается комиссией, организующей выборы, референдум (примерная форма нагрудного знака наблюдателя представлена в приложении № 1);
обжаловать действия (бездействие) комиссии в вышестоящую комиссию, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, ЦИК России или в суд;
присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума, а также при составлении протокола об итогах голосования с отметкой «Повторный»;
производить фото- и видеосъемку в помещении для голосования.
Наблюдатели не имеют право:
выдавать избирателям, участникам референдума бюллетени;
расписываться за избирателя, участника референдума, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней;
заполнять за избирателя, участника референдума, в том числе по его просьбе, бюллетени;
предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней;
совершать действия, препятствующие работе комиссии;
проводить агитацию среди избирателей, участников референдума;
участвовать в принятии решений соответствующей комиссией.
Наблюдатели обязаны:
соблюдать требования законодательства о выборах, референдуме;
исполнять законные, отданные в пределах своей компетенции распоряжения (указания) председателя избирательной комиссии, комиссии референдума;
исполнять решения избирательной комиссии, комиссии референдума.
Наблюдатели могут быть назначены:
избирательным объединением, выдвинувшим зарегистрированный список кандидатов, зарегистрированных (зарегистрированного) кандидатов (кандидата);
зарегистрированным кандидатом (за исключением кандидатов, зарегистрированных только в составе списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением по единому избирательному округу).
Законом может быть предусмотрена возможность назначения наблюдателей иными общественными объединениями.
При проведении референдума наблюдатель может быть назначен инициативной группой по проведению референдума, общественным объединением, которое должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне.
При этом не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, общественного объединения, инициативной группы по проведению референдума. Не допускается установление каких-либо иных, кроме установленных Федеральным законом № 67-ФЗ, ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей, участников референдума, составлением протоколов об итогах голосования, а также выдачи копий протоколов об итогах голосования.
В соответствии с пунктом 13 статьи 30 Федерального закона № 67-ФЗ иностранные (международные) наблюдатели получают разрешение на въезд в Российскую Федерацию в порядке, установленном Федеральным законом от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», и при наличии приглашения органов государственной власти, избирательных комиссий, организующих выборы, референдум, аккредитуются ЦИК России. Деятельность иностранных (международных) наблюдателей регулируется федеральным законом о соответствующих выборах или референдуме – Федеральным конституционным законом от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», Федеральным законом от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», Федеральным законом от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Участие указанных лиц в избирательных кампаниях, кампаниях референдума, проводимых в субъектах Российской Федерации, регулируется в соответствии с федеральным законодательством.
Подготовка члена комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателя к работе в избирательной комиссии,
Комиссии референдума
Подготовка члена комиссии с правом совещательного голоса к работе в избирательной комиссии, комиссии референдума.
Избирательное объединение в соответствии с уставом назначает члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса на основании решения уполномоченного на это органа избирательного объединения.
Зарегистрированный кандидат назначает члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса на основании уведомления о назначении.
Инициативная группа по проведению референдума, избирательные объединения, списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти, представительном органе муниципального образования соответственно уровню референдума или в законодательном (представительном) органе более высокого уровня, а также политические партии, спискам кандидатов которых переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 Федерального закона № 67-ФЗ, после официального опубликования решения о назначении референдума вправе назначить в соответствующую и нижестоящие комиссии референдума по одному члену комиссии референдума с правом совещательного голоса.
Примерная форма уведомления о назначении члена комиссии с правом совещательного голоса представлена в приложении № 2.
В уведомлении о назначении члена комиссии с правом совещательного голоса указываются фамилия, имя, отчество члена комиссии с правом совещательного голоса, адрес места жительства, наименование комиссии, куда он направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, препятствующих исполнению полномочий члена комиссии с правом совещательного голоса. Указание каких-либо дополнительных сведений не требуется. Уведомление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина Российской Федерации. Предварительное уведомление о его направлении в избирательную комиссию не требуется.
Письменное уведомление о назначении члена комиссии с правом совещательного голоса может быть представлено в комиссию как самим кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, членом или уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, так и лицом, наделенным полномочиями члена комиссии с правом совещательного голоса.
Вместе с решением о назначении члена комиссии с правом совещательного голоса в комиссию представляется письменное заявление лица о согласии быть членом комиссии с правом совещательного голоса, в котором подтверждается то обстоятельство, что закон не запрещает ему исполнять соответствующие полномочия.
Избирательная комиссия, комиссия референдума, в которую поступило уведомление о назначении члена комиссии с правом совещательного голоса, выдает назначенному лицу удостоверение члена комиссии с правом совещательного голоса.
После выдачи удостоверения избирательная комиссия, комиссия референдума вправе инициировать проверку лица, назначенного членом комиссиис правом совещательного голоса, на предмет наличия (отсутствия) у него ограничений для наделения его статусом члена комиссии с правом совещательного голоса. В случае получения информации о том, что назначенное лицо не имеет права исполнять указанные полномочия, избирательная комиссия, комиссия референдума уведомляет данное лицо о невозможности исполнения им полномочий члена комиссии с правом сов