Конституции и психологические особенности.
Обсуждаемый вопрос распадается на два: личность и темперамент (как конкретная психодинамическая, психофизиологическая и конституциональная предтеча формирования личности); личность и способности человека (с их анатомо-физиологическими предпосылками, находящими себе место в составе конституции человека).
Согласно воззрениям В.С. Мерлина [24], на уровне личностных свойств человека возможна коррекция специфических черт его темперамента. Например, при интровертированности и замкнутости как черте темперамента человек может компенсаторно сформировать отношения общительности как свойство личности. Его побуждают к этому запросы социального общения и необходимость примиряться с требованиями общества.
Темперамент выявляет особенности реактивности в успешности выполнения определенной деятельности. Различия реактивности обусловливают выработку индивидуального стиля деятельности. С его помощью лица различных типов темперамента способны достигать одинаково успешных итогов деятельности.
Проблема соотношения психологических характеристик и особенностей телосложения наиболее детально разработана Кречмером и Шелдоном. Понимая под характером сумму возможных реакций человека, в том числе проявления воли, аффекта, а также включая в него интеллект и учитывая два типа темперамента: циклотимический и шизотимический, Кречмер поставил в соответствие особенности пикнической конституции с циклотимией, а особенности астенической конституции — с шизотимией. У здорового человека пикнического телосложения проявляются черты больного маниакально-депрессивным психозом (циклотимия). Наоборот, у здорового человека астенического телосложения шизотемический характер, выражающийся в сдержанности, скрытности, неконтактности интровертированности, что соответствует чертам больного шизофренией. При этом, по мнению Кречмера, связи особенностей конституции с психикой в крайней степени проявляются лишь у больных, у здоровых индивидов эта связь скрыта.
Иные принципы разрабатывались конституционологами ленинградской анатомо-антропологической и педиатрической школ. В.Н. Шевкуненко и его ученики из всего многообразия форм изменчивости организма выделили полярные проявления, или крайние формы изменчивости [11]. Последние сопоставлялись с полярными соматотипологическими свойствами организма. За основу их выделения был принят онтогенетический подход. Поэтому типы конституции выделялись с учетом не внешних очертаний фигуры человека (форма груди, живота, спины), а продольного "расчленения" тела, его пропорций, обусловливаемых темпами роста и развития организма, сроками полового созревания. При раннем половом созревании и ускорении темпов роста и развития организма наблюдалась относительная укороченность конечностей сравнительно с туловищем - брахиморфные пропорции. При позднем половом созревании и замедлении темпов роста и развития организма конечности оказывались относительно более длинными; формировался долихоморфный тип пропорций тела.
Клиническое направление в конституционологии [12] учитывало сопряженность ряда состояний организма (аномалий конституции, конституциональных диатезов) с возникновением определенных заболеваний, что чаще отмечалось в детском возрасте.
Таким образом, исследователи московской и ленинградской школ в конституционологии решали разные задачи: а) выявление во внутри- и межпопуляционном масштабе частоты встречаемости типов телосложения в связи с полом, возрастом, видом деятельности, этнической принадлежностью; б) изучение анатомической конституции в связи с темпами роста и развития организма, а также характеристиками его реактивности. Первый подход соответствует духу классической антропологии - науки, познающей формы и факторы изменчивости организма. Второй отвечает потребностям возрастной биологии и клинической практики, он имеет медицинскую направленность, и его создателями были представители медицинской науки - анатом В.Н. Шевкуненко [11] и педиатр М.С. Маслов [12].
Сегодняшний день конституционологии представлен разработками в духе как первого, так и второго направлений. Чтобы решить, каков будет день завтрашний, необходимо ранжировать задачи конституционологии как в фундаментальных, так и в прикладных ее разделах, выяснить решаемость и решенность исследовательских задач, установить приоритеты научных направлений.
Отсюда следуют выводы научного и организационного плана.
1. Проблема конституции утратила свои чисто морфологические прерогативы, приобретая общенаучный характер.
2. Проблема конституции заслуживает по своей значимости чести оказаться в центре внимания современной интегративной биосоциальной антропологии.
3. Применяя к проблеме конституции подходы системного анализа, необходимо изучить взаимосвязь проявлений конституции, внутреннюю структуру этой целостности.
4. Продолжая традиционные исследования внутри- и межгрупповой изменчивости соматотипов, как анатомической основы конституции человека, следует дополнить это оценкой факторов конституциогенеза с использованием методов антропогенетики (близнецового, посемейного) и экологии человека (сравнение населения разных природно-климатических зон).
5. Хотя конституция - сплав унаследованного и приобретенного, ее использование в целях прогноза состояний организма опирается на относительно устойчивые во времени проявления, а последние имеют четкую наследственную обусловленность. Поэтому основу конституции формируют признаки, высоко генетически детерминированные.
6. Для отнесения признака к числу конституционально значимых необходимо учитывать требования следующих критериев: а) критерия онтогенетической устойчивости в связи с высокой наследственной обусловленностью; б) критерия ассоциированности с состоянием реактивности организма; в) критерия ассоциированности с динамикой роста и развития организма; г) критерия включенности признака в состав системы <человек> надсистемы <человек - общество>; д) критерия сопряженности с другими особенностями организма, конституциональная природа которых неоспорима.
Последний критерий имеет вспомогательное значение. Так, например, многие заболевания неодинаково часто возникают у людей разных типов серологической или телесной конституции (п. 6, д). Они выявляют состояние реактивности организма (п. 6, б), могут быть устойчивы из-за их неизлечимости (п. 6, а) и иметь отношение к особенностям роста и развития организма (п. 6, в). Однако они не обязательны, не облигатны для организма (не удовлетворяется условие п. 6, г). Поэтому к нормальной конституции человека специфика заболеваний отношения не имеет. Что же касается случаев патологической конституции человека (аномалии конституции), то нозологический фактор имеет здесь определяющее значение.
7. В составе конституции можно выделить <ядро> (генотип конституции, или общую конституцию), <скорлупу> (фенотип конституции, или частные ее формы) и конституционально зависимые признаки. Последние могут не удовлетворять каким-либо из перечисленных в пункте 6 критериев.
Существует тенденция включения в число конституциональных признаков тех, которые, будучи наследственно обусловленными, ранее учитывались при расоводиагностическом анализе. Например, показана сопряженность с особенностями темперамента физиогномических характеристик, относящихся к строению ушной раковины [26]. Существуют данные, позволяющие отнести к числу конституциональных признаков и вкусовосприимчивость к фенилтиокарбамиду - ФТК: реакция человека на действие ФТК ассоциируется с особенностями реактивности - проявлением силы нервных процессов [27] и вместе с тем сочетается с дифференцированными уровнями ростовой активности [28].
К фундаментальным аспектам учения о конституции относятся попытки выяснения внутренних связей между частными конституциями, а также любой из них и структурно-функциональными состояниями организма. Проиллюстрируем эту сторону проблемы результатами некоторых научных исследований нашей лаборатории.
иетересные факты
Сердечно-сосудистая система. В работах Л. Панава [29] прослежена ассоциированность соматотипа подростка с размерами сердца и крупных сосудов по данным флюорографической кардиометрии. У лиц эктоморфного соматотипа размеры оказались наименьшими, эндоморфного - наибольшими. Различия размеров определяются темпами развития сердца, замедленными у эктоморфов и ускоренными у эндоморфов.
Сопряженность между частной телесной конституцией (соматотипом) и топографией подкожных вен конечностей изучена В.В. Трофимовым [30] и Э.Е. Уваровой [31]. Установлено, что среди коренного населения Архангельской области (коми, ненцы, русские) при эктоморфном соматотипе более характерно сетевидное расположение подкожных вен верхней и нижней конечностей, при эндоморфном соматотипе - магистральное расположение вен, при промежуточном соматотипе вены имеют переходный тип строения.
Костная система и соединения костей. Еще в 60-е годы на кафедре анатомии человека 1 ММИ им. И.М. Сеченова Б.А. Никитюком была показана наравномерность старения костей и суставов у лиц различных соматотипов [32]. Позднее были обнаружены отличия темпов костного созревания в связи с особенностями соматотипа [33]. В результате установлена определенная преемственность конституциональных влияний на процессы роста и старения скелета - полная у лиц мужского пола и неполная среди представительниц женского пола.
Так как человек в ходе профессиональной и спортивной деятельности постоянно испытывает механические толчки и сотрясения, воспринимаемые скелетом и передающиеся от одной кости к другой, результатом этих механических воздействий служат изменения скелета в виде деформирующего артроза или артрозоподобных состояний [34]. Мера устойчивости скелета к механическим перегрузкам конституционально обусловлена, будучи более низкой при эндоморфном соматотипе и более высокой в условиях эктоморфии [35]. Это хорошо согласуется с неравномерностью силовых возможностей организма в связи с соматотипом. Остановимся на этом вопросе.
Мышечная система. Отношение силы сокращения мышцы к ее анатомическому или физиологическому поперечнику - удельная сила - индивидуально своеобразно и в числе прочих факторов зависит от конституции и пола. Величина удельной силы выше у представителей эктоморфного и ниже - эндоморфного соматотипа.
Если выразить значения удельной силы в процентах от взятого за 100 ее уровня при медиоморфном соматотипе, окажется, что не столь велики преимущества по этому качеству лиц эктоморфного телосложения над обладателями медиоморфного соматотипа, сколь значимо отставание представителей эндоморфного соматотипа от медиоморфного.
Причины различий могут иметь как анатомический (особенности формы мышц, ее перистости,выраженности соединительнотканного остова), так и нейрофизиологический характер. Например, в икроножной мышце лиц эктоморфного соматотипа соединительнотканный компонент развит значительнее, чем у лиц эндоморфного телосложения. Лучшая выраженность соединительнотканного футляра мышечных волокон и их пучков отмечена при эктоморфном соматотипе в ультрамикроскопическом поле зрения. Большая сцепленность мышечных волокон друг с другом за счет соединительнотканного их окружения обеспечивает, вероятно, при эктоморфном соматотипе генерализованность сократительной активности мышечных волокон, их повышенную включаемость в процесс сокращения. Эндоморфия же маркирует ускоренность роста организма и созревания его нервной системы, что, возможно, отражается на уровне удельной силы мышц. Таким образом, своеобразие реактивности организма, проявляющееся в особенностях конституции, включает и значения удельной силы мышц. Не случайно они все чаще находят себе использование при спортивном отборе - ориентации.