Административно-правовые нормы.
Система административного права состоит из административно-правовых норм.
Административно-правовая норма это – правило поведения, устанавливаемое государством, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся (по мере необходимости) в сфере функционирования механизма государственного управления.
Виды административно-правовых норм.
1. По целевому назначению административно-правовые нормы делятся на:
- регулятивные, содержащие правила созидательной, нормальной деятельности;
- охранительные, призванные обеспечить защиту, охрану урегулированных юридическими нормами отношений.
2. По содержанию различаются нормы:
- материальные (определяют права и обязанности субъектов правоотношений);
- процессуальные (закрепляют порядок, процедуры реализации прав и осуществления обязанностей).
3. По методу воздействия на поведение субъектов, можно выделить нормы:
- обязывающие;
- запрещающие;
- уполномочивающие;
- поощрительные.
4 По юридической силе различаются нормы:
- законодательные;
- подзаконные.
5. По уровню обобщенности правила (диспозиции) различают нормы;
- общими;
- специальными.
6. По времени различают:
- временные или срочные нормы. Если срок действия нормы заранее установлен, это значит, что она временная, срочная, она действует в течении опред. срока, т.е., если ее досрочно не отменят, прекращает действие автоматически, когда наступает заранее названная дата;
- постоянные нормы. Они действуют неопределенное время, срок их действия заранее не определяется, они действуют до тех пор, пока не будут отменены.
Реализация норм административного права.
Реализация норм административного права представляет собой логический процесс претворения в жизнь государственной воли его субъектами. Это выражается, в поведении субъекта в соответствии с требованиями нормы. В литературе различают несколько форм (способов) реализации норм: исполнение, соблюдение, использование, применение.
Исполнение заключается в активных действиях субъектов права по выполнению предписаний, содержащихся в норме.
Суть соблюдения — в воздержании субъекта от совершения запрещенных действий. Оно отличается от исполнения пассивным введением субъекта.
При использовании субъект сам принимает решение о том, воспользоваться или нет предоставленным ему субъективным правом (Пр.правом на обжалование).
Применение, состоит в принятии компетентным государственным органом (уполномоченным должностным лицом) индивидуального юридически-властного решения (акта) на основе действующей нормы. Применение административно-правовых норм является основной правовой формой исполнительной и распорядительной деятельности государства и осуществляется в особом процессуальном порядке (например, применение административного взыскания, зачисление в вуз).
Источники административного права.
Источники административного права (в формально-юридическом смысле) — это внешние формы выражения административно-правовых норм.
В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты.
К числу источников административного права относятся:
1. Конституция Российской Федерации 1993 года. Многие из содержащихся в ней общих норм имеют прямую административно-правовую направленность. Это, например, конституционные нормы, определяющие основы формирования и деятельности органов исполнительной власти (ст. 77, 110—117), разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами субъектов федерации (ст. 71—73), закрепляющие основные права и свободы граждан в сфере государственного управления (ст. 22, 24—25, 27, 30—35) и т.д. Ряд такого рода норм вытекает непосредственно из содержания Федеративного договора.
2. Административно-правовые нормы содержатся также в законодательных актах.
ФКЗ и ФЗ. Вступают с силу через 10 дней после официального опубликования.
3. Источником административного права являются нормативные Указы Президента Российской Федерации (ст. 90 Конституции Российской Федерации), а также утверждаемые его указами положения (например, Положение о федеральной государственной службе, утвержденное 22 декабря 1993 года ). Вступают с силу через 7 дней после официального опубликования.
4. К числу источников административного права относятся также Постановления Правительства Российской Федерации (ст. 115 Конституции Российской Федерации). Вступают с силу через 7 дней после официального опубликования.
7. В межотраслевом и отраслевом масштабе в качестве источников административного права служат нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти.
8. Нормативно-правовые акты субъектов РФ. Их юридическая иерархия зависит от организационно-правовой формы субъекта РФ.
9. Источниками административного права являются также нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления в случае наделения этих органов законом необходимыми государственными полномочиями (ст. 132 Конституции Российской Федерации).
10. Наконец, источниками административного права внутри-организационного характера можно назвать нормативные акты руководителей государственных корпораций, концернов, объединений, предприятий и учреждений (или акты их коллективных органов). Действие содержащихся в них норм ограничено рамками данного формирования.
Источниками административного права служат также общепризнанные принципы и нормы международного права (15ст. Конституции РФ), однако, их юридическая сила определяется тем каким образом они введены в правовое поле РФ.