Общие и специфические признаки правового режима ГИР.
К наиболее известным и достаточно исследованным в юридической литературе общим признакам, присущим теоретическому представлению о понятии «правовой режим», можно отнести:
во-первых, то, что правовые режимы носят формально-определенный порядок, закрепляются в актах законодательства и гарантируются силой государства;
во-вторых, правовые режимы имеют предметно-целевую область с отображением, как способа правового воздействия на определенные отношения, так и вектора регламентации по времени, территории, по субъектам права, по достижению определенного социального эффекта;
в-третьих, правовой режим есть особая система юридических средств, сочетающихся в единую конструкцию «в общем арсенале правового инструментария»; в-четвертых, правовой режим направлен на формирование определенного социального эффекта с позитивным либо негативным результатом для определенной группы субъектов права. Следует признать, что интересы гражданина, общества и государства, воля законодателя, специфика и характер общественных отношений обуславливают состав и конструкцию правового режима. Информационные общественные отношения требуют к себе особых подходов, специальных форм и методов правового опосредования, специфического юридического инструментария для своей организации и упорядочения. И с этой точки зрения эффективное использование правовых средств при решении определенного класса специальных задач в жизненном цикле ИР в значительной степени состоит в том, чтобы сформировать и установить оптимальный для решения соответствующей задачи (обеспечение конфиденциальности, защита тайны, охрана персональных данных и т.п.) правовой режим ИР.
Правовой режим ИР, впервые легализованный почти два десятилетия назад Законом Республики Беларусь «Об информатизации» находится в непрерывном развитии, что требует соответствующей юридической адаптации к современным условиям и реалиям обращения ИР. Правовой режим ИР обладает всеми вышеперечисленными общими свойствами и в то же время характеризуется спецификой, которую определяет, как отмечалось выше, характер информационных общественных отношений, объектом которых, кроме иных, является ИР. Характер информационных отношений позволяет наиболее выпукло и рельефно проявить те или иные правовые характеристики ИР, что предопределяет специфические признаки правового режима ГИР.
Во-первых, в общественных отношениях, складывающихся в процессе реализации основных информационных прав и свобод человека и гражданина, законных интересов общества и государства в информационной сфере выделяются такие правовые свойства и признаки ГИР, которые влияют на свободу поиска, сбора, использования информации, реализацию гарантий и защиты прав и свобод, обеспеченных силой государства. Общественные потребности и интересы гражданских институций, интересы государства по сохранению баланса социальной справедливости в оптимальном соотношении индивидуальных и общественных интересов, прав и обязанностей; демократические права и свободы личности в отношении ГИР требуют адекватного комплексного регулирования, основанного на оптимальной комбинации дозволений, запретов, обязываний, преференций.
Во-вторых, в общественных отношениях, тесно связанных с договорной деятельностью в отношении непосредственно ГИР, имеющих коммерческую ценность/полезность требуется регулирование с позиции таких свойств ГИР, как право собственности, исключительные права и иные законные права на ГИР, где превалируют юридические средства гражданско-правового характера.
В-третьих, в обеспечительных общественных отношениях, складывающихся во внутреннем круге жизненного цикла ГИР через системы производства, обработки; архивирования; хранения; различных форм предоставления и распространения ГИР; системы внутреннего управления; защиты и охраны; информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и телекоммуникационных систем (ТКС), обеспечивающих жизненный цикл ГИР необходимо уделить особое внимание правовым средствам, с помощью которых необходимо обеспечить такие свойства ГИР, как: сформированность, композиционность, комбинаторность, документированность, целостность, фиксированность на носителе, конвертируемость, внутреннюю управляемость, идентифицируемость, защищенность системы ГИР комплексными средствами, защита и охрана правовыми способами и пр.
В-четвертых, в общественных отношениях, связанных с государственно-управленческой деятельностью в сфере обращения ГИР. Формирование данного правового режима ГИР основано на публично-правовой системе юридических средств, императивность которых способна обеспечить обязательность выполнения государственных задач в информационной сфере. Особое значение приобретают требования по дебюрократизации административных процедур, скорейшему внедрению электронных услуг, упрощения доступа населения к управлению государственными делами посредством электронных ГИР. Формирование специального правового режима ГИР, связанных с деятельностью государственных органов.
В-пятых, в общественных отношениях по поводу обеспечения ин-формационной безопасности и информационного суверенитета Республики Беларусь, включая международное сотрудничество как глобальное, так и трансграничное требуется использование публично-правовых средств регламентации деятельности государственных субъектов в информационной сфере. Безусловным приоритетом должны стать нормы, направленные на повышение эффективности электронного взаимодействия государственных органов, международного и трансграничного сотрудничества. Действие норм комплексной отрасли информационного права не ограничивается только указанными сферами. Пределы их распространения гораздо шире, например, в сети Интернет, где превалирует система саморегулирования и отчасти присутствует сорегулирование [104, с. 65]. Однако в данной области в настоящее время их действие значительно ограничено и сводится не к регулированию самого сетевого движения ИР и деятельности, связанной с ИР, а, например, к регистрации доменных имен ИР, Интернет-магазинов в национальном сегменте сети Интернет и т.п.
Состав правового режима ГИР: термины и определения.
Фактически алгоритм формирования состава правового режима ГИР можно представить в виде композиционной последовательности юридических средств: целевая установка формирования ГИР; порядок создания и формирования определенного состава ГИР; документирование информационных единиц ГИР по установленным правилам и стандартам; установление категории ГИР по доступу; правила и условия учета, регистрации и управления ГИР; определение права собственности на ИР и/или исключительных прав на информацию, находящуюся в ИР; условия финансирования и коммерциализации ГИР; требования к информационной безопасности ГИР; порядок и условия потребления/реализации (предоставления, распространения, использования) ГИР; правовая защита и охрана ГИР. Правовой режим ИР установлен Законом Республики Беларусь от 10 ноября 2008 № 455-З (в ред. от 4 января 2014 г.) «Об информации, информатизации и защите информации», а также Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 мая 2009 г. № 673 (в ред. от 09.04.2014 № 335) «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» и о признанииутратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь». Для целей установления состава правового режима ГИР применяются термины и их определения в следующих значениях [10; 89]: - документированная информация – информация, зафиксированная на материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать; - доступ к информации – возможность получения информации и пользования ею; - информационная услуга – деятельность по осуществлению поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и (или) предоставления информации, а также защиты информации; - пользование документированной информацией из ГИР – доступ пользователей к информации, содержащейся в ГИР, с целью ее получения, распространения и (или) предоставления, в том числе через информационных посредников; - предоставление информации – действия, направленные на ознакомление с информацией определенного круга лиц; - распространение информации – действия, направленные на ознакомление с информацией неопределенного круга лиц. Фактически в состав правового режима ГИР включены такие компоненты как: порядок формирования ГИР; порядок пользования; порядок регистрации ГИР; права, обязанности и ответственность субъектов информационных отношений, ответственных за формирование ГИР, пользование и предоставление документированной информации из ГИР.