Территориальное самоуправление
Его конституционные основы урегулированы в настоящее время в разд. 5 (ст. 70 — 75) Малой конституции. Согласно ей, территориальное самоуправление является основной формой организации публичной жизни на местах. В рамках законов оно выполняет существенную часть публичных задач, за исключением тех, которые отнесены к компетенции правительственной администрации, и его внутренние структуры свободно определяются жителями.
Жители общины принимают решения в рамках своих прав путем проведения всеобщего голосования (выборы и референдумы) либо посредством деятельности их органов. Выборы должны быть всеобщими, равными и проводиться при тайном голосовании.
Представительным органом общины является избираемый жителями ее совет. Законом определяется его состав в зависимости от числа жителей общины (от 15 до 45 членов).
К компетенции совета относятся все вопросы, составляющие сферу деятельности общины. Собственные полномочия совета общины включают: принятие устава общины; избрание и отзыв правления; утверждение бюджета общины и месячных планов хозяйственного развития; утверждение хозяйственной программы и некоторые другие. Доходную часть бюджета составляют собственные доходы, субвенции и дотации. Источники доходов в сфере публичных задач гарантируются законом.
Совет общины из своего состава избирает тайным голосованием председателя и от одного до трех вице-председателей.
Совет проводит заседания, созываемые председателем по мере необходимости, но не реже раза в квартал. По вопросам своей компетенции совет может создавать комиссии. Внутренняя организация и порядок работы совета и его органов определяется уставом общины.
Исполнительным органом общины является правление, избираемое в составе от четырех до семи членов советом общины из числа своих членов. Председательствует в правлении войт (в сельской общине), бурмистр (в городской общине) или президент (в городе, насчитывающем свыше 100 тыс. жителей). Председатель совета общины не может быть одновременно войтом, бурмистром или президентом. Войт, бурмистр, президент, их заместители могут быть избраны не из состава совета; они избираются отдельно тайным голосованием в присутствии, не менее 2/3 членов совета.
Полномочным органом в солэцтве является сельский сход, который может избрать свой совет, а исполнительным — солтыс (сельский староста).
Общине на основе закона принадлежит право издания общеобязательных предписаний, действующих на ее территории. Совет общины издает предписания в форме постановлений, а правление — в форме распоряжений.
Надзор за деятельностью органов самоуправления осуществляют Председатель Совета министров и воеводы (см. ниже), а по вопросам бюджета — региональные счетные палаты. Органы надзора имеют право требовать необходимую информацию и данные, касающиеся организации и деятельности общины, могут участвовать в заседаниях ее органов.
Воевода может приостановить действие постановления, принятого советом общины. Если после повторного рассмотрения совет не учтет замечаний воеводы, последний может отменить его. Совет общины может обжаловать решение воеводы в административном суде.
По предложению воеводы сеймик (см. ниже) может распустить правление общины в случае нарушения им Конституции и законов.
При неспособности органов общины осуществлять возложенные на них обязанности, неэффективности их работы Председатель Совета министров по предложению воеводы с учетом мнения сеймика может приостановить деятельность совета и правления общины и установить правление комиссара сроком до двух лет. Правительственный комиссар осуществляет функции и компетенцию органов общины.
В случае неоднократного нарушения советом общины Конституции и законов Сейм по предложению Председателя Совета министров может распустить совет общины.
За шесть лет после проведения реформ местной власти удалось создать структуры территориального самоуправления, провести выборы в его органы на многопартийной основе. В меньшей степени удалось избавить общины от централизованного управления и утвердить права их собственности (в 1994 г. еще до 90% средств находилось в распоряжении государства). Эти проблемы характерны для большинства посткоммунистических стран.
Воевода
Согласно ст. 69 Малой конституции, органом правительственной администрации и представителем Правительства в воеводстве является воевода. Он назначается и отзывается Председателем Совета министров. Воевода, в частности, осуществляет надзор за органами территориального самоуправления. В Варшавском воеводстве он именуется президентом.
Общины создают в воеводствах представительство своих интересов в виде самоуправляющихся сеймиков. Выборы делегатов в сеймики осуществляются советами общин из числа своих членов тайным голосованием. Однако, как отмечает известная польская исследовательница Б. Завадская, мандат делегатов имеет черты императивности: делегаты обязаны отчитываться перед избравшим их советом о работе сеймика, а совет может свободно отозвать делегата. В результате делегат — скорее лишь защитник интересов общины, чем участник решения воеводских проблем.
Воевода сотрудничает с сеймиками по вопросам социально-экономического развития и благоустройства территории воеводства, охраны окружающей среды, а также удовлетворения иных коллективных потребностей жителей воеводства. В этих целях он координирует деятельность территориальных органов правительственной администрации с работой сеймиков в соответствии с направлениями политики государства; согласовывает направления и формы совместных инициатив; рассматривает адресованные ему предложения, мнения сеймика.
Воевода представляет сеймику не реже двух раз в г. общую информацию о своей деятельности, в первую очередь об осуществлении надзора за органами территориального самоуправления. Он также представляет сеймику проекты издаваемых им актов, за исключением постановлений, относящихся к обеспечению порядка, для выяснения точки зрения сеймика о них.
Делегаты могут обращаться к воеводе с интерпелляциями, на которые он обязан ответить в течение 30 дней, однако никаких последствий ответа закон не предусматривает.
В делах воеводства роль сеймика — чисто совещательная. В целом Б. Завадская характеризует его как ущербное самоуправление (ulomny samorzad)*.
* См.: Zawadzka В. Wojewdztwo i region. Wnioski z dowiadcze francuskich. Warszawa: Agencja Scholar, 1993, s. 16 — 32.
Литература
Бардах Ю., Леснодорский Б., Пиетрчак М. История государства и права Польши. М.: ЮЛ, 1980.
Вятр Е. Дж. Конституционная ответственность в Польше после 1989 г.//Конституционное право: восточноевропейское обозрение, 1996, № 3 — 4 (16 — 17).
Законодательные акты о гражданстве. В 4-х т. Том 1. Страны Европы. М.: Терра, 1993.
Конституции государств Восточной Европы. Учебное и справочное пособие. М.: ИнфраМ — Норма, 1996.
Конституционное право Республики Польша. Конституция и основные законодательные акты. Варшава: Бюро по исследованиям и экспертным заключениям канцелярии Сейма, 1996.
Конституционный закон от 17 октября 1992 г. о взаимоотношениях между законодательной и исполнительной властями Республики Польша, а также о местном самоуправлении, а также оставленные в силе конституционные положения. Варшава: Бюро по исследованиям и экспертным заключениям канцелярии Сейма, 1993.
Мазур Я. Верховная контрольная палата Республики Польша // Государство и право, 1995, № 6.
Новые конституции стран Восточной Европы и Азии (1989 — 1992). М.: Юрид. колледж МГУ, 1996.
Осятынъский В. После Валенсы//Конституционное право: восточноевропейское обозрение, 1995 — 1996, № 4 — 1 (13 — 14).
Осятынъский В. Интервью с Ханной Сухоцкой об отношениях церкви и государства // Конституционное право: восточноевропейское обозрение, 1996, № 3 — 4 (16 — 17).
Пройсс У. Модели конституционного развития и перемены в Восточной Европе//Полис, 1996, № 4.
Регламент Сейма Республики Польша. Варшава: Бюро по исследованиям и экспертным заключениям канцелярии Сейма, 1993.
Сборник избирательных законов стран Центральной и Восточной Европы. Киев: IFES, 1995.
Контрольные вопросы и задания
1. Есть ли какое-нибудь различие между тайной переписки и тайной корреспонденции?
2. Как соотносится обязанность гражданина хранить государственную тайну со свободой слова и печати?
3. Как соотносится право лица без гражданства участвовать в выборах, предусмотренное избирательным законодательством,со ст. 95 и 96 Конституции и другими конституционными нормами?
4. Какая разновидность вето главы государства существует в польском законодательном процессе?
5. Чем польский конструктивный вотум недоверия отличается от германского?
6. В чем заключаются особенности парламентского контроля за деятельностью Правительства в Польше?
7. Как разграничить контрольные и надзорные функции в деятельности Конституционного трибунала?
8. Как объяснить частую смену правительств в Польше в последние годы?
9. Сравните конституционную систему взаимоотношений Президента и Правительства в Польше и России.
10. Сравните статус Верховной палаты контроля в Польше и аналогичных органов во Франции, Испании, Италии.
11. Сравните организацию судебной власти в Польше, Германии, Франции, Великобритании. Сопоставьте ее с российской.
12. К модели какой из изучаемых стран ближе всего модель организации местной власти в Польше?