Политико-территориальная организация кантонов
Кантоны делятся на общины (коммуны). Термин «община» (Gemeinde) употребляется в немецкоговорящей части страны, термин «коммуна» — в остальных ее частях. Под общиной (коммуной) в Швейцарии понимается публичный коллектив территориального характера, осуществляющий на местном уровне децентрализованную публичную власть под наблюдением вышестоящего коллектива*. Общины признаются корпорациями публичного права, обладают качеством юридического лица; их деятельность ограничена лишь соответствующей частью территории государства, В 1850 г. насчитывалось 3204 общины; затем путем деления их число за 10 лет увеличилось до 3211, а затем постепенно до начала 90-х гг. вновь сократилось на 190 и стало составлять 3021. Из названного числа 222 ликвидировались, но в то же время были образованы 32 новых общины.
* См.: The Council of European Municipalities and Regions. Reference Book. 1994/1995 / L'Annuaire du Conseil des communes et regions d'Europe. L., 1994. P. 163.
Эти низшие территориальные единицы распределены далеко не равномерно. Шесть кантонов — Берн, Во, Фрибур, Тичино, Аарау, Граубюнден — включают 3/5 всех общин, а каждая четвертая община входит в состав кантонов Берн или Во. Названное положение является почти исключительным в Западной Европе, поскольку с 1950 по 1980 гг. в этой части Европейского континента практически во всех странах произошло широкомасштабное укрупнение низших территориальных единиц. Так, в Швеции было упразднено 89% всех коммун, в Дании— 80%, в Бельгии— 78%, в Великобритании— 68%, в ФРГ— 64%, в Австрии — 43%, в Норвегии — 40%. В Швейцарии же уменьшение числа общин составило только 2%; правда, во Франции наблюдается аналогичное положение: за названный период исчезло только 4% коммун*.
* См.: Handbuch: Politisches System der Schweiz.., p. 149.
По площади общины весьма разнообразны: община Порт Трезе в кантоне Тичино занимает 28 га, а община Баньес в кантоне Во — 28 322 га. Такое же разнообразие наблюдается и в числе жителей — от 2 — 3 тыс. до 300 — 400 тыс. По средней численности жителей общины (2100) Швейцария приближается к Франции (1500); в то же время в Австрии эта численность составляет 3300, в Италии — 7100, в ФРГ— 7300, в Бельгии — 16200, в Нидерландах — 17400, в Дании — 18600, в Швеции — 29800, в Великобритании — 123 тыс. (цифры округлены).
В компетенцию общин входит управление своими финансами, регулирование вопросов санитарии и гигиены, школьное дело, охрана порядка. В крупных городах они ведают также дорогами, водо- и энергоснабжением.
Швейцарские общины обладают возможностями кооперироваться между собой; такая кооперация имеет две формы — межобщинное соглашение и ассоциация общин. В первом случае отсутствует какой-либо надобщинный орган. Чаще всего такие соглашения заключаются по вопросам охраны окружающей среды, образования, устройства территории. При второй форме кооперирования возможно образование надобщинного органа ведающего переданными ему вопросами. Такой орган является, корпорацией публичного права и создается для выполнения одной или нескольких задач, чаще всего для эксплуатации водных ресурсов, распределения воды, устройства территории, развития системы образования. Второй вид кооперирования наиболее часто употребляется в городских агломерациях.
Важным моментом в организации кантонов является установление способов защиты территориального существования общин от возможности их слияния, разделения или поглощения. Наилучшим способом представляется поименное перечисление названий общин в конституциях кантонов. Так поступили Ури, Обвальден, Гларус и оба полукантона Аппенцелль. Один кантон — Пуг — упоминает в Конституции число своих общин; в конституциях Нидвальдена и Базеля-городского содержатся нормы, обязывающие кантональные власти производить реорганизацию общин с их согласия. В других кантонах право упразднения какой-либо общины принадлежит законодательной власти; впрочем, многие кантональные конституции требуют получения согласия на реорганизацию одной или нескольких общин, причем такое согласие должно быть выражено на местном обязательном референдуме. В исключительных случаях референдум может носить факультативный характер. Кроме того, Федеральный суд Швейцарии в ряде решений признал за общинами право на существование и сохранение своей территории; он принимает жалобы от общин на нарушения их прав.