Германское гражданство и режим иностранцев

Основной закон не содержит каких-либо позитивных установлений относительно гражданства. Лишь в ч. 1 ст. 16 сказано, что германское гражданство не может быть отнято и что утрата гражданства может иметь место лишь на основании закона, а против воли лица она может наступить лишь в случае, если лицо тем самым не станет лицом без гражданства.

Формулируя отдельные права и свободы, Основной закон не пользуется терминами «граждане», «гражданин», а употребляет выражение «все немцы». В ст. 116, открывающей заключительный раздел Основного закона, говорится, что немцем по смыслу Основного закона является, если иное не установлено законодательным регулированием, тот, кто обладает германским гражданством или был принят на территории Германской империи по ее состоянию на 31 декабря 1937 г. в качестве беженца или изгнанного лица немецкой национальности* либо его супруга или потомок. Тем самым беженцы и изгнанные из других стран, имевшие немецкую национальность, были приравнены к гражданам. Бывшие германские граждане, лишенные гражданства в период между 30 января 1933 г. и 8 мая 1945 г., т. е. в период гитлеровского господства в стране, по причинам политическим, расовым или религиозным, могли по своему ходатайству восстановиться в германском гражданстве. Они считались не утратившими гражданства, если после 8 мая 1945 г. поселились в Германии и не выразили воли к обратному.

* Под изгнанными лицами понимаются лица немецкого происхождения — бывшие жители ряда сопредельных с Германией стран (прежде всего Польши, Чехословакии) или отошедших к ним германских территорий, выселенные оттуда После Второй мировой войны. Нападение на эти страны гитлеровская Германия подчас мотивировала мнимым притеснением там немецких национальных меньшинств.

Приобретение и прекращение германского гражданства регулируется Законом об имперской и государственной принадлежности 1913 г. (с последующими изменениями). Различие между этими двумя видами федерального гражданства — непосредственным и вытекающим из гражданства земель — было устранено еще в период нацистского режима в 1934 г., когда проводилась жесткая унификация всей государственной организации и, в частности, было ликвидировано гражданство земель. Оно так и не восстановилось, хотя Основной закон в п. 8 ст. 74 отнес гражданство земель к сфере конкурирующего законодательства. Однако в 1994 г. этот пункт был из Основного закона исключен, и таким образом признано, что существует только федеральное гражданство.

Гражданство приобретается по рождению, а для иностранцев — главным образом по натурализации (Einbürgerung). По рождению гражданином считается лицо, рожденное в браке, если хотя бы один из родителей — немец (в указанном выше смысле). Внебрачный ребенок считается гражданином, если гражданством обладает его мать.

Вопрос о натурализации лица, которое об этом ходатайствует, решается по усмотрению властей, но ходатайствующее лицо должно быть дееспособным, вести безупречный образ жизни, иметь жилище и быть в состоянии содержать себя и своих родственников.

Гражданство утрачивается в результате выхода из него (Entlassung), приобретения иностранного гражданства, усыновления иностранцем. Гражданство не рассматривается как индивидуальное право, и поэтому выход из него требует соответствующего разрешения*.

* См.: Badura P. Staatsrecht. Systematische Erläuterung des Grundgesetzes fur die Bundesrepublik Deutschland. München: C.H; Becksche Verlagsbuchhandlung, 1986.

Что касается режима иностранцев (граждан иностранных государств и лиц без гражданства), то необходимо прежде всего отметить право убежища, которым, согласно ч. 1 ст. 16-а Основного закона, пользуются лица, подвергающиеся политическим преследованиям. В 1993 г., однако, было установлено в ч. 2, что на ч. 1 не могут ссылаться лица, прибывающие из государства — члена Европейских сообществ или такого третьего государства, в котором обеспечено применение Конвенции о статусе беженцев и Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Эти третьи государства определяются законом, требующим согласия Бундесрата (см. п. 1 § 5). В отношении граждан государств — членов Европейских сообществ и указанных третьих государств меры по прекращению их пребывания в Германии могут быть приняты независимо от факта подачи ими жалоб.

Законом, требующим согласия Бундесрата, могут определяться государства, в отношении которых можно считать, с учетом существующего правового положения, правоприменения и общих политических отношений, что там отсутствуют политические преследования, бесчеловечные или унизительные наказания либо обращение. Презюмируется, что иностранец из такого государства не подвергается преследованию, пока он не приведет факты, на основании которых можно предположить, что вопреки этой презумпции политическое преследование в отношении него имеет место. Исполнение мер по прекращению пребывания иностранца в случае такой презумпции и в других случаях, когда пребывание явно необоснованно или считается явно необоснованным, может быть приостановлено судом только при наличии серьезного сомнения в правомерности меры; объем проверки может быть ограничен, а запоздалое приведение доказательств оставлено без внимания.

Все изложенное не должно противоречить международно-правовым договорам государств — членов Европейских сообществ между собой и с третьими государствами, которые при учете обязательств, вытекающих из Конвенции о статусе беженцев и Конвенции о защите прав человека и основных свобод, содержат регулирование компетенции по проверке ходатайств о предоставлении убежища, включая взаимное признание решений об этом.

Подробно статус иностранцев регулируется Законом об иностранцах 1965 г. (с последующими изменениями).

Надо отметить, что до 1993 г. Германия весьма либерально относилась к поселению иностранцев, однако поток пришельцев из стран Азии и Африки, а в последние годы также и из Восточной Европы осложнил ситуацию в стране. Теперешнее конституционное регулирование, как мы видим, весьма жесткое.

Наши рекомендации