Областные органы публичной власти
Структура органов области определена Конституцией (ст. 121). Такая унификация говорит о сильном унитаристском крене в территориальной организации. В обязательном порядке каждая область имеет областной совет, джунту и ее председателя, причем в отношении «комплекта» органов не делается каких-либо различий между обычными областями и областями с особым статусом. Унификация проявляется и в том, что республика устанавливает систему выборов, число областных советников, положения о неизбираемости и несовместимости должностей с мандатом названных советников.
Другими словами, области не вправе сами устанавливать свою форму правления; они могут в своих уставах лишь оттенять некоторые детали в отношениях между органами области и в правилах их деятельности.
Областной совет осуществляет законодательную и регламентарную власть, принадлежащую области, и другие функции, возложенные Конституцией и законами. Как отмечалось, он может вносить в палаты Парламента проекты законов. По Конституции, никто одновременно не может состоять в областном совете и какой-либо из палат Парламента или также в другом областном совете. Областные советники не привлекаются к ответственности за высказанные мнения и голосование при выполнении своих функций.
Областной совет избирает из своего состава председателя и президиум, которые руководят его работой. В совете создаются партийные объединения советников, постоянные и временные комиссии.
Областные советы обычно проводят в год от двух до четырех очередных сессий; в некоторых областях они работают в течение всего года. Чрезвычайная сессия может быть созвана по требованию председателя джунты или определенного уставом области числа областных советников.
Право законодательной инициативы принадлежит джунте, Советникам, а также провинциальным советам и определенному числу коммунальных советов (обычно не менее пяти). В некоторых областях в число субъектов этого права входят профсоюзы и представительные организации других социально-профессиональных групп (предпринимателей и др.).
Областная джунта представляет собой исполнительный орган области. Ее председатель и члены (асессоры) избираются областным советом из своего состава тайным голосованием в присутствии не менее 2/3 общего числа советников. В областях, насчитывающих до 1 млн. жителей, джунта, кроме председателя, включает шесть действительных и двух запасных асессоров, в областях с числом жителей до 3 млн. — восемь-десять действительных и четырех запасных, в более крупных областях — 10-12 действительных и четырех запасных асессоров. Каждый асессор отвечает за определенную сферу управления.
Джунта не обладает какой-либо особой компетенцией по отношению к областному совету. Отношения между ними весьма напоминают отношения между парламентом и правительством в парламентарных республиках, причем в самом «чистом» виде таких республик. Компетенция джунты включает управление областным имуществом, подготовку областного бюджета и отчета о его исполнении, подготовку законопроектов в рамках программ, одобренных советом, заключение контрактов на выполнение работ и услуг для области, контроль за государственными службами и учреждениями, действующими в области, а в срочных случаях принятие мер в зависимости от пожеланий совета.
Что касается председателя джунты, то его функции имеют главным образом представительский и исполнительный характер. В частности, председатель промульгирует областные законы и регламенты, а также издает декреты в административной области на основе решений совета и джунты. Председатель джунты несет ответственность перед областным советом.
Местное самоуправление
Упомянутый Закон 1990 г. несколько расширил полномочия провинций и коммун, предоставив им право разрабатывать и изменять собственные уставы. Эти уставы должны, однако, быть унифицированными в соответствии с предписаниями указанного национального закона: провинции и коммуны в обязательном порядке должны иметь следующие органы: совет, джунту как исполнительный орган власти, главу исполнительной власти — мэра в коммунах и председателя в провинциях. Выше (см. п. 3 § 4) говорилось, что национальный закон определяет и порядок избрания органов местного самоуправления и что Закон 1993 т. распространил систему выборов по мажоритарной избирательной системе на коммуны с численностью населения менее 15 тыс. жителей, введя также прямые выборы мэров в коммунах и председателей в провинциях. Эта новелла должна разрушить существовавшее ранее соотношение сил и влияния политических партий, порождавшееся прежней пропорциональной системой, и способствовать группированию сил вокруг кандидатур на должности глав администрации. В то же время избрание мэров и председателей независимо от представительных органов коммун и провинций должно способствовать усилению роли и независимости первых по отношению ко вторым.
Таким образом, в каждой провинции и коммуне избирается свой совет, который, в свою очередь, избирает из своего состава исполнительный орган — джунту; ее председатель (в коммуне — мэр) избирается гражданами непосредственно.
Мэры коммун осуществляют также функции представителей государства.
В метрополитенских зонах действуют метрополитенский совет, метрополитенская джунта и метрополитенский синдик, который председательствует и в совете, и в джунте.
Закон 1990 г. предписал уставам провинций и коммун значительные элементы непосредственной демократии — референдум консультативного характера исключительно по местным нроблемам этих единиц; право подачи петиций со стороны граждан или их ассоциаций, а также внесения предложений (например, касающихся актов местных коллективов), в отношении которых соответствующие советы должны высказываться. Кроме того, названный закон учредил некоторые консультативно органы при советах соответствующих территориальных единиц — коллегиальные органы, включающие представителей различных групп интересов, часто имеющих организованный характер (профсоюзы, патронатные организации), предоставив им консультативные возможности при принятии решений советами (ст. 6).
Этот же закон ввел в уставы областей, провинций и коммун право граждан на доступ ко всем административным документам (не только заинтересованных лиц, но и граждан, которых эти документы касаются), а также обязательную норму об учреждении института омбудсмана — гражданского защитника (difensore civico); теперь такое должностное лицо имеется во всех политико-территориальных единицах Италии.